http://Top.Mail.Ru
75 лет «Формуле-1»: гонщики, история и легендарные болиды | Ямал-Медиа
13 мая 2025, 03:37 (обновлено: 13 мая 2025, 07:57)

«Формула-1»: 75 лет истории самых быстрых машин и самых отчаянных гонщиков

Раскаленный асфальт, рев моторов, мастерство пилотов на грани физических возможностей человека... «Формула-1» празднует свое 75-летие — три четверти века технологических прорывов, невероятных историй выживания, триумфов и поражений. Этот юбилей — повод вспомнить, как начиналась эпоха королевских гонок и что сделало их культовым явлением в мире спорта.

Что такое «Формула-1»

«Формула-1» — это не гонки. Это культ скорости, облаченный в углепластик и пропитанный запахом горящей резины. Это битва технологий, где команды с бюджетами в сотни миллионов евро при поддержке ведущих корпораций соревнуются в создании самых быстрых машин в пределах строгого регламента — той самой «формулы».

Представьте себе автомобиль, разгоняющийся до 100 километров в час за 1,7 секунды — быстрее, чем вы успеете произнести «Мама, роди меня обратно». При этом средняя стоимость одного болида составляет 15—20 миллионов долларов. И всё это великолепие регулярно разбивается в щепки.

Суть проста: 20 гонщиков из 10 команд соревнуются в серии Гран-при по всему миру. Побеждает тот, кто набрал больше всего очков за сезон.

Современные болиды развивают скорость больше 370 километров в час и выдерживают перегрузки до 6G на поворотах. Для сравнения: космонавты при взлете испытывают около 3G. И всего за одну гонку пилоты болидов теряют от двух до четырех килограммов веса из-за экстремальных физических нагрузок, температуры в кокпите, достигающей 50 градусов, и нагрева тормозных дисков до всех 1000 градусов.

Как появилась гонка «Формула-1»

В 1946 году Международная автомобильная федерация (FIA) разработала правила для одноместных гоночных автомобилей, получивших название «Формула-1». Но лишь 13 мая 1950 года на трассе Сильверстоун в Великобритании состоялся первый официальный Гран-при.

На старте первого сезона стояли автомобили Alfa Romeo, Maserati, Talbot-Lago и Ferrari. Примечательно, что на том первом Гран-при присутствовал король Георг VI — единственный случай, когда британский монарх посетил автогонки. Первым чемпионом стал итальянец Джузеппе (Нино) Фарина на Alfa Romeo.

Электромобиль Battista Edizione Nino Farina, посвященный первому в истории «Формулы-1» обладателю чемпионского титула, на Канадском международном автосалоне 2025 года. Фото: Informa Plus/Shutterstock/Fotodom
Электромобиль Battista Edizione Nino Farina, посвященный первому в истории «Формулы-1» обладателю чемпионского титула, на Канадском международном автосалоне 2025 года. Фото: Informa Plus/Shutterstock/Fotodom

Первые болиды мало напоминали современные. Их двигатели выдавали около 400 лошадиных сил (сейчас — более 1000), а безопасность пилотов фактически не учитывалась. Шлемы были простыми, пилоты часто выступали в льняных рубашках и шерстяных свитерах, а ремни безопасности считались помехой — в случае аварии гонщику было важнее вылететь из кокпита (кабины болида), чем оставаться в загоревшейся машине.

В 1960-е годы доминировали британские команды Lotus, Cooper и BRM — это они разместили двигатель не спереди, а сзади. 1970-е стали временем ожесточенного соперничества Ferrari, McLaren и Tyrrell. Именно тогда появились первые спонсорские ливреи, а телетрансляции превратили гонки в глобальное шоу.

1980-е запомнились противостоянием Алена Проста и Айртона Сенны, а также турбоэрой, когда двигатели выдавали более 1500 лошадиных сил. С 1990-х начался период доминирования электроники и аэродинамики, а безопасность стала приоритетом после гибели Сенны в 1994 году.

