Эффект Сергея Минаева. Летописец нулевых продолжает задавать тренды
25 января писатель, сценарист и медиаменеджер Сергей Минаев отмечает 50-летие
Биография Сергея Минаева: глянец и «Литпром»
Сергей Минаев родился 25 января 1975 года в обычной московской семье. Взросление пришлось на самые «веселые» годы нашей истории — развал СССР, лихие девяностые, становление нового российского капитализма. В 1998-м он окончил факультет архивного дела РГГУ по специальности «Отечественная история новейшего времени».
Первоначально Минаев занимался алкогольным бизнесом, попутно позиционировал себя в глянце как эксперт по элитным винам. Работа в изданиях конца 90-х — начала нулевых дала ему не только связи и понимание медийного рынка, но и тот особый взгляд на общество потребления в российском изводе, который позже станет фирменным знаком его прозы. Именно этот период его жизни заложил фундамент для его будущих социально-критических романов, написанных по итогам наблюдений за нравами яппи, мнящих себя новой элитой.
В 2002 году совместно с писателем и блогером Эдуардом Багировым Минаев основал сайт «Литпром». «Он создан для того, чтобы тебе было куда выложить на всеобщее обозрение свои стихи и прозу, мгновенно узнать мнение общественности об их качестве и обсудить это», — говорилось в «кодексе чести» портала.
Но уже в 2005-м Минаев признавался: «Я [обалденный] руководитель, один из лучших. Я поднял ресурс из ничего, с земли. Но я просто очень устал придумывать и делать всё сам. У меня нет такого фанатизма и усидчивости, как у Удава (речь об известном сетевом ресурсе, создатель которого известен в том числе раскруткой так называемого «олбанского языка. — Прим. ред). Мне часто скучно. И еще у меня есть бизнес. Главное в том, что караван пойдет дальше, что бы ни случилось».
В 2007 году он открыл книжное издательство «Литпром». Но на сайте без Минаева «караван» пошел ни шатко ни валко, тем более к тому времени эстафета перешла к более «цивильным» площадкам — «Прозе.ру», «Стихи.ру», а в блогинге — к «Живому Журналу» и стендалонам. Однако «Литпром» всё еще существует — видимо, по завету его создателя, который писал: «Поверьте мне, «Литпром» закончится только тогда, когда мне это [надоест] или просто на него не будет времени. Да и то я что-нибудь придумаю. Я же один из самых талантливых пиарщиков контркультуры». И здесь он не слукавил.
Феномен «Духless»: зеркало поколения
Роман «Духless: повесть о ненастоящем человеке» появился в 2006 году и произвел эффект разорвавшейся бомбы. Страна тогда купалась в нефтедолларах, офисный планктон множился в геометрической прогрессии — и тут выходит книга, которая беспощадно препарирует новый класс.
Главный герой — циничный менеджер среднего звена, прожигающий жизнь в московских клубах и офисах, стал для многих зеркалом, в котором они увидели себя, и зеркалом не слишком чистым. На страницах книги Минаев представил безжалостный портрет современников с их мечтами о красивой жизни, карьерными амбициями и внутренней пустотой.
«Книга «Духлесс» стала популярна по одной только простой причине — я поневоле стал голосом поколения. Это был свежий воздух, я написал совершенно искреннюю вещь, и она до сих пор обсуждается, перетирается, обмусоливается. О ней спорят, ее любят, ее ненавидят».
Сергей Минаев
писатель,
Живой язык повествования, приправленный изрядной долей цинизма, англицизмами и актуальным сленгом, идеально передал атмосферу офисной среды. И хотя критики обвиняли автора в плагиате то Генри Миллера, то Брета Истона Эллиса, роман сразу разошелся полумиллионным тиражом, а его экранизация с Данилой Козловским стала одним из самых успешных российских кинопроектов.
Новые горизонты Сергея Минаева
Литературный успех открыл для Минаева двери в мир телевидения и кино, предоставив возможность реализовать свой потенциал в новых форматах. Его программа «Честный понедельник» продемонстрировала способность автора работать в жанре общественно-политической журналистики. Характерной особенностью этого и других телепроектов Минаева было умение сочетать острую социальную проблематику с доступной для широкой аудитории подачей материала.
Последующие произведения Минаева показали: в литературу он пришел всё-таки не от скуки. От описания офисных будней писатель перешел к масштабному анализу российского общества. Романы «Media Sapiens», «Р.А.Б.» и «The Тёлки» расширили тематический диапазон автора, он затрагивал всё более острые социальные проблемы. Хотя в душе, по его признанию, оставался сентиментальным.
«Я не хотел взрослеть. И до сих пор остаюсь мальчишкой. Я не стараюсь кичиться своим положением, статусом. Меня искренне расстраивают какие-то вещи, я плачу над мелодрамами. Иногда. Поэтому, если размазывать грим, там можно увидеть многое. Наверное, я тот паяц, который плачет только в гримерке».
