Фильму «Брат» — 25 лет. В чем секрет его успеха
Кинокритик Шагин: в «Брате» создан идеальный образ русского национального героя
Время нового кино
Ровно 25 лет назад, 12 декабря 1997 года, российский зритель впервые увидел криминальную драму «Брат» режиссера Алексея Балабанова. История ветерана Первой чеченской войны Данилы Багрова стала феноменом современного российского кино. А Сергей Бодров-младший, который исполнил главную роль, стал и остается народным героем, как и его персонаж.
Кинокритик Александр Шпагин рассказал «Ямал-Медиа», что премьера «Брата» пришлась на довольно удачное время. Во второй половине 90-х кинематографисты только-только начали заново собирать зрителя. После развала СССР и последовавшего кризиса кинотеатры на какое-то время перестали быть нужны. После премьеры фильма «Особенности национальной охоты» в 1995-м люди снова потянулись в кинотеатры, а потом вышел «Брат».
Сначала его обнаружили и проявили, скорее, кинематографисты, потому что он получил гран-при на фестивале «Кинотавр». Кстати, это был один из лучших «Кинотавров» потому что вдруг начался невероятный взлет нашего кинематографа. В 1998-м и 1999-м он продолжился, а в 2000-м началось некое напряжение. С начала 2000-х пошел рынок, начались проблемы. Рынок этот должен был рано или поздно появиться — слишком большая страна, и «Брат» стоял на столбовой дороге, которая вела в рынок.
Александр Шагин
кинокритик
Критик отметил, что гораздо большая слава изначально пришла к «Брату 2». Продолжение истории, в которой Багров едет сначала в Москву, а потом в Америку, было более зрелищным и массовым и имело оглушительный успех. Без «Брата 2» могло бы не быть нынешней популярности «Брата».
Герой, которого ждала страна
Александр Шпагин отметил, что Балабанову удалось выявить русское начало во всей его сложности и двойственности, ухватить суть национального героя.
Багров коренным образом связан со всеми культовыми героями российского и советского кино. Он устанавливает свой закон, как это делали Чапаев («Чапаев»), Жеглов («Место встречи изменить нельзя»), Гога, он же Гоша, («Москва слезам не верит»), Федор Сухов в «Белом солнце пустыни».
Огромное количество следователей, которые были на экране, не стали культовыми. Они были слишком положительными, добропорядочными, а это уже нехорошо. Наш русский герой должен быть с червоточинкой. Поэтому он становится человечнее и понятнее.
Александр Шагин
кинокритик
Данила Багров воплотил образ народного защитника в тяжелые времена. Он действует по понятиям, а не по закону (ведь по закону скучно, тяжело и тоталитарно), и этим отзывается в душе зрителя.
Как хорошее вино
Можно заметить, что в последние годы популярность «Брата» получила новый виток. Не так давно фильм выходил в повторный прокат, российские бренды выпустили коллекции одежды с тематикой «Брата». А сейчас в кинотеатрах показывают документальную ленту «Балабанов. Колокольня» Любови Аркус.
По словам Шпагина, фильм «пророс», настоялся, как хорошее вино, и набрал свою культовость с годами. Причем сегодня происходит обратная ситуация, нежели в конце 90-х. «Брат» перерастает «Брата 2», который сейчас может показаться немного попсовым. После выхода второй части было снято много похожих по стилю картин, хотя они и не дотягивали по уровню до ленты Балабанова. Так что эта картинка, «полугламурная-полуклиповая», надоела зрителю.
В «Брате» нарратив выстроен совершенно иначе. Он завораживает, в нем есть какая-то магия. То, что возникает такой голод по «Брату», говорит, что страна «беременна героем», но герой не появляется. Поэтому приходится обращать взоры назад и пересматривать «Брата».
Александр Шагин
кинокритик
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».