Дороги Людмилы Касаткиной: цена успеха и бессмертная любовь советской актрисы
Со дня рождения актрисы Людмилы Касаткиной 15 мая исполняется 100 лет
Детство и юность Людмилы Касаткиной
Людмила Касаткина родилась 15 мая 1925 года в деревне Новое Село под Смоленском. Родители, зажиточные крестьяне, в 1928 году бежали в Москву, спасаясь от раскулачивания. В столице семья почти два десятка лет ютилась в 12-метровой комнате в подвале бывшей усадьбы князей Оболенских.
С детства Людмила занималась балетом, но после травмы переключилась на художественное слово. В 1943 году, несмотря на скромный рост (159 см), ее приняли в ГИТИС — комиссия расплакалась от «Итальянской сказки» Горького в исполнении юной Касаткиной.
Людмила Касаткина в театре
В 1947-м она окончила институт и сразу попала в Театр Советской армии (ныне — Российской армии), где прослужила всю жизнь. «Смотрите, какая скучная у меня биография: один театр, один муж, один сын», — шутила актриса.
В театре она сыграла более 60 ролей. Зрители, приходившие на «Укрощение строптивой», «Орфея в аду» или «Странную миссис Сэвидж», не могли поверить, что перед ними один и тот же человек, — настолько разными были создаваемые ею образы.
К каждой роли Касаткина готовилась с маниакальной тщательностью. Чтобы сыграть судью в спектакле «Ковалева из провинции», она посещала настоящие судебные заседания. А перед «Укрощением строптивой» всерьез изучала трактаты эпохи Ренессанса о положении женщины в обществе.
«Великая пигалица» — так за миниатюрность и одновременно огромную внутреннюю силу называли ее коллеги, а затем — и зрители.
Людмила Касаткина в кино
В кино Касаткина дебютировала в 1954 году, в фильме «Укротительница тигров». Изначально актриса была уверена, что ее внешность совершенно не подходит для кинематографа. «На пробах в картину «Большая семья» оператор воскликнул: «Я не могу вместить в кадр ее лицо! Не влезает!» — вспоминала Касаткина. Но режиссеры «Укротительницы тигров» Надежда Кошеверова и Александр Ивановский рискнули взять «неформатную» для кино актрису с круглым лицом и миниатюрной фигурой.
На съемках Касаткина не должна была работать с хищниками — ее дублировала известная цирковая артистка Маргарита Назарова. Но для крупных планов пришлось войти в клетку. Тигрица разбила стеклянную перегородку и бросилась на актрису — дрессировщик Борис Эдер едва успел ее вытащить. Позже он предложил Касаткиной сменить профессию и тоже стать дрессировщицей. «У вас есть кураж!» — восхитился Эдер. Фильм за время проката посмотрели 40 миллионов зрителей.
Творческий тандем Касаткиной с ее мужем, режиссером Сергеем Колосовым, образовался с конца 1950-х. Вместе они создали 14 картин, среди которых «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Операция «Трест», «Помни имя свое», «Мать Мария», «Дороги Анны Фирлинг», «Раскол», «Потерянные в раю».
«Помни имя свое»: невыносимая трагедия
Особое место в фильмографии Касаткиной занимает советско-польский фильм «Помни имя свое» (1974), где она сыграла женщину, разлученную с сыном в концлагере Освенцим. Чтобы глубже проникнуть в психологию героини, актриса похудела на 12 килограммов, изучала воспоминания узников и даже провела ночь в настоящем бараке для обреченных.
«Всю ночь я рассматривала детскую обувь, стоптанную, с запекшейся кровью, и новенькую. Башмачки из всех стран. Я старалась угадать, кому принадлежали ботиночки — мальчику, девочке, сколько им было лет и сколько пробыл ребенок в концлагере до своей гибели... Наутро я сказала: «Сегодня я могу сниматься, я сыграю, как у меня отнимали сына», — рассказывала актриса.
За роль в этом фильме Касаткина получила звание народной артистки СССР и была признана лучшей советской актрисой 1975 года по версии журнала «Советский экран».
