http://Top.Mail.Ru
Высказывания Сарика Андреасяна о Тарковском: что сказал режиссер и могут ли его отменить | Ямал-Медиа
06 марта 2025, 10:23 (обновлено: 06 марта 2025, 13:12)

Гений и фарисейство: как Сарик Андреасян поднял новую волну в российском кино

Российский кинематограф снова заговорил о своих внутренних противоречиях. Скандал после неосторожных высказываний режиссера и продюсера Сарика Андреасяна о творчестве Андрея Тарковского и спровоцированной ими перепалки с учащимися вышел за пределы профессиональной среды. «Ямал-Медиа» разбирался, что происходит с отечественным кинообразованием и системой ценностей индустрии.

«Я ненавижу Тарковского»: хронология провокации

Инцидент произошел во время лекции Андреасяна в одном из столичных киноколледжей. Зашел разговор и о классике мирового кино Андрее Тарковском. И тут Андреасян неожиданно заявил: «Я ненавижу Тарковского. Тарковский — это ужасно. Я ненавижу «авторское кино». Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это. Если только вы не хотите быть нищими, кончеными, блюющими кинематографистами…».

Студенты начали возмущаться, что вызвало еще более резкую реакцию кинодеятеля: «Кто здесь умный? Кто из вас снял хоть один фильм?» На возражение одного из учащихся, что «это не критерий», Андреасян ответил нецензурной бранью. После перепалки режиссер покинул аудиторию.

Сарик Андреасян во время съемок фильма «Онегин». Фото: «Кинокомпания братьев Андреасян»/kinopoisk.ru
Сарик Андреасян во время съемок фильма «Онегин». Фото: «Кинокомпания братьев Андреасян»/kinopoisk.ru

Версия самого Андреасяна, изложенная им позднее в своем телеграм-канале, несколько отличается от завирусившейся в Сети. По словам режиссера, он пытался донести до студентов, что в киноиндустрии нужны разные форматы и подходы, а его слова о ненависти к Тарковскому были вырваны из контекста. «Моя ошибка лишь в том, что я поверил, что можно честно вести разговор с теми, кто на это не готов. Тарковский в помощь, ребята! Живите прошлым, а мы будем делать кино сегодняшнее и будущее», — заявил Андреасян.

Чем засоряют мозг в киношколах: мнение Андреасяна

В том же комментарии режиссер прошелся и по уровню образования в киношколах и высказал мнение, что «киновузам России нужна реформа». Он утверждает, что сейчас киношколы создают искусственный разрыв между авторскими и коммерческими проектами, навязывая начинающим кинематографистам ложную дихотомию. «Учеников по-прежнему учат взлетать на кукурузниках и не дают шанса и умения управлять «Боингом». Мышление настолько унылое и однобокое, что ожидать того, что мы сможем быть передовой страной в индустрии развлечений, не стоит. Пока ученикам засоряют мозг, ничего ждать не стоит».

Однако в 2017 году у Андреасяна было несколько иное мнение. Тогда в интервью РИА «Новости» он утверждал: «Многие знают о моем специфическом отношении к артхаусу и почему-то уверены, что я негативно отношусь к творчеству Тарковского. Наверное, потому что они ошибочно относят Андрея Арсеньевича к артхаусу. Лично для меня его картина «Иваново детство» — настоящая драматическая история, понятная каждому зрителю. А сам Тарковский — это легенда наряду с Эйзенштейном и Кулешовым. Они прославили русский кинематограф на весь мир».

Фото: Shcherbakov Ilya/Shutterstock/Fotodom
Фото: Shcherbakov Ilya/Shutterstock/Fotodom

Восемь лет назад Андреасян также подчеркивал, что стилистика и фильмы Тарковского вошли во все учебники по киноязыку. «И до сих пор многие современные режиссеры пользуются образными системами великого режиссера», — говорил он.

«Знать и понимать Тарковского»: реакция профессионального сообщества

В соцсетях бурно обсуждают недавние заявления Андреасяна, вспоминая и его прошлые высказывания. Режиссер Алексей Герман-младший заявил в беседе с телеграм-каналом «Осторожно, Москва», что Андреасян неправ в оценке авторского кино. Более того, он назвал его слова «вопиющей некомпетентностью», подчеркнув, что авторское кино востребовано и в России, и за рубежом. В качестве примеров успешных отечественных лент он привел «Ковчег» Сокурова, фильмы Звягинцева и своего «Довлатова».

По мнению Германа, скандал с участием студентов был неприемлемым и неэтичным. Он считает, что фильмы Андреасяна даже и сравнивать нельзя с работами Тарковского. Такое поведение современного режиссера Герман связал с его интеллектуальной ограниченностью и посоветовал тому сменить страну, если ему не нравится местная культура.

Фото: Vlad Antonov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Vlad Antonov/Shutterstock/Fotodom

Кинокритик Зинаида Пронченко напомнила в своем телеграм-канале, что Андреасян еще 10 лет назад критиковал Уэса Андерсона, Вуди Аллена и других мастеров, называя их нелестными эпитетами. Поэтому его мнение о Тарковском не стало для нее неожиданностью.

