http://Top.Mail.Ru
Ларс фон Триер: 6 лучших фильмов датского режиссера и грандиозные скандалы | Ямал-Медиа
14 февраля 2025, 15:05 (обновлено: 14 февраля 2025, 14:22)

Гениальный и скандальный: лучшие фильмы Ларса фон Триера

Недавно в СМИ появилась информация, что 68-летний Ларс фон Триер, у которого в 2022 году диагностировали болезнь Паркинсона, помещен в центр интенсивной терапии. Имя датского режиссера и сценариста известно буквально каждому киноману-любителю. В кинематографе он более 50 лет, за это время ему удалось снять почти 26 картин. Неизменное правило фильма Триера — «фильм должен быть неудобным, как камень в обуви».

«Ямал-Медиа» сделал подборку лучших фильмов гениального режиссера, которые обязательны к просмотру.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock / Fotodom
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock / Fotodom

Топ-6 фильмов Ларса фон Триера

Танцующая в темноте (2000)

«Танцующая в темноте» — высшая точка карьеры Триера. Он получил за эту картину «Золотую пальмовую ветвь», присужденная каннским жюри под руководством Люка Бессона, и рекордные для режиссера кассовые сборы по всему миру. По мнению многих критиков, «Танцующая в темноте» — лучшее произведение Ларса фон Триера.

Главную роль в фильме исполнила певица Бьорк. В музыкальном фильме фоном выступает Америка 60-х. Одинокая чешская эмигрантка обожает мюзиклы и классические голливудские постановки, но судьба преподносит ей испытание: Сельма плохо видит и теряет зрение. Настоящий же ужас заключается в том, что вскоре может ослепнуть и ее сын.

«Танцующая в темноте» не столько музыкальная мелодрама, сколько философский манифест о природе творчества, иллюзии, эскапизме и смерти, от которой мы пытаемся спрятаться в утешительной темноте зрительного зала.

«Догвилль» (2003)

Фото: кадр из фильма «Догвилль» (2003), режиссер Ларс фон Триер
Фото: кадр из фильма «Догвилль» (2003), режиссер Ларс фон Триер

Экзистенциальная драма, снятая в минималистической технике «меньше — значит больше», легко усваивается и вклинивается в памяти на годы. «Догвилль» был замыслом для театральной сцены при отсутствии декораций — постоянным переходом с общих на большие планы, с минимальным антуражем и схематичным пространством. Актер и его тело, текст и застигает врасплох история — то, чего достаточно на все времена.

«Я придумал сюжет «Догвилль» благодаря песне пиратки Дженни из «Трехгрошовой оперы» по пьесе Бертольда Брехта. Это песня о девушке, которая работает в маленькой гостинице и мечтает о корабле, который зайдет в порт и разгромит все вокруг, и люди с корабля спросят ее, кого они должны ради нее убить, а она скажет всех», — рассказывал о фильме Триер.

Свою, возможно, лучшую и точно самую необычную роль здесь сыграла Николь Кидман. Хотя весь актерский состав впечатляет: в отсутствии декораций Триер делает ставку исключительно на мастерство исполнителей.

Сюжет посвящен судьбе беглянки Грейс, которая скрывается от гангстеров в крошечном шахтерском городке с хорошими людьми Догвилль. Сперва приютив незнакомку, вскоре горожане начинают злоупотреблять ее благодарностью, постепенно превращая Грейс во всеобщую рабыню, в том числе сексуальную. Поучительную притчу о границах добродетели венчает неожиданный и брутальный финал.

Многие, включая самого автора, считают этот фильм лучшим у Триера. Тем показательнее и интереснее его прокатный, а также фестивальный неуспех и отсутствие какого-либо международного премиального призвания. Возможно, причина в художественном и одновременно содержательном радикализме.

Работая над «Догвиллем» Триер хотел создать трилогию с условным названием «С.Ш.А» — страна возможностей», но добрался только до второй из трех букв. Два года спустя вышел «Мандерлей», снятый в таком же стиле фильм представлял собой медитацию темы расизма и рабства. В Штатах он фактически не был замечен и оценен, в Европе вызвал резкую критику. Третья часть предполагаемой трилогии «Васингтон» так и не была снята.

«Антихрист» (2009)

Это фильм, который отбирает последнюю веру и надежду у человека, досмотреть до конца не у всех хватает духа.

В центре сюжета — история супругов, которые не могут пережить смерть собственного ребенка, и поэтому мучают друг друга. Снимая фильм, Триер был вдохновлен философией и психоанализом Карла Юнга. Однако любой, кому приходилось проходить курс психотерапии или психологической помощи, может увидеть себя в фильме.

Фильм, как и почти все фильмы Триера, сопровождался скандалом. «Антихриста» обвинили в женоненавистничестве и сексизме. В частности потому, что роль сущего Антихриста в фильме досталась именно женщине.

Сам Триер на обвинения уже давно реагирует, в частности, объясняя это следующим образом: «Политкорректность — худшее, что дала миру Америка. Именно политкорректность убила честную дискуссию, потому что многие люди сегодня предпочитают молчать, боясь быть в чем либо обвиненными.

Однако стоит заметить, что сценаристом «Антихриста», помимо Триера, была его жена.

