Дисциплинарные меры в школах: чего ждать ученикам и родителям с сентября 2025 года
Дисциплинарные меры в школах: новый порядок с сентября 2025 года
До 31 августа 2025 года в школах действует «Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». Он был утвержден приказом № 185 Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 года.
С нового учебного года вступает в силу новый документ. Это «Порядок применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2025 года № 243.
Сейчас документ представлен для общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов.
Какие меры дисциплинарного взыскания существуют в школе сейчас
В качестве санкций за нарушения предусмотрено несколько мер.
- Замечание. Применяется за незначительные нарушения. Цель — обратить внимание ученика на недопустимость определенного поведения.
- Выговор. Используется при повторных или грубых нарушениях. Фиксируется в личном деле ученика, может влиять на характеристику обучающегося.
- Отчисление из учебного заведения. Исключительная мера, которую на деле очень сложно применить.
Цель предлагаемых мер — корректировка поведения и предотвращение повторных нарушений, пояснила в беседе с «Ямал-Медиа» основатель и старший юрист компании ООО «Принцип» Ксения Зайцева.
«Мер дисциплинарного взыскания несколько — это замечание, выговор или отчисление. При этом может применяться только одна мера взыскания из вышеперечисленных за один проступок. Нет определенного дисциплинарного взыскания за какой-то определенный проступок. Какая мера будет применяться, зависит от тяжести дисциплинарного проступка, по какой причине ученик его совершил и при каких обстоятельствах; как данный ученик вел себя до этого, были ли аналогичные случаи, в каком состоянии он был на момент совершения. Также учитывается мнение учеников, родительского совета и учителей по конкретному ученику».
Ксения Зайцева
основатель и старший юрист компании ООО «Принцип»
Основные характеристики дисциплинарного взыскания — это:
- законность (применяется в соответствии с действующим законодательством и внутренними правилами школы);
- обоснованность (должно быть четкое объяснение, за что именно применяется взыскание);
- своевременность (взыскание накладывается в установленные сроки после совершения проступка);
- соразмерность (тяжесть взыскания должна соответствовать серьезности нарушения).
Однако существуют категории учащихся, к которым дисциплинарные меры применяться не будут:
- воспитанники детских садов и ученики начальной школы;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, такими как задержка психического развития или интеллектуальные нарушения;
- временно отсутствующие по уважительным причинам, например, находящиеся на больничном, каникулах, в академическом или декретном отпуске, а также отпуске по уходу за ребенком.
Когда применяются меры дисциплинарного взыскания в школе
Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Среди грубых нарушений дисциплины могут быть следующие:
- распространение сведений, затрагивающих частную жизнь и достоинство других обучающихся, педагогических работников и иных граждан;
- появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- пронос предметов, запрещённых в обращении на территории образовательного учреждения (оружие, патроны и др.);
- причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, обучающимся или посетителям образовательного учреждения;
- угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников, посетителей образовательного учреждения;
- опоздание на урок без уважительной причины или самостоятельный уход с урока без разрешения педагогических работников;
- систематическое (более двух-трех раз) невыполнение домашнего задания без уважительной причины, а также отказ от выполнения классного и иного самостоятельного задания в рамках образовательного процесса без уважительной причины;
- нарушение правил пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, приведшее к негативным последствиям;
- недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении (нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся).
При этом, как подчеркнул, например, в колонке для портала «Переменка31.ру» начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области Николай Рухленко, сегодня меры дисциплинарного взыскания к учащимся практически не применяются. Основная причина — это боязнь, нежелание выяснять отношения с родителями, особенно с родителями-юристами.
Порядок действия мер
Первое — это фиксация нарушения. После этого учащийся в течение трех дней должен будет предоставить письменные объяснения (несовершеннолетний пишет их в присутствии родителя или законного представителя), после этого последует наказание. Причем руководство учебного заведения обязано его применить не позднее месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести — с его совершения. К слову, отказ или уклонение от предоставления письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания. По факту отказа обучающегося предоставить объяснения составляется соответствующий акт.
На рассмотрение проекта приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности отводится семь дней. Его изучают советы учащихся или их представительные органы, советы родителей, а затем передают в учебное заведение свое мнение.
Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) в течение трех учебных дней со дня его издания. Это можно сделать как лично, так и через электронную почту. Отказ ознакомиться с приказом оформляется отдельным актом.
При наложении дисциплинарного взыскания действует принцип рецидива: за один и тот же проступок, совершенный в течение года, наказание ужесточается.
Алгоритм оформления выговора
Первоначально фиксируется факт нарушения. Учитель или иной сотрудник составляет докладную записку с детальным изложением инцидента, указанием даты, времени и места его совершения.
Затем у учащегося запрашивается объяснение в письменной форме. В случае отказа составляется акт об отказе, который прилагается к материалам дела вместе с объяснительной (при наличии).
Родители ученика информируются о случившемся. Возможен вариант приглашения их в школу для обсуждения обстоятельств.
Ситуация выносится на педагогический совет. Там анализируются все детали нарушения, принимается во внимание характеристика ученика и его поведение в прошлом. На основании этого принимается решение о целесообразности вынесения дисциплинарного взыскания.
При положительном решении издается приказ о применении дисциплинарного взыскания. Проект приказа готовится заранее и, если в штате есть юрист, согласовывается с ним. Подписывает приказ директор школы.
Учащийся и его родители должны быть ознакомлены с приказом под роспись. Им предоставляется копия приказа. В случае отказа от подписания составляется соответствующий акт.
Копия приказа о выговоре подшивается в личное дело ученика, и вносятся соответствующие записи в учетные документы.
Важно соблюдать сроки. Выговор должен быть оформлен не позднее месяца со дня обнаружения проступка. При этом не учитывается время болезни ученика, каникулы или отпуск родителей.
Взыскание автоматически снимается через год, если ученик не получил нового. Однако директор имеет право снять взыскание досрочно по собственной инициативе, по просьбе ученика или ходатайству родителей или педагогического совета.
Когда могут отчислить из учебного заведения
Учащиеся первых — девятых классов могут быть спокойны: такая мера наказания им не грозит, так как в документе оговаривается, что исключить могут только ребенка старше 15 лет и только при неоднократном совершении грубых дисциплинарных проступков.
«Отчисление может быть применено, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ОООД), оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников ОООД, а также нормальное функционирование ОООД».
Николай Рухленко
начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
Решение принимают с учетом мнения родителей и при согласии комиссии по делам несовершеннолетних. Об этом организация обязана незамедлительно проинформировать орган местного самоуправления в сфере образования, который в месячный срок вместе с родителями должен сделать все, чтобы человек всё же получил общее образование.
При этом решение об отчислении может быть обжаловано.
«Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты», — уточняется в проекте приказа Минпросвещения.
Ксения Зайцева подчеркнула: отчисление применяется в редких случаях и только тогда, когда иные меры не работают.
«Отчисление не применяется в тех случаях, когда срок предыдущих мер истек. Данное решение применяется с учетом мнения родителей и комиссии по делам о несовершеннолетних»
Ксения Зайцева
основатель и старший юрист компании ООО «Принцип»
Когда можно снять меру дисциплинарного взыскания
В случае, если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания обучающийся не совершит новых проступков, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.
Директор образовательного учреждения может снять меру дисциплинарного взыскания раньше чем через год в следующих случаях:
- по решению педагогического совета;
- по просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;
- по ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Оценки за поведение
Еще одна мера, которая должна повлиять на дисциплину, — оценки за поведение. Раньше это была обязательная графа в советских дневниках.
Как отметила в интервью «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская, пока это пилотный проект, запланированный с 1 сентября 2025 года только в нескольких регионах. Он позволит протестировать различные системы оценивания, чтобы определить наиболее эффективный подход. Затем планируется открытое обсуждение с педагогами и родителями, чтобы оценить степень психологического давления на детей и целесообразность расширения инициативы на всю страну. По мнению парламентария, вводимая мера поможет предотвратить серьезные нарушения и поддержать дисциплину в школе.
Последствия дисциплинарного взыскания в школе
Первое и основное — это влияние на характеристику ученика (информация о взыскании может быть в нее включена, это может повлиять на поступление в другое учебное заведение, сказаться на рекомендациях для участия в престижных мероприятиях, отразиться на общем рейтинге ученика в классе) и будущую карьеру (для юношей характеристика станет решающей для военкомата).
Помимо этого могут возникнуть психологические последствия (влияние на психику и самооценку ученика, его отношение с одноклассниками, педагогами и родителями).
«Непонятно, насколько эффективны будут данные меры, так как я тут вижу и плюсы, и минусы. По моей практике, это сильно влияет на родителей, но не всегда родители могут повлиять на ребенка. Ребенка же меры дисциплинарных взысканий не особо волнуют. Конечно, в первую очередь поведение ребенка — это отражение воспитания, но бывают и исключения», — отметила юрист Ксения Зайцева.
С точки зрения руководителя Всероссийского фонда образования, сопредседателя движения «Образование для всех», члена-корреспондента Российской Академии естественных наук Сергея Комкова, такие «драконовские меры» в школах нецелесообразны.
«Я считаю, что это будет очень жестко и неоправданно, потому что сначала надо наладить очень правильную и грамотную воспитательную работу и в школах, и в колледжах. И тогда таких мер применять, я думаю, не придется. Ну выгонят этого ребенка из школы или из колледжа — куда он пойдет? Совершать преступления. Поэтому лучше навести порядок в педагогической среде и организовать правильно воспитательную работу и деятельность педагогического коллектива совместно с ребятами. Вот тогда не будет нарушения внутреннего распорядка и никаких жестоких мер применять не придется».
Сергей Комков
руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех»
Ранее мы рассказали, почему педагоги раскритиковали приказ о максимуме уроков для учителя.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».