Легендарные гонщики «Формулы-1»

Михаэль Шумахер — легендарный символ «Формулы-1». Семь чемпионских титулов (рекорд, повторенный позже Льюисом Хэмилтоном), 91 победа и 15 сезонов на вершине. Немец перешел в Ferrari в 1996 году, когда команда находилась в глубоком кризисе, и превратил ее в непобедимую машину. Его маниакальное внимание к деталям стало легендарным — Шумахер мог часами обсуждать с инженерами настройки болида, первым приезжал на трассу и последним уезжал.

Михаэль Шумахер празднует победу в сезоне 2006 года, В тройке лидеров еще два знаменитых пилота «Формулы-1» — Фернандо Алонсо и Хуан Пабло Монтойя. Фото: cristiano barni/Shutterstock/Fotodom
Михаэль Шумахер празднует победу в сезоне 2006 года, В тройке лидеров еще два знаменитых пилота «Формулы-1» — Фернандо Алонсо и Хуан Пабло Монтойя. Фото: cristiano barni/Shutterstock/Fotodom

Но трагический удар судьбы поджидал Шумахера не на гоночной, а на лыжной трассе. 29 декабря 2013 года он разбился на курорте Мерибель во Французских Альпах. Из-за почти не совместимых с жизнью травм легендарный гонщик «Формулы-1» до сих пор прикован к постели и, по заверениям семьи, не способен к самостоятельному передвижению и полноценному общению с окружающими.

Еще один герой «Формулы-1» — Ники Лауда. Австриец трижды становился чемпионом мира в составе команды Ferrari, но в историю вошел благодаря невероятному возвращению после страшной аварии на Нюрбурге в 1976 году. Его болид загорелся, и Лауда получил сильнейшие ожоги лица и легких. Врачи давали минимальные шансы на выживание, но через шесть недель после аварии Ники вернулся за руль. С обожженным лицом, без уха и части кожи головы он боролся за титул до последней гонки сезона, уступив Джеймсу Ханту лишь несколько очков. В 1977 году Лауда взял реванш, а в 1984-м завоевал третий титул.

Ники Лайда. Фрагмент экспозиции в музее Ferrari в Италии. Фото: Todamo/Shutterstock/Fotodom
Ники Лайда. Фрагмент экспозиции в музее Ferrari в Италии. Фото: Todamo/Shutterstock/Fotodom

В 2019 году гонщик скончался после многолетней борьбы с последствиями страшной аварии — заболеванием легких и поражением почек.

Финна Кими Райкконена прозвали за напускной флегматизм «Ледяным человеком». Чемпионом мира он стал в 2007 году на Ferrari, причем прославился не только скоростью, но и полным безразличием к шумихе вокруг гонок. Его лаконичные радиопереговоры стали классикой жанра, а фраза «Leave me alone, I know what I'm doing» («Оставьте меня в покое, я знаю, что делаю») разошлась на мемы. При этом Райкконен — один из самых универсальных гонщиков, успешно выступавший в ралли и гонках NASCAR во время перерыва в карьере в «Формуле-1».

Кими Райкконен в 2020 году. Фото: Michael Potts F1/Shutterstock/Fotodom
Кими Райкконен в 2020 году. Фото: Michael Potts F1/Shutterstock/Fotodom

В сентябре 2021 года финский пилот объявил о завершении карьеры по окончании текущего сезона. В финальной гонке команда разместила на его болиде надпись: «Dear Kimi! We will leave you alone now!» — «Дорогой Кими! Теперь мы оставим тебя в покое!»

Гоночные болиды «Формулы-1»

За 75 лет болиды «Формулы-1» превратились из смертельно опасных машин в высокотехнологичные шедевры инженерной мысли. Современный болид состоит из более чем 14 тысяч деталей, большинство из которых изготавливается на заказ.

Революционным стал Lotus 78 с граунд-эффектом — механизм для создания разрежения под кузовом машины для буквального «присасывания» к трассе. А уже в 1980-х началась эра турбонаддува, когда мощность моторов достигла запредельных 1500 лошадиных сил в квалификационных режимах.

Lotus 78. Фото: Paul Pollock/Shutterstock/Fotodom
Lotus 78. Фото: Paul Pollock/Shutterstock/Fotodom

McLaren MP4/4 1988 года под управлением Айртона Сенны и Алена Проста выиграл 15 из 16 гонок сезона — рекорд, державшийся десятилетия.