«Меланхолия» (2011)

Фото: кадр из фильма «Меланхолия» (2011), режиссер Ларс фон Триер
Фото: кадр из фильма «Меланхолия» (2011), режиссер Ларс фон Триер

В этот авангардный фильм-катастрофу Триер вкладывает личное: борьбу за жизнь после глубокой депрессии. И основной нитью проходит размышление о понимании собственного конца и иррационального страха не успеть.

Героиня фильма — Жюстин. Она красивая, успешная и счастливая. В ближайшее время она планирует выйти замуж за человека, который ее делает счастливой. Свадьба происходит в загородном поместье, где ее окружают близкие люди. Казалось бы, это какое-то неинтересное окончание мелодрамы, но Триер на то и Триер.

Изображая празднования, он обнажает фальшивость события: начиная с первой сцены, где шикарный свадебный автомобиль не проходит в узкую сельскую дорогу, заканчивая отвратительным застольем, где каждый тянет внимание на себя. Жюстин оказывается чужим на собственной свадьбе и проваливается в депрессию, чувствуя, что в какой-то момент все в ее жизни пошло не так. Новости о возможном апокалипсисе она встречает стоически, потому что уже почувствовала весь масштаб упущенных возможностей. В фильме звучит музыка Вагнера (любимого композитора режиссера).

Эта картина понравилась публике и критике, но через несколько часов после первого показа в Каннах на пресс-конференции Триер умудрился пошутить о своей симпатии к Гитлеру. За это он был изгнан с фестиваля и объявлен персоной нон грата. Впрочем, «Меланхолия» принесла актерскую награду исполнительнице главной женской роли Кирстен Данст.

Нимфоманка (2013)

Фото:  кадр из фильма «Нимфоманка» (2013), режиссер Ларс фон Триер
Фото: кадр из фильма «Нимфоманка» (2013), режиссер Ларс фон Триер

Нимфоманка — это самый длинный (в полной версии он длится пять с половиной часов) и самый нецензурный фильм Ларса фон Триера.

Главная героиня Джо теряет способность к оргазмам, когда начинает испытывать глубокие чувства, и это глубокое противоречие навсегда разрезало ее жизнь на «до» и «после».

«Нимфоманку» нужно смотреть непременно в режиссерской, а не продюсерской версии: все, вырезанное продюсерами от впечатлительных зрителей, не просто составляет эмоциональный фон фильма, а утверждает философию Триера — никогда никого не жалеть. В этом фильме Триер возвращается к извечному диалогу хаоса и порядка, импульса и книжных истин, подсознательного и сознания, женского и мужского. Один из главных феминистских манифестов современного кинематографа.

Дом, который построил Джек (2018)

Фото: кадр из фильма «Дом, который построил Джек» (2018), режиссер Ларс фон Триер
Фото: кадр из фильма «Дом, который построил Джек» (2018), режиссер Ларс фон Триер

Пока что последний, и, по правде, не лучший фильм Триера. Однако именно он во многом является итогом творчества режиссера.

История о архитекторе-неудачнике и одновременно гение-маньяке, имела замысел показать нам, что люди на самом деле болваны, и их проблемы именно в их глупости. В фильме одновременно вжились и обида, и усталость, и последний рывок энергии, и размышления о собственном месте в мире. Упакованная в жанровую обертку, это полифония не отталкивает и не смущает.

Картина может напугать, рассмешить, вызвать жалость, ненависть и восхищение героем. И уж точно, то, что роднит «Дом, который построил Джек» с другими работами Триера, незаметно залезет в голову, не оставив после просмотра равнодушными.

Ларс фон Триер и скандалы

Премьера фильма «Дом, который построил Джек» датского режиссера Ларса фон Триера на Каннском кинофестивале прошла не совсем удачно — около сотни зрителей покинули кинозал во время сеанса. Публику возмутило обилие сцен насилия.

Отметим, что во время премьеры предыдущего творения фон Триера, фильма «Антихрист», несколько зрителей упали в обморок, а у кинотеатров, демонстрирующих его, дежурили «скорые».

С 2011 года Ларс фон Триер объявлен персоной нон грата на Каннском кинофестивале. Причина тому — его высказывания по поводу картины «Меланхолия», сделанные на пресс-конференции. Датский режиссер тогда заявил о своей симпатии к Гитлеру, а затем и вовсе заключил: «Ок, да, я нацист». Позднее Триер извинился за свои слова, но это ему уже не помогло. Дирекция фестиваля объявила режиссеру бойкот и попросила его покинуть смотр. С тех пор Триер не приезжает в Канны, а в 2014 году он появился на Берлинале в футболке с надписью «Персона нон грата».

Нестандартный подход и стилистика Ларса фон Триера

Фото: gnepphoto / Shutterstock / Fotodom
Фото: gnepphoto / Shutterstock / Fotodom

Ларс фон Триер — режиссер, сделавший смелый шаг в мире кинематографа, изменяя привычные представления о визуальном стиле и художественной выразительности. Его работы отличаются нестандартным подходом к выбору дополнительных средств, чтобы подчеркнуть тематику фильма. Используя экстремальные ракурсы, множество крупных планов и сложные монтажные приемы, он создает напряжение и динамику, увлекая зрителя в свои мысли и идеи.

Важно отметить, что Ларс фон Триер не следует за общепринятыми стандартами в кинорежиссуре. Он предпочитает выражать свои мысли и идеи в нестандартной форме, что подчеркивает его индивидуальность и оригинальность. Благодаря такому подходу зритель испытывает глубокое чувство вовлеченности и эмоционального отклика, видя на экране откровенность и искренность.


Загрузка...