Динамика цен на авиабилеты: причины подорожания и чего ждать дальше
Одно из предложений — обязать страховые и туристические компании направлять часть своей прибыли на снижение стоимости авиабилетов. Идея породила споры по поводу ее осуществимости. Эксперты выступают за введение комплексных мер, включая расширение программ субсидирования и решение проблем с количеством воздушных судов.
Насколько и почему выросли цены на авиабилеты в 2024 году
По данным Росстата, за первые пять месяцев текущего года цены на авиабилеты выросли на 32% по сравнению с прошлогодними, в этом мае рост был рекордным — на 28% (до 6972,36 рубля в экономклассе в расчете на одну тысячу километров пути).
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) зафиксировали рост цен на авиаперевозки в 10—30%. Среди причин указываются сезонность и динамическое ценообразование, пишут «Известия».
«Авиакомпании тратят прибыль на зарплаты и обслуживание самолетов, так как запчасти нередко покупают дороже из-за отсутствия прямых поставок», — сообщили в РСТ.
Инфляционные процессы тоже влияют на стоимость авиационного керосина (например, в 2022 году цены выросли на 45%) и перевозок в целом — все это приводит к росту затрат и, следовательно, удорожанию билетов, пояснили в РСТ.
По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) по международному туризму, генерального директора туроператора Space Travel Артура Мурадяна, текущее внутреннее подорожание связано, во-первых, с возросшим спросом на внутренний туризм, а во-вторых — с дефицитом авиационной техники, значительным усложнением логистики и кратным удорожанием покупки и доставки запчастей.
«Дорогие билеты на международные перелеты объясняются не только этими факторами, но и тем, что иностранные авиакомпании, которые продолжают летать в Россию, держат цены на крайне высоком уровне. Для полетов в РФ им приходится выводить самолеты из лизинга и приобретать отдельные страховки для России по высочайшим ценам».
Артур Мурадян
вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по международному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel
Мурадян добавил, что у российских авиакомпаний, летающих за рубеж, большие расходы из-за санкций, включая выкуп из лизинга, ограничения на использование двигателей и прочее.
Глава турагентства Go Travel Наталия Ансталь в беседе с «Ямал-Медиа» назвала главными причинами роста цен на авиабилеты большой спрос и текущую экономическую ситуацию.
«Если мы говорим про какие-то заграничные направления, нужно учитывать, что авиакомпаниям приходится делать облет, потому что воздушное пространство открыто для наших российских авиакомпаний не над всеми странами, по этой причине увеличиваются затраты на топливо. Что касается перелетов по России — здесь, конечно, роль играет спрос и время покупки билетов. Например, август — это самый пиковый сезон, поэтому цены такие высокие».
Наталия Ансталь
глава турагентства Go Travel
Регулирование стоимости авиабилетов: какие меры предложили в Совете Федерации и Госдуме
Вопросом роста стоимости авиабилетов озаботились на государственном уровне. Так, комитет СФ по экономической политике рекомендовал правительству сделать процедуру формирования тарифов более прозрачной, ввести барьер в 20% от себестоимости при выставлении цены, а также актуализировать законодательство для предоставления скидок детям в возрасте от двух до 12 лет в размере 50% от обычного тарифа. Прорабатывается также запрет на аннулирование билетов на авиаперевозку из нескольких полетных сегментов, если пассажир не улетел по одному из них.
Глава комитета Госдумы по вопросам транспорта и транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, в свою очередь, предложил, чтобы страховые и туристические компании направляли часть своей прибыли на снижение стоимости авиабилетов. По его словам, пассажиры получают только 47% от сумм, выплаченных авиакомпаниями в качестве страховых возмещений.
Точку зрения Москвичева поддержал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, отметив, что по многим видам страхования граждан выплаты действительно не превышают половины собираемого.
«Выплаты по страхованию жизни не достигают и 5% от того, что ежегодно платят заемщики. Основные выгодоприобретатели от такого «страхования» — крупнейшие банки».
Дмитрий Янин
председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)
Эксперт подчеркнул, что сегодня нет механизма, который бы заставил банки и страховые компании отдавать свою прибыль в пользу субсидий на авиаперелеты. Это возможно лишь при условии повышения налогов для данных видов деятельности, уверен Янин.
С точки зрения директора Курганского филиала Института экономики УрО РАН Сергея Орлова, предложение Госдумы не может быть оперативно принято, поскольку «необходимо согласовать его со значительным количеством действующих нормативных документов (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, закон «Об организации страхового дела»).
Сценарий, когда туристические и страховые компании будут платить из своего кармана, назвала маловероятным и доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. При этом она признала проблему роста цен на авиаперевозки, уточнив, что ее необходимо срочно решать.
В беседе с «Ямал-Медиа» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин заявил, что меры по снижению цен на авиабилеты должны быть комплексными и разработанными на уровне правительства.
«Нужно работать совместно с правительством. Сегодня действует десяток программ субсидирования, просто нужно их расширять. Второе — конечно, не хватает бортов. То есть нужен целый комплекс мер, в числе которых сокращение затрат, контроль, проверка того, как расходовались средства, а также диверсификация полетов по сезону. Другими словами, нужно воздействовать на причину происходящего и делать это комплексно».
Юрий Барзыкин
вице-президент Российского союза туриндустрии
Цены на авиабилеты 2024: прогноз
Член генсовета «Деловой России», сопредседатель комитета по туризму Леонид Гункевич указывает на ключевой вывод: независимо от того, какое решение будет принято — обязательство страховых и туристических компаний участвовать в снижении стоимости билетов или введение тарифного регулирования, — в конечном итоге все расходы и потери будут перенесены на пассажиров.
Что касается авиакомпаний, то сейчас они заняты корректировкой документа, описывающего механизм ценообразования. Так, например, ПАО «Аэрофлот» планирует реализовать предлагаемые изменения в продажах на осенне-зимний сезон полетов. О разработке документа, регламентирующего ценообразование, заявили также в АО «Авиакомпания «Сибирь».
Пока авиаперевозчики устанавливают цены, туроператоры предлагают «ловить» недорогие билеты, которые есть как на внутренних, так и на зарубежных рейсах.
«Сегодня дешево можно слетать в Санкт-Петербург, можно «поймать» недорогие билеты на Алтай, в Сочи. Если из заграничных направлений, то это Турция. Все зависит от авиакомпаний и периода, когда покупается билет. Самые дорогие направления — это Куба, Мальдивы. Здесь всегда стоимость билетов, вне зависимости от периода, расстояния, достаточно высокая».
Наталия Ансталь
глава турагентства Go Travel
Ранее стало известно, что в первом полугодии 2024-го россияне чаще всего ездили в Турцию, Китай и Таиланд.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».