http://Top.Mail.Ru
Семик или Зеленые святки 5 июня 2025: что это за праздник и как его отметить | Ямал-Медиа
04 июня 2025, 13:33 (обновлено: 04 июня 2025, 13:45)

Древний праздник Семик: как умилостивить русалок и не попасть в загробное царство на Зеленые святки

Семик — один из важнейших обрядовых праздников в календаре восточных славян. Этот день знаменует собой переход от весны к лету и посвящен культу плодородия, поминовению предков и чествованию березы как символа женского начала. А еще его называют «Троицей умерших» или «Зелеными святками». «Ямал-Медиа» рассказывает об истории и традициях древнего праздника.

Когда отмечают Семик в 2025 году

В 2025 году Семик выпадает на 5 июня. Название праздника произошло от слова «седьмой», поскольку его отмечают в седьмой четверг после Пасхи, то есть за три дня до Троицы. По этой же причине Семик часто называют «четверговым праздником».

На Руси и в Российской империи Семик считался одним из трех главных народных праздников наряду с Троицыным днем и Купальницей. За Семицкими хороводами любили наблюдать императрицы Елизавета и Екатерина II и даже в них участвовали. Но в советское время древние традиции Семика почти исчезли.

Фото: PhotoJuli86/Shutterstock/Fotodom
Фото: PhotoJuli86/Shutterstock/Fotodom

В последние годы зеленый праздник вновь отмечают с размахом, особенно в сельской местности. В регионах проходят фольклорные фестивали «Зеленые святки», приуроченные и к Семику, и к Троице.

Почему святки и почему Зеленые

Термин «святки» в русской культуре обычно ассоциируется с зимними празднествами — периодом от Рождества до Крещения. Однако существуют и летние, или «зеленые», святки. Слово «святки» происходит от глагола «святить», что указывает на сакральный характер этого периода — переходного. В случае с Семиком речь идет о переходе весны в лето, когда, по поверьям, границы между мирами становятся проницаемыми. Наши предки верили, что в эти дни души умерших могут посещать мир живых, а природа максимально активизирует свои магические свойства.

Зеленые святки в восточнославянской традиции обозначали разные временные периоды: у русских это была обычно неделя перед Троицей (Семицкая), у украинцев и белорусов — от четверга седьмой недели после Пасхи до вторника восьмой недели (иногда до самой Троицы). Впрочем, этот праздничный цикл был широко распространен у всех восточных славян, но наиболее масштабно отмечался русскими. У украинцев и белорусов обряды только частично включали Троицу, смещаясь на Русальную неделю — до начала Петрова поста.

Палехская роспись на фольклорные сюжеты. Советская открытка 1976 года. Фото: IgorGolovniov/Shutterstock/Fotodom
Палехская роспись на фольклорные сюжеты. Советская открытка 1976 года. Фото: IgorGolovniov/Shutterstock/Fotodom

В этнографической литературе для обозначения периода Зеленых святок встречаются: «Троицко-семицкий празднично-обрядовый цикл», «Троицко-семицкий период», «Троицко-семицкий обрядовый комплекс», «Русальный период». В более узком временном контексте данный комплекс часто именуется «Троицко-семицкой неделей». Это обусловлено тем, что наиболее интенсивная фаза празднования традиционно приходилась на период с четверга-пятницы перед Троицей (с Семика) до четверга-пятницы после Троицы, охватывая таким образом примерно семидневный цикл с Троицей в центре.

А «зелеными» святки называли не только из-за буйства природы, но и из-за главного символа праздника — березы. Именно в этот период молодую березку украшали лентами, вокруг нее водили хороводы, ей «завивали» ветви в венки. Береза в славянской мифологии считалась женским деревом, символом плодородия и чистоты, а также своеобразным мостом между миром живых и миром мертвых.

Почему Троица умерших и что такое Русальная неделя

Семик и вся Семицкая неделя издревле сопровождались особыми обрядами, соединяющими христианские и языческие элементы, веселье и траур. И если православная Троица — праздник живых, то Семик нередко называли «Троицей умерших». В народном сознании это время поминовения «заложных» покойников — тех, кто умер неестественной смертью: утопленников, самоубийц, странников, скончавшихся без покаяния. Считалось, что их души не находят успокоения и в период движения к солнцестоянию возвращаются в мир живых.

На окраинах городов и крупных сел существовали «убогие дома» или «скудельницы» — общие могилы для всех умерших без христианского напутствия. В Семик (и на Покров) сюда направлялись крестные ходы для совершения общей панихиды и погребения. Например, в Москве таких мест было несколько, включая территории при церквях святого Иоанна Воина на Якиманке, Николая Божедомского и других.

Фото: S.O.E/Shutterstock/Fotodom
Фото: S.O.E/Shutterstock/Fotodom

А после Троицы и Духова дня начиналась Русальная неделя. По поверьям, в это время из воды выходили русалки. Впрочем, славянские русалки имели мало общего с прекрасными морскими девами из западноевропейского фольклора. В представлении наших предков это были души утопленниц или умерших до свадьбы девушек. Поэтому они могли являться и в образе писаных красавиц, и в виде бледных, иссохших существ с зелеными волосами и ледяной кожей.

Всю неделю русалки гуляли у водоемов, качались на ветвях росших по берегам деревьев и могли утащить к себе зазевавшегося путника. Особенно опасными они считались для молодых мужчин, которых могли защекотать до смерти или утопить. При этом русалки не были однозначно враждебными существами — они могли помочь с урожаем, если к ним правильно обращались и соблюдали определенные ритуалы.

В конце недели в некоторых регионах России проводили обряд «проводов русалки» — изготавливали чучело из веток и трав, которое затем топили в реке или сжигали. Это символизировало отправление русалок обратно в их подводное царство.

Традиции Семика на Руси: что нужно делать

Важной частью Семика было поминовение умерших — не только тех, что были похоронены без должного обряда, но и своих предков. На кладбища несли березовые ветви, яйца, блины и другую ритуальную пищу. После поминовения начинались народные увеселения.

Лавр Плахов «Семик, завивание венков». Литография 1840-х гг. Государственный русский музей. Фото: rusmuseumvrm.ru
Лавр Плахов «Семик, завивание венков». Литография 1840-х гг. Государственный русский музей. Фото: rusmuseumvrm.ru

Центральным обрядом Семика было «завивание» березы. Молодые девушки выходили в лес, выбирали молодую березку, украшали ее лентами и цветами, заплетали ветви в косы и венки. Вокруг дерева водили хороводы, пели обрядовые песни.

После ритуалов с березой девушки гадали на суженого — пускали по воде венки из березовых ветвей. Если венок поплывет быстро и не утонет — к скорой свадьбе, если закрутится на месте — к препятствиям на пути к браку, а если утонет — к несчастью или смерти.

В деревнях готовили обрядовую пищу — яичницу, караваи, пироги с зеленью. Яйца красили в зеленый цвет травяными отварами. Еду выносили на природу и устраивали коллективные трапезы, часть пищи оставляли «для русалок» — это должно было обеспечить их благосклонность на следующей, Русальной неделе.

Запреты Русальной недели

Русальная неделя была временем многочисленных табу и ограничений. Главное из них — запрет на купание. Считалось, что русалки могут утащить купающегося на дно. Особенно опасным считалось купание в одиночку или в темное время суток.

Фото: Dmitrijs Mihejevs/Shutterstock/Fotodom
Фото: Dmitrijs Mihejevs/Shutterstock/Fotodom

В период Русальной недели старались не ходить не только вдоль водоемов, но и вдоль ржаных полей — там, по поверьям, тоже любила «гнездиться» нечисть. Если же такая необходимость возникала, человек должен был иметь при себе оберег — обычно полынь или чеснок, их запах русалки якобы не переносили.

Запрещалось стирать белье в открытых водоемах — это могло разгневать русалок, которые воспринимали такое действие как осквернение их жилища. По той же причине не рекомендовалось плевать в воду или бросать туда мусор.

Существовал запрет на работу с пряжей и нитками — считалось, что русалки могут запутаться в них и отомстить хозяйке. Также не рекомендовалось заниматься любыми другими видами рукоделия.

Женщинам с маленькими детьми не рекомендовалось оставлять малышей без присмотра, особенно на открытом воздухе — считалось, что русалки могут подменить ребенка или навести на него порчу.

Приметы на Семик

  • Если на Семик идет дождь — к урожайному году и обилию грибов.
  • Обильная роса утром в день Семика предвещала хороший урожай огурцов. Сухая и ясная погода на Семик сулила засушливое лето.
  • Существовала примета, связанная с березой: если листья на ней к Семику крупные и сочные — лето будет теплым и влажным, если мелкие и бледные — холодным и сухим.
Фото: Denis.Vostrikov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Denis.Vostrikov/Shutterstock/Fotodom
  • Считалось, что девушка, которая найдет в лесу на Семик двойной лист березы, выйдет замуж до конца года. А если на березе распускались листья раньше, чем на осине, это предвещало теплое и долгое лето.
  • В некоторых регионах верили, что венок, сплетенный на Семик, обладает целебными свойствами. Его хранили до следующего года и использовали для лечения головной боли и других недугов.

Ранее мы рассказали о языческих корнях и современных традициях Вальпургиевой ночи.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...