Фредерик Шопен: восхищение императора, любовь Жорж Санд и завещанное Польше сердце
215 лет со дня рождения польского композитора и пианиста Фредерика Шопена
Гений классической музыки 19-го века подарил миру волшебные вальсы, мазурки и ноктюрны, от которых начинает сильнее биться сердце каждого романтика в любые времена. А свое сердце композитор завещал любимой Польше — в прямом и переносном смыслах.
«Ямал-Медиа» вспомнит интересные факты из жизни гения, историю великой любви и творческого наследия.
Путаница с датой рождения
Поэт и романтик классической музыки на самом деле родился 1 марта 1810 года. В семье его день рождения отмечали именно в первый день весны, когда воздух наполняется торжествующей песнью просыпающейся от сна природы. На родине Шопена, в Польше, дату его рождения отмечают тоже 1 марта.
А вот в свидетельствах о рождении и крещении указана дата 22 февраля, поэтому мир отдает дань памяти гению в этот день.
Бриллианты от русского царя: детство и юность Фредерика Шопена
Фредерик Францишек Шопен родился в деревне Желязо́ва-Воля недалеко от Варшавы. Родителями мальчика были простые люди: отец, выходец из Франции, работал учителем в богатых семьях, мать служила экономкой. Однако оба они были хорошо образованными людьми, любящими и понимающими музыку. Мать Шопена свободно говорила на французском языке, превосходно играла на фортепиано, обладала красивым голосом, обожала народные мелодии. Свою любовь к музыке она привила и детям — единственному сыну и трем дочерям.
Когда мальчику было 7 месяцев, семья переселилась в Варшаву. Отец, Николя Шопен, устроился работать преподавателем иностранных языков и французской литературы в Варшавский лицей.
В семье царили любовь и гармония, родители помогали развиваться талантам детей, а те заботились друг о друге, поддерживая родителей. Так, существует легенда, что трехлетнего Фредерика как-то застали ночью за роялем, подбирающим танцевальную мелодию. Ее днями играла для обитателей пансиона его мать Юстина. И малыш решил, что должен научиться подменять маму, если она устанет.
Первые уроки игре на фортепиано мальчику давала его старшая сестра Людовика. С 7-летнего возраста за его обучение взялся чешский пианист Войцех Живный, прививший ему любовь к музыке Баха и преподавший азы композиторского ремесла. В этом же возрасте Шопен написал свой первый полонез соль-минор.
В 8 лет Фредерик впервые выступил на публике с концертом Йировца. Так началась его сверхуспешная концертная деятельность в аристократических салонах и в домах друзей семьи.
Юного гения стали сравнивать с Моцартом, ведь мальчик играл наравне с лучшими пианистами Польши. Учитель развел руки — он больше не мог чему-то научить подростка, который явно превосходил его в виртуозности. Восхищенная юным талантом певица Анджелика Каталани подарила Шопену золотые часы с гравировкой. А в 1825 году 15-летнего юношу пригласили выступить перед российским императором Александром I. За то, что он растрогал царя, юному гению вручили бриллиантовый перстень.
В 1823 году Фредерик поступил в Варшавский лицей. За обучение 12-летнего мальчика с хрупким здоровьем, но мощным талантом взялся друг семьи, директор Варшавской консерватории Иосиф Эльснер.
Фредерик оставался равнодушным к точным наукам, но любил литературу и историю Польши, которую изящно перекладывал на музыкальный язык.
Творческие вершины Шопена
Всю свою короткую жизнь (он прожил всего 39 лет) Шопен был верен фортепиано, писал только для него и в эпоху перехода любимого инструмента 18 века к современному роялю даже вошел в историю как создатель «Нового завета фортепианного искусства» — так метафорически называют гения.
Он посещал много концертов выдающихся музыкантов своего времени, оперные театры и картинные галереи, все время учился чему-то новому.
Его творческий подъем случился в возрасте 19-20 лет. Юный композитор создал первые свои шедевры — два фортепианных концерта, мазурки, этюды и ноктюрны. Мечтательность и красота его музыки, большая духовная сила его возвышенных и нежных произведений пленяли публику и наполняли сердца гармонией.
Композитора часто называют романтиком и поэтом от музыки. Но Шопен терпеть не мог слова «романтизм», считая, что оно связано с самолюбованием и позерством. Скромный гений в музыке ценил, прежде всего, ее искренность. Он утверждал: «Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолели все трудности».
Трепетная и нежная, то полная восторга и радости, то грустная и мечтательная, его музыка всегда полна поэтической чувствительности и высокого стиля.
Как один из величайших мастеров музыкального искусства, Шопен оставил после себя 2 фортепианных концерта, 3 сонаты, 4 баллады, 16 полонезов, 17 вальсов, 27 этюдов и 60 мазурок!