Кроме того, Андреасян недавно подал в суд на продюсера Николая Картозию, раскритиковавшего его фильм «Онегин». В 2024 году Картозия в своей рецензии отметил недостатки актерской игры, заявив, что наиболее выразительно в фильме выглядел дуб, под которым похоронили Ленского.

«Отменят» ли Сарика Андреасяна

Тяжелых последствий для Андреасяна скорее всего, не будет, считает кинокритик Дмитрий Бортников. В беседе с «Ямал-Медиа» он указал, что «отмены» режиссера не случится в первую очередь потому, что компания братьев Андреасянов активно поддерживают как российский прокат, так и стриминговые сервисы.

«Никто из представителей индустрии не делает больше сериалов и фильмов, чем Андреасяны. Тем более они активно взялись за национальные бренды: «Домовенок Кузя», «Приключения желтого чемоданчика», «Денискины рассказы».

Дмитрий Бортников

кинокритик

Фото: Jag_cz/Shutterstock/Fotodom
Фото: Jag_cz/Shutterstock/Fotodom

Кинокритик также отметил, что в профессиональном сообществе к взрывному характеру Сарика давно все привыкли. Кроме того, по мнению эксперта, вчерашнее видео вырвано из контекста: неправы обе стороны.

«А в целом ситуация стандартная — телеграм-каналы пошумят и успокоятся, и каждый останется при своем мнении. Хотя про школы так ярко можно было бы, конечно, не выражаться», — добавил он.

Два полюса российского кино

Скандал с Андреасяном тем не менее обнажил фундаментальное противоречие в современном российском кинематографе. С одной стороны — традиция Тарковского с его философским подходом, созерцательностью и сложными метафорами. С другой — коммерческий кинематограф, ориентированный на массового зрителя, развлечение и кассовые сборы.

Исторически в российском кино доминировал первый подход. Советская киношкола, несмотря на идеологические ограничения, воспитывала режиссеров-авторов, для которых кино было прежде всего искусством. Этот подход отчасти унаследовала и постсоветская система кинообразования.

Виды Баньо-Виньони в Тоскане, Италия, где Тарковский снимал «Ностальгию». Фото: Vladimir B. Aleksandrov/Shutterstock/Fotodom
Виды Баньо-Виньони в Тоскане, Италия, где Тарковский снимал «Ностальгию». Фото: Vladimir B. Aleksandrov/Shutterstock/Fotodom

Рыночные реалии последних десятилетий потребовали иного — кино как индустрии, способной окупаться и приносить прибыль. Именно эту модель представляет Андреасян, фильмы которого регулярно становятся лидерами проката.

Будут ли новые киношколы

Киношколы (к ним отнесем также и колледжи, и вузы) в последние годы и без того постоянно адаптируют свои учебные планы к современным реалиям: в программах появляется всё больше предметов, связанных с коммерческим кинопроизводством.

«Но цены на обучение — просто огромные, и человеку проще смотреть и экспериментировать, чем идти за бумажкой, которая в целом ничего не даст, а вот портфолио, которое можно собрать самостоятельно, скажет о человеке гораздо больше. Одно хорошо в школах — они помогают обзавестись нужными связями».

Дмитрий Бортников

кинокритик

Была своя школа и у Сарика Андреасяна, но он недавно ее закрыл, рассказал Дмитрий Бортников. Сейчас он занимается обучением нескольких команд кинематографистов непосредственно на съемочной площадке.

Тарковский и Андреасян: кто более матери-истории ценен

Самый важный, даже вечный, вопрос, который поднимает этот скандал: можно ли примирить противоположные кинематографические подходы?

Мировой опыт показывает, что талантливые режиссеры способны создавать работы, находящиеся на пересечении искусства и коммерции. Например, фильмы Кристофера Нолана, Дени Вильнёва, Пон Джун-хо имеют как художественную ценность, так и коммерческий успех.

Фото: KinoMasterskaya/Shutterstock/Fotodom
Фото: KinoMasterskaya/Shutterstock/Fotodom

В России такой баланс пока находят немногие. Режиссеры вроде Жоры Крыжовникова или Клима Шипенко пытаются сочетать авторский подход с коммерческой привлекательностью, но их работы пока слишком часто становятся объектами уничижительной критики со стороны киноведов.

Но, возможно, истинное наследие Тарковского заключается не в копировании его визуального стиля или философской тематики, а в его бескомпромиссной приверженности собственному видению. И с этой точки зрения Андреасян, верный своему пониманию кинематографа, парадоксальным образом оказывается ближе к Тарковскому, чем многие «последователи» великого режиссера.

А российскому кино нужны и те, и другие — как тарковские, раздвигающие границы искусства и творящие для вечности, так и андреасяны, поддерживающие жизнеспособность индустрии. Вопрос лишь в том, научимся ли мы уважать оба этих подхода и создавать условия для их сосуществования и взаимообогащения.

Ранее мы рассказали о Московском международном кинофестивале — юбиляре 2025 года.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...