http://Top.Mail.Ru
Сказочник Евгений Шварц: биография, пьесы, неизвестные произведения | Ямал-Медиа
30 декабря 2024, 07:33 (обновлено: 06 января 2025, 18:42)

Главный сказочник несказочной эпохи: герои и неизвестные произведения Евгения Шварца

В жизни писателя и драматурга Евгения Шварца было многое: детство в разных городах, военная служба, жизнь в блокадном Ленинграде и эвакуация. Казалось, в его биографии нет «белых пятен». Творческое наследие Шварца в виде пьес и сценариев для фильмов известно всем поколениям. Но сказочник смог удивить даже исследователей. В архивах нашли неизвестные ранее произведения. О писателе, работе по сохранению памяти о нем, а также — о пьесах и героях, которые открываются с неожиданных сторон, — в материале «Ямал-Медиа».

Сказочник Евгений Шварц

Еще в восемь лет маленький Женя решил, что непременно станет писателем. Первыми «рукописями» были стопки исписанных волнистыми линиями листов. Родители не особо верили в талант сына. Его отец Лев Борисович был хирургом, умел играть на скрипке, устраивал музыкальные вечера с декламацией и спектаклями, мама — Мария Федоровна — с успехом выступала на любительской театральной сцене. «У них решено уже было твердо, что из меня «ничего не выйдет». И мама в азарте выговоров, точнее споров, потому что я всегда бессмысленно и безобразно огрызался на любое ее замечание, несколько раз говаривала, что такие люди вырастают неудачниками и кончают самоубийством», — писал драматург в своих дневниках.

Евгений Шварц, 1940-е гг. Фото: сборник «Живу беспокойно...», издательство «Советский писатель», 1990 г.
Евгений Шварц, 1940-е гг. Фото: сборник «Живу беспокойно...», издательство «Советский писатель», 1990 г.

Биография Евгения Шварца

Евгений Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани. К тому времени семья поменяла несколько мест жительства, отца обвиняли в революционной деятельности. В конце концов Шварцы поселились в Майкопе, где в 1913 году Евгений окончил реальное училище и отправился покорять столицу. В Москве молодой человек два года проучился на юридическом факультет МГУ, но уже тогда понял, что театр его интересует намного больше.

В 1916 году, во время службы в армии, он получил тяжелую контузию, позже проблемы со здоровьем помешали ему записаться в ополчение во время Великой Отечественной, до самого последнего дня писателя мучил сильный тремор рук.

Записная книжка Шварца и отрывной календарь за 1941 год на выставке «Шварц. Человек. Тень». Фото: Литературный музей «ХХ век»/museum-xxvek.ru
Записная книжка Шварца и отрывной календарь за 1941 год на выставке «Шварц. Человек. Тень». Фото: Литературный музей «ХХ век»/museum-xxvek.ru

После демобилизации Шварц связал свою жизнь с театром: принимал участие в постановках ростовской «Театральной мастерской». Его литературная карьера началась в 1923 году с журнала «Чиж и Еж». А настоящая «серьезная» проза  — с пьесы «Ундервуд», которую в 1929 году поставили в ТЮЗе. В 1930-е годы Шварц пробовал себя в разных направлениях, в том числе в написании сценариев для фильмов, и на свет появились «Товарный 717», серия фильмов о Леночке, «Доктор Айболит» и другие картины.

Великая Отечественная война застала писателя в Ленинграде, и несмотря на первоначальный отказ от эвакуации, он все же вылетел с женой в Киров. Литературную деятельность не прекращал — за время войны написал несколько новых пьес, включая «Под липами Берлина», которую создал совместно с Михаилом Зощенко.

«Каждую новую работу начинаю, как первую»: Шварц — о поисках себя в литературе

Шварц очень долго считал себя несостоявшимся писателем. Начинал он со стихов, создавал рассказы и пьесы для детей, все вроде получалось, но полного удовлетворения не было. Литератор мучительно искал «свой слог», тяжело воспринимал даже деликатную критику. «Сказать о себе: «я драматург» — я могу. Это профессия. А сказать: «я писатель» — стыдно, все равно что сказать: «я красавец», — признавался он.

Он работал в самых разных жанрах, шутя, что «пишет всё, кроме доносов». Но в мировой литературе его имя неизменно связано со сказками. Стремление смешивать чудо и обыденность, как в детстве, Шварц пронес сквозь все свое творчество.

«Каждую новую работу начинаю, как первую. Я мало работаю. Что будет? Не знаю. Если сохраню бессмысленную радость бытия, умение бессмысленно радоваться и восхищаться — жить можно», — гласит запись в дневнике Шварца в день его 50-летия.

Евгений Шварц, 1940-е гг. Фото: сборник «Живу беспокойно...», издательство «Советский писатель», 1990 г.
Евгений Шварц, 1940-е гг. Фото: сборник «Живу беспокойно...», издательство «Советский писатель», 1990 г.

Сказочник Шварц умел в своих пьесах совместить детский взгляд на мир со сложными и взрослыми рассуждениями о счастье, справедливости, добре и зле. Первой из таких стала пьеса «Голый король». Драматургу удалось еще одно чудо: не превратить сказки в обычные сатирические фельетоны или бытовые пародии.

«Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть. Когда он написал для взрослых «Обыкновенное чудо» — выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть», — вспоминал режиссер Театра комедии Николай Акимов.

Он первым понял, что в шварцевских рассказах о волшебниках, принцессах, говорящих котах и о юноше, превращенном в медведя, есть нечто большее.

Часть экспозиции «Шварц. Человек. Тень». Фото: Литературный музей «ХХ век»/museum-xxvek.ru
Часть экспозиции «Шварц. Человек. Тень». Фото: Литературный музей «ХХ век»/museum-xxvek.ru

Считается, что у Шварца две главные трилогии. В 1930-х были написаны «Голый король», «Клад» и «Снежная королева». Позже — «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». В 1940 году он создал пьесу о том, как человек и его тень поменялись местами. За основу взял сюжет Андерсена. Постановку запретили сразу после премьеры