Гений из Нижнего Новгорода: как Иван Кулибин стал символом русского изобретательства
Детство и первые опыты Кулибина
Иван Петрович Кулибин родился 21 апреля 1735 года в семье нижегородского торговца мукой. Мальчик обучился основам грамоты у местного дьячка, и его отец полагал, что этого будет достаточно. Однако юный Кулибин отличался необыкновенной любознательностью. Он мастерил деревянные флюгеры и водяные мельницы, а позже по книгам стал сам изучать токарное, слесарное и часовое дело.
Часовые механизмы вызывали у парня особенный интерес. Он подолгу изучал устройство курантов Строгановской церкви, поднимаясь для этого на колокольню. Увидев у соседа настенные часы, 17-летний Иван добился разрешения их разобрать. Он попытался сделать их копию из дерева, однако быстро понял, что для этого потребуются специальные знания и инструменты.
Становление мастера-самоучки
В юности Ивану повезло оказаться в Москве — отец отправил его туда по делам. Там он под руководством опытного часовщика Лобкова начинающий мастер освоил азы ремесла и приобрел необходимые инструменты. Вернувшись в Нижний Новгород, он все-таки собрал часы, подобные соседским, а позже даже оснастил их кукушкой.
Вскоре Кулибин открыл собственную мастерскую, где не только ремонтировал часы, но и создавал новые механизмы. Он также усердно изучал физику, математику и другие науки — самостоятельно, по книгам.
Часы-шедевр для Екатерины Великой
Узнав о предстоящем визите императрицы в Нижний Новгород, Кулибин загорелся идеей создать необыкновенные часы ей в подарок. Он задумал механический шедевр размером с гусиное яйцо с музыкальным сопровождением и подвижными крошечными фигурками.
Для реализации своей задумки Иван Кулибин нашел спонсора — местного купца Михаила Костромина. Тот согласился выделить деньги при условии, что подарок государыне они вручат вместе. Работа над часами потребовала от мастера невероятной точности и терпения.
В небольшом корпусе мастер умудрился разместить 427 деталей, создав сложнейший механизм с несколькими функциями. Часы не просто показывали время: каждый час в них открывались дверцы и разыгрывалось пасхальное представление. Сначала показывались серебряные стражи у Гроба Господня, затем появлялся ангел, от вида которого воины падали ниц. Вскоре возникали жены-мироносицы, а потом раздавался звон колоколов и звучала молитва о Воскресении Христа.
Вот только работу свою Кулибин сумел завершить уже после визита императрицы. Она прибыла в город в 1767 году, а готовый подарок Кулибин и Костромин смогли преподнести Екатерине II только в 1769 году. Для этого они специально поехали в Петербург.
Государыня была настолько впечатлена, что распорядилась поместить часы в Кунсткамеру, а мастеру и купцу выдать по тысяче рублей вознаграждения. Ивана Кулибина назначили механиком Академии наук. Сегодня часы-шедевр находятся в Эрмитаже.
Что изобрел Иван Кулибин
Водоход
Иван Кулибин с детства мечтал изобрести устройство, которое облегчило бы работу бурлаков. Первую версию водохода (судна, способного двигаться против течения за счет силы воды) мастер представил публике в 1782 году. Конструкция в целом успешно прошла испытания, но в ней были недоработки.
Очередную, усовершенствованную модель Кулибин подготовил только к 1804 году. Изобретение высоко оценил Александр I, однако оно так и осталось невостребованным. Дело в том, что примерно в это же время был создан пароход, и водоход вскоре утратил актуальность.
Мост в будущее
В период с 1769 по 1787 год Кулибин разрабатывал новаторскую концепцию 298-метрового одноарочного моста. Деревянная модель с решетчатыми фермами несколько лет соединяла берега садового канала, украшая Таврический сад. Полноценный мост так и не был построен. Однако именно Кулибин ввел в практику мостостроения принцип предварительного создания макетов.
«Прадедушка» автомобиля
В 1791 году, за столетие до появления первых автомобилей, Кулибин создал «самокатную повозку» — трехколесный экипаж с педальным приводом. Конструкция также была оснащена коробкой передач, тормозной системой и маховиком. Изобретение можно считать прообразом машины Карла Бенца.
Лифт для императрицы
Для нужд императорского двора Кулибин разработал подъемное кресло, напоминавшее современный лифт. Винтовой механизм изобретатель создал для удобства Екатерины II.
Ножной протез
Для поручика Сергея Непейцына, участника штурма Очакова, изобретатель создал «механическую ногу» с шарнирными соединениями в районе стопы. Протез не просто заменял утраченную конечность, но и позволял относительно свободно двигаться. Эта разработка опередила европейские аналоги на несколько десятилетий.
Ранее мы рассказали о первом русском комедиографе Денисе Фонвизине.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».