http://Top.Mail.Ru
Исаак Левитан: биография, лучшие картины, причина смерти | Ямал-Медиа
30 августа 2025, 05:59 (обновлено: 02 сентября 2025, 18:26)

Гений русского пейзажа Исаак Левитан: художник, воспевший душу родной природы

Исаак Левитан, один из величайших мастеров русского пейзажа, умел как никто другой чувствовать настроение и гармонию природы. Несмотря на короткую и полную тягот жизнь, он оставил богатое наследие — более 900 картин, которые продолжают восхищать ценителей искусства по всему миру. 30 августа исполняется 165 лет со дня рождения художника.

Биография Исаака Левитана: трудный путь к признанию

Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года в бедной еврейской семье в городе Кибартае (тогда в составе Российской империи, сегодня это территория Литвы). Отец самостоятельно овладел немецким и французским языками и работал переводчиком. Однако денег постоянно не хватало.

В поисках лучшей жизни семейство перебралось в Москву. В 1973 году юный Исаак, вслед за старшим братом, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Когда художнику было 15 лет, умерла мать, а спустя два года — отец.

Руководство училища освободило Исаака и его брата от оплаты из-за крайней нужды при блестящих успехах в учебе. Уже в студенческие годы его работу «Осенний день. Сокольники» приобрел знаменитый меценат Павел Третьяков, что стало первым признанием его дара.

Исаак Левитан. Автопортрет. Первая половина 1880-х. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru
Исаак Левитан. Автопортрет. Первая половина 1880-х. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru

Левитана дважды высылали из Москвы из-за его еврейского происхождения. Впервые это произошло в 1879 году после покушения на Александра II, когда власти начали выселение евреев из столицы. Во второй раз, в 1892 году, уже известному художнику снова пришлось срочно покинуть город. Левитан скрывался во Владимирской губернии, пока его друзья и покровители, включая коллекционера Павла Третьякова, не добились его возвращения.

Слава и путешествия Левитана

Собственный художественный стиль, отличающийся вниманием к деталям, окончательно сформировался у Левитана к 1880-м годам. Его приняли в Товарищество передвижных художественных выставок.

Отдельным этапом творчества стали картины, написанные во время поездки на Волгу. Именно там, в тихом городке Плесе, он создал ряд своих самых поэтичных и прославленных работ («После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес»). Всего за три лета он написал около 200 полотен в этом местечке.

Исаак Левитан. «После дождя. Плес». 1890. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru
Исаак Левитан. «После дождя. Плес». 1890. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru

В 1889 и начале 1890 года Левитан путешествовал по Европе, посетил Францию и Италию. В поездке он создал несколько работ, среди которых «Берег Средиземного моря», «Весна в Италии».

В 1894 году, когда Левитан был с поездкой во Франции, он писал Аполлинарию Васнецову (брату Виктора Васнецова): «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист».

В 1896 году художник уезжал на некоторое время в Финляндию, где написал картины «Крепость. Финляндия», «Море. Финляндия» и некоторые другие.

Самые известные картины Исаака Левитана

Глубоким философским смыслом наполнено полотно «Над вечным покоем», в котором художник, по его собственным словам, выразил всего себя. Он писал ее в Тверской губернии, в районе озер Островно и Удомля, в 1893—1894 годах и впервые представил на 22-й выставке передвижников. Павел Третьяков тут же приобрел ее.

Исаак Левитан. «Над вечным покоем». 1894. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru
Исаак Левитан. «Над вечным покоем». 1894. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru

Картину «Март», с ее почти осязаемым ощущением ранней весны и пробуждения природы, также сразу купил Третьяков. Не менее знамениты лиричная «Золотая осень», пронизанная осенним золотом, и «Весна. Большая вода», где тонкая игра оттенков передает свежесть весеннего половодья.

Личная жизнь, романы и скандалы

Личная жизнь художника была полна драматических коллизий. Его первая глубокая привязанность, к Марии Чеховой, сестре писателя, осталась безответной.

Позже завязался страстный и скандальный роман с Софьей Кувшинниковой — замужней художницей, хозяйкой известного творческого салона. Их отношения длились несколько лет и в итоге завершились болезненным разрывом.

Исаак Левитан. «Березовая роща». 1889. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru
Исаак Левитан. «Березовая роща». 1889. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru

Разлучницей стала Анна Турчанинова, жена сенатора. В 1894 году она с дочерями приехала на лето в имение рядом с домом, где жили Левитан с Кувшинниковой. Даме удалось очаровать художника, и вскоре он переселился к ней.

Впрочем, и этот роман не был идеальным — одна из дочерей Турчаниновой влюбилась в Левитана. Возможно, запутанный любовный треугольник стал причиной попытки самоубийства художника.

Дружба и ссора с Чеховым

Многолетняя глубокая дружба Левитана с Антоном Чеховым, полная совместных затей и шуток, однажды дала трещину. В рассказе «Попрыгунья» многие современники без труда узнали историю романа Левитана с Кувшинниковой. Художник счел это предательством и разорвал все отношения с писателем.

К счастью, спустя несколько лет друзьям удалось помириться. Их дружба, продлившаяся более двадцати лет, оборвалась лишь со смертью Левитана, которую Чехов тяжело переживал.

Последние годы Исаака Левитана

Несмотря на критику со стороны некоторых современников, считавших, что «еврей не может понять русской природы», Левитан оказал огромное влияние на развитие национальной пейзажной школы. В конце жизни он вернулся в родное училище уже в качестве руководителя пейзажной мастерской.

Исаак Левитан. «Золотая осень». 1895. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru
Исаак Левитан. «Золотая осень». 1895. Третьяковская галерея. Фото: my.tretyakov.ru

Еще в 1897 году Чехов (врач по профессии) отмечал, что у Левитана серьезные проблемы с сердцем. «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует», — писал он.

Зимой 1899 году по настоянию врачей художник поехал в Ялту. Он уже с трудом ходил, опираясь на палку, задыхался и ощущал постоянные боли в сердце. В Ялте в то время жил и Антон Чехов, больной туберкулезом.

Вскоре Левитан вернулся в Москву, из дома он уже почти не выходил. 4 августа 1900 года художник умер, немного не дожив до своего 40-летия. Десятки картин, включая «Озеро», остались незавершенными.

Наследие живописца сегодня хранится в крупнейших музеях страны, прежде всего в Третьяковской галерее. Антон Чехов однажды написал: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».

Ранее мы рассказали о писателе, мастере «городской прозы» Юрии Трифонове.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...