Немецкий композитор Роберт Шуман, услышав вариации юного Шопена на тему Моцарта, воскликнул: «Шляпы долой, господа: перед нами — гений!». А позже он же писал о нем: «Он есть и останется самым отважным и гордым поэтическим духом времени».
Друг Шопена Ференц Лист именовал композитора «нежным гением гармонии». А гений 20-го века Сергей Рахманинов называл Шопена «величайшем из гигантов».
Парижский период
В жизни Шопена 1831 год оказался судьбоносным. Намереваясь вернуться в Польшу после успешных гастролей по Европе, он надеялся на изменение политической ситуации в стране. Польша тогда была под пятой Российской империи и стремилась к независимости. Шопен и сам мечтал присоединиться к повстанцам. Но польское восстание было подавлено, разочарованный молодой человек эмигрировал на родину отца — во Францию. В его душе навсегда поселилась тоска по покинутой родине, куда он больше ни разу не возвращался.
Однако Париж был хорош для творческой карьеры Шопена. Здесь музыкант провел все оставшиеся ему годы, завел друзей среди творческой богемы, встретил любовь всей своей жизни и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Другом и соратником Шопена в Париже стал Ференц Лист. Их многое сближало — Фредерик, как и Лист, прошел путь великого композитора, пианиста и талантливого педагога.
Шопен, утонченный, учтивый молодой человек с безупречными манерами и отменным вкусом, сразу стал кумиром в аристократических кругах общества. Всем его редким выступлениям сопутствовал бешеный успех. Знакомство с ним за честь считали все крупнейшие композиторы того времени (Мендельсон, Беллини, Берлиоз, Шуман и другие).
В последние годы жизни Фредерик Шопен полностью сосредоточился на создании своих бессмертных шедевров.
Шопен и Жорж Санд
В 1837 году Шопена настиг первый серьезный приступ болезни легких, первые признаки которой появились еще 6 годами ранее.
В этот же роковой для его здоровья год он встретился с баронессой Дюдеван, знаменитой писательницей, известной всему миру под мужским именем Жорж Санд.
Они были слишком разными. Он — хрупкий и застенчивый, слишком щепетильный, неудачливый в любви — его помолвка окончилась разрывом по инициативе невесты. Она — многоопытная, страстная и свободолюбивая, имеющая брак за плечами, двух детей, и менявшая любовников, как перчатки, всегда в мужском костюме и с сигаретой в зубах. После их первой встречи Шопен задал друзьям лишь один вопрос: «Что это за отвратительная женщина?».
Но они сошлись, «как лед и пламень». Сначала встречались втайне от всех, а потом престали скрывать разгоревшуюся страсть. Вместе они провели зиму на острове Майорка в Испании, затем жили, мучая и любя друг друга в течение 10 лет. Этот период был плодотворным для обоих — за время их романа они создали свои лучшие шедевры.
К сожалению, обстоятельства всегда были против их чувств, да и дети Санд настраивали влюбленных друг против друга.
В 1847 году Шопен собрал вещи и ушел от возлюбленной. Однако тяжесть разрыва обострила и без того серьезную болезнь. В Лондоне 16 ноября 1848 года он дал свой последний концерт, а 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет умер от туберкулеза.
Говорят, умирая, он вспомнил свою Жорж Санд словами: «Она обещала, что я умру в ее объятьях».
На его похоронах по его ранее высказанному пожеланию звучал реквием Моцарта, а его сердце по его завещанию отвезли в Польшу и захоронили в одном из костелов Варшавы.
Самого композитора схоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой его любимого итальянского композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли, к которой так стремилась его израненная душа.
Память о Шопене
Новаторские идеи композитора, его музыкальный вклад в историю искусства до сих пор влияют на новых творцов. Они вдохновляли в свое время Листа, Дебюсси, Рахманинова и многих других.
О гении написано множество книг, вышли экранизации его жизни, во многих фильмах звучит его великолепная музыка.
Как-то Шопен сказал: «Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла». Во всем его творчестве всегда были такие смыслы, которые можно разгадывать и спустя века, каждый раз открывая нечто неожиданное.
На родине композитора вот уже сто лет, как проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена. Там был создан Институт Шопена (сейчас Общество имени Ф. Шопена). Общества Шопена есть и в других странах.
В Желязовой-Воле и в Варшаве открыты музеи Шопена, во многих польских городах есть памятники гению. В мире выпускают марки и банкноты с его изображением. В честь Шопена назван кратер на Меркурии, его именем называют улицы и аэропорты.
В Варшаве установлено 15 «скамеек Шопена»: на каждой есть кнопка, нажав на которую можно послушать одно из произведений композитора. Все скамейки находятся неподалеку от тех мест, которые как-то связаны с жизнью великого польского маэстро.
Ранее мы писали о поэте и прозаике Борисе Пастернаке, о перипетиях его личной и творческой жизни.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».