Williams FW14B 1992 года, спроектированный Эдрианом Ньюи, ввел в обиход активную подвеску, автоматически подстраивающуюся под условия трассы, полуавтоматическую коробку передач и трекшн-контроль. Этот болид настолько опережал конкурентов, что FIA пришлось запретить эти технологии.

Ferrari F2002 и Ferrari F2004 — болиды «эпохи Шумахера». На F2004 немецкий гонщик выиграл 13 из 18 гонок сезона и установил рекорды кругов на многих трассах, некоторые из них не побиты до сих пор.

Ferrari F2004. Фото: Dan74/Shutterstock/Fotodom
Ferrari F2004. Фото: Dan74/Shutterstock/Fotodom

Mercedes W11 2020 года называют самым быстрым болидом в истории — на некоторых трассах он превзошел прежние рекорды на 5 секунд, что в мире «Формулы-1» равносильно вечности.

Red Bull Racing RB20 — победный автомобиль, разработанный и построенный Red Bull Racing и оснащенный силовым агрегатом Honda RBPTH002 для участия в чемпионате мира «Формулы-1» 2024 года.

В феврале 2025-го Ferrari представила SF-25 — свой 71-й болид в истории королевских гонок.

Фото: QIAN JUN/Shutterstock/Fotodom
Фото: QIAN JUN/Shutterstock/Fotodom

Под руководством технического директора по шасси Лоика Сера команда внесла ключевое изменение в конструкцию передней подвески, перейдя с толкателей на тяги. Это инженерное решение улучшает аэродинамическую эффективность, обеспечивая более «чистый» обтекающий болид воздушный поток и расширяя возможности для дальнейшей доработки аэродинамического обвеса.

Интересные факты

За 75 лет своего существования «Формула-1» превратилась из опасного развлечения для состоятельных энтузиастов в высокотехнологичный спорт, на котором обкатываются инновации, позже попадающие в обычные автомобили. От карбоновых тормозов до гибридных установок, от систем безопасности до аэродинамики — многое из того, что делает современные автомобили быстрее, экономичнее и безопаснее, родилось именно на соревнованиях «Формулы-1».

  • Трасса Монте-Карло в Монако практически не изменилась с 1929 года, оставшись самой узкой и «медленной» в календаре гонок. При этом в туннеле пилоты проезжают в нескольких сантиметрах от отбойников на скорости более 280 километров в час.
  • Руль современного болида «Формулы-1» стоит около 50 тысяч евро и содержит более 20 кнопок и переключателей. Пилоты меняют настройки мотора, тормозов, подвески и дифференциала прямо во время прохождения поворотов.
  • До 1985 года дозаправки во время гонки были запрещены. Когда их разрешили, команды начали специально недозаправлять машины, чтобы сделать их легче на старте. Это привело к ряду опасных инцидентов — болиды загорались прямо на пит-стопах.
Пит-стоп для гонщика Ferrari Шарля Леклерка во время Гран-при Нидерландов «Формулы-1» в 2022 году. Фото: kivnl/Shutterstock/Fotodom
Пит-стоп для гонщика Ferrari Шарля Леклерка во время Гран-при Нидерландов «Формулы-1» в 2022 году. Фото: kivnl/Shutterstock/Fotodom
  • Самый быстрый пит-стоп в истории «Формулы-1» выполнила команда Red Bull на Гран-при Бразилии 2019 года — замена всех четырех колес у болида Макса Ферстаппена заняла всего 1,82 секунды.
  • Болиду достаточно скорости 180 километров в час, чтобы прижимная сила сравнялась с его весом, и тогда, теоретически, машина сможет ехать по потолку.
  • Двигатели болидов работают на топливе, которое носит маркировку E10. Это смесь, состоящая на 90% из высокооктанового бензина и на 10% из так называемого возобновляемого этанола.

Ранее сообщалось, что российские парламентарии собираются рассмотреть проект закона, который предполагает увеличение штрафов для владельцев тихоходных транспортных средств, не устанавливающих красный треугольник на лобовое стекло.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...