Сергей Минаев
писатель
В этой связи примечательно, что многие наблюдения писателя, в частности касающиеся влияния масс-медиа на общественное сознание, оказались пророческими и приобрели еще большую актуальность с течением времени.
Минаев как бренд
Уникальность фигуры Минаева заключается в его умении предугадывать тренды и способности балансировать между литературой, пиаром и шоу-бизнесом. Эта гибридная жизнь «меж огней» или, если воспользоваться более изящной, литературной формулировкой, «между капель дождя», помогла ему создать личный бренд — узнаваемый образ медийной персоны, чье мнение неизменно вызывает бурную реакцию общественности. До сих пор одно его имя способно продвинуть и раскрутить любой проект — от сериала до рядовой акции в соцсетях.
«Я и так показываю, как мне кажется, чудеса эквилибристики, лавируя между позициями Минаева-телеведущего, Минаева-писателя и Минаева-интернетчика, а это совершенно три разных человека».
Сергей Минаев
писатель
На YouTube-канале «MinaevLive» сейчас более трех миллионов подписчиков, на Rutube пока на порядок меньше, но на отечественную платформу писатель зашел не так давно. В любом случае его видео, посты в соцсетях и публикации собирают сотни тысяч просмотров и лайков.
Минаев не боится провоцировать публику, задавать неудобные вопросы и открыто высказывать свою позицию. Правда, на своих каналах сейчас он полностью переключился на лекции «об уроках истории, которые вы прогуляли» (диплом РГГУ сам себя не покажет) и рассказы о культурных феноменах прошлого и настоящего, но таково требование времени. Свое кредо он еще 20 лет назад высказал в своем главном романе: «Хочешь быть богатым — работай для бедных».
Свой вес имеет и переформатированный западный Esquire — «Правила жизни», где Минаев был и остается главным редактором. «Главные редакторы глянцевых журналов, конечно, не столь же влиятельны, как ведущие телевизионных ток-шоу, но тем не менее они могут воздействовать на определенные группы людей», — считает он.
Но есть и более «осязаемые» проекты. Из последних — гибрид на основе идеи бесшовной интеграции брендов: сериал «Первый номер» и «новоглянцевый» журнал «Чтиво». Потому что кому, как не Сергею Минаеву, знать, что любая история циклична.
Цитаты Сергея Минаева
- «Мы — совершенно особое поколение в России, потому что родились в «совке», а жить пришлось совсем в другой стране. И сломались многие. Статистики нет, но мне кажется, что процентов 70 из нас, кто закончил вузы, по специальности не работали ни дня».
- «Большие герои закончились с 90-ми. Нулевые подарили нам Эминема и Эмми Уайнхаус. И, собственно, всё. Дальше начался период, когда музыканты стали просто селебрити — кто его знает, чем он занимается: то ли он актер, то ли модель, то ли блогер».
- «Я ловлю себя на мысли, что в мире столько книг, которых я не прочитал, что мне становится страшно, думаю: какой же я неуч. А с другой стороны, сразу вылезает мой брат Митрофанушка — мол, куда надо, извозчик довезет, зачем географию учить? И я понимаю, что если вся эта мудрость прошла мимо меня и я без нее как-то существую, может быть, и не нужна она мне».
- «Современные медиа столь тотальны, что низвели аудиторию до состояния аквариумных рыбок, у которых память три минуты. Верно и обратное: интеллектуальный уровень аудитории во всем мире падает, и медиа просто оперативно подстраивается под него».
- «Мы все в один момент стали соседями в одном большом подъезде. Где на первом этаже живет Вася Пупкин, а в пентхаусе живет Рианна, но каждый день они сталкиваются в подъезде через ее сторис».
- «Существующая общественная система, которая была хороша всю вторую половину XX века, лежит на боку. Как дорогая антикварная машина. Она красивая, стоит кучу денег, даже детали хромированные, «родные». Всё в ней хорошо. Но не едет она больше».
- «Надеюсь, когда-нибудь мы выйдем на такой уровень развития, что за ненасильственные преступления сажать в тюрьму не будут, потому что ломать не самых плохих людей через колено — это не та роскошь, которую мы можем себе позволить на пути Истории».
- «Облажаться перед самим собой было бы стыдновато. Рейтинги, тиражи, объемы рекламы — показатели важные и нужные, но про себя-то каждый из нас всегда точно понимает: про то, где он лажает, а где — нет».
- «Поверьте моему опыту: понимание того , что ты хорошо делаешь работу, которая приносит радость и пользу большому количеству людей, — штука теперь редкая».
Ранее мы рассказали, как жажда приключений привела Василия Яна к созданию исторических книг.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».