«Дороги Анны Фирлинг»: сцены из жизни мамаши Кураж
Одной из последних больших работ Касаткиной стала роль мамаши Кураж в телефильме «Дороги Анны Фирлинг» (1985) по мотивам пьесы Бертольта Брехта. Эта работа стала настоящим бенефисом актрисы, продемонстрировавшей всю глубину своего таланта.
Касаткина создала сложный, противоречивый характер женщины-маркитантки, пытающейся выжить и сохранить семью в условиях бесконечной войны. Природная сила ее героини, практичность, граничащая с цинизмом, и одновременно глубокая человечность потрясают зрителя до сих пор.
«Я знаю, что такое война. Я прошла через нее ребенком. И я знаю, что значит потерять близких. Эта роль — дань памяти всем матерям, пережившим войну», — говорила актриса о своей работе.
Голос Багиры
«Мурлыкающий», чарующий голос Касаткиной знаком миллионам детей и взрослых благодаря озвучиванию пантеры Багиры в советском мультсериале «Маугли». Именно из-за тембра голоса актрисы советские мультипликаторы пошли против литературного оригинала Киплинга — в книге Багира был самцом, а в мультфильме стал элегантной и мудрой большой кошкой.
Кроме того, актриса озвучила Падчерицу в мультфильме «Двенадцать месяцев» и служанку Змея Горыныча в «Последней невесте Змея Горыныча».
Педагог Людмила Касаткина
С 1979 года Касаткина вместе с мужем руководила актерской мастерской в ГИТИСе. Среди их воспитанников — актрисы Евгения Добровольская и Алиса Богарт. Людмила Ивановна относилась к педагогической деятельности с той же ответственностью, что и к актерской работе, щедро делясь со студентами секретами мастерства.
«Актер должен быть честным перед самим собой. Никакая техника не спасет, если ты не чувствуешь правды в том, что играешь. Нужно любить людей, иначе как же их играть?» — внушала она своим ученикам.
В последние годы жизни Касаткина страдала от болезни Альцгеймера. Она всё меньше появлялась на публике, хотя продолжала преподавать и изредка сниматься в кино. Ее последней работой стала роль Марии Бове в драме «Потерянные в раю» (2006).
Людмила и Сергей: любовь длиною в жизнь
Личная жизнь Касаткиной была связана с одним-единственным мужчиной — режиссером Сергеем Колосовым. Они познакомились в ГИТИСе в 1943 году, в день рождения Людмилы. Она любила вспоминать эту историю: «Он пришел в институт с роскошными пионами. Я запомнила это на всю жизнь. И каждый год я точно знаю, что 15 мая у меня будут пионы».
Перед тем как пожениться, они четыре года дружили. «Я сказала ему: «Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему». И за четыре года он отвадил от меня всех моих поклонников», — рассказывала актриса.
На ребенка они решились, когда смогли заработать, Людмиле было тогда уже 33 года, нешуточный возраст для первородящей в СССР. Сын Алексей стал известным джазовым композитором и музыкальным критиком, в детстве и юности снялся с родителями в нескольких фильмах. Внучки Касаткиной и Колосова — Людмила (1984) и Анна (2001).
Брак актрисы и режиссера продлился более 60 лет и закончился лишь с самой жизнью супругов. Колосов умер в феврале 2012 года от последствий обширного инсульта, Касаткина пережила мужа всего на 11 дней. «Без Сережи я не могу», — сказала она врачам в больнице.
Людмила Касаткина ушла из жизни 22 февраля 2012 года. Несмотря на прогрессирующую болезнь, она сохраняла до последних дней присущее ей достоинство и внутреннюю силу.
На надгробии Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова на Новодевичьем кладбище выгравирована надпись: «Любовь не подвержена действию времени» — простая и емкая формула, которая сильнее смерти.
Ранее мы рассказали о личной и творческой судьбе вдовы режиссера Леонида Гайдая, актрисы Нины Гребешковой.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».