Единая квитанция за ЖКУ появится на «Госуслугах»: платить придется по-новому
Электронный платежный документ будет доступен на «Госуслугах». Разработанный Минстроем законопроект о едином документе сейчас проходит внутриведомственное согласование. Новый способ оплаты избавит людей от бумажной волокиты и повысит платежную дисциплину, поскольку наличие сразу нескольких документов позволяет плательщику выбирать, за что платить, а за что — нет. Кроме того, новый платежный документ снизит риск возникновения задолженностей, сделает начисления более прозрачными и поспособствует экономии электроэнергии. Об этом пишет «Парламентская газета».
Что изменится в оплате услуг ЖКХ
Единый платежный документ будет доступен в том числе на «Госуслугах» и ГИС ЖКХ, заявил заместитель директора департамента цифрового развития Минстроя Андрей Евтушенко. Это будет обязательным условием законопроекта.
Введение единой электронной платежной системы в сфере ЖКХ пока осложняется тем, что законом не определены некоторые понятия. В Минстрое пока не называют дату внесения изменений. Пока неизвестно, куда они будут внесены: в Жилищный кодекс или в законодательство о банковской деятельности.
Плательщики обращают внимание на комиссию, но не все квитанции можно оплатить в одном банке и у одного платежного агента с одинаковой минимальной комиссией. Единый документ позволит облегчить им оплату услуг ЖКУ. Новый способ избавит от бумажной волокиты и стопок квитанций в почтовых ящиках. К тому же от 10 до 20% собственников имеют недвижимость в разных регионах.
По словам руководителя профильной секции Совета по развитию цифровой экономики Дмитрия Кузьмина, в некоторых регионах жители ежемесячно получают до десятка разных квитанций на оплату коммунальных услуг. Это крайне неудобно. К примеру, в Ростовской области только за водоотведение начисляют сразу три организации: за прием, транспортировку и за очистку.
Поставщики услуг при этом тратят лишние средства на печать и доставку целого вороха квитанций. И эти деньги также закладывают в тариф. Единый платежный документ позволит оплачивать услуги быстрее.
«Сейчас приходит очень много отдельных счетов на оплату, а также некоторые платежки приходят только собственнику, а некоторые всем зарегистрированным. Единый платежный документ — это единый счет для оплаты коммунальных услуг, услуг по ремонту и содержанию жилья и других услуг. Эта мера принята для повышения качества, а также, чтобы не создавалось путаницы и в платежах по ЖКУ. В частности, государство сэкономит на печати квитанций. Вдобавок начисление платы будет более понятным и прозрачным. Также консультироваться по вопросам можно будет теперь в одной организации», — пояснила «Ямал-Медиа» основатель и старший юрист ООО «Принцип» Зайцева Ксения.
Умное потребление ресурсов
Новый способ оплаты услуг ЖКУ снизит риск возникновения задолженностей, говорит заместитель директора департамента развития ЖКХ Минстроя Дмитрий Нифонтов. Многим людям бумажные квитанции уже не нужны, они оплачивают услуги онлайн, в том числе через мобильные приложения банков. Плюсы есть и для управляющих компаний.
«Комиссия при оплате будет меньше, так как будет единый платеж, и даже будет начисляться кешбэк в некоторых случаях. Штрафы и пени распространяются на всю задолженность. В случае частичной оплаты ЕПД платеж распределится пропорционально задолженности по оказанным услугам от общего объема платы, если иной способ распределения не указан клиентом при совершении платежа. С поставщиками не будет прямых договоров, а оплата будет осуществляться напрямую. Возможно, не будет прямого взаимодействия граждан с управляющей компанией, что очень хорошо», — считает Ксения Зайцева.
Если люди платят через управляющую организацию, всегда есть риски, что она деньги потратит не по назначению. Иногда это происходит даже не со злым умыслом. Например, управляющую организацию оштрафовали, и она оплатила это из тех денег, которые предназначались на оплату тепла или воды. Расчетные центры такие случаи исключают.
Необходимо просвещать и обучать людей цифровой грамотности, отметил первый зампред Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. В вопросах цифровизации ЖКХ он предлагает опираться на опыт Сингапура.
По словам сенатора, малые размеры этой страны и ресурсное распределение вынуждают власти искать инновационные решения, в том числе в сфере ЖКХ. В республике отлажена система умного потребления ресурсов, ведется мониторинг потребления и эко-подсказок. Сингапурское приложение ЖКХ уведомляет о том, например, что сегодня потребление воды выше, чем вчера на 30%.
Всего за пять лет в Сингапуре добились снижения потребления воды на 15%. В стране также установили динамические тарифы — чем больше тратят воды, тем выше сам тариф. За выполнение эко-задания граждане получают бонусы и скидки. Бонусы предусмотрены и за своевременную оплату ЖКУ, кроме того проводятся конкурсы на самое экономное домохозяйство.
«Эта игровая тематика для людей является стимулом, потому что все мы когда-то были детьми и остаемся ими внутри и сейчас. Поэтому, затрагивая эти «тонкие нити» в каждом из нас, мы точно можем создать выгоду не только для людей, но и для государства», — подчеркнул парламентарий.
Законопроект о едином платежном документе уже неоднократно предлагали на рассмотрение нижней палаты и каждый раз получали отрицательное заключение. Поэтому пока регионы сами решают, как упростить жизнь потребителям ЖКУ.
Ранее мы писали о том, что правительство РФ обсуждает льготные тарифы ЖКХ для садоводов.
Самые важные и оперативные новости — в телеграм-канале «Ямал-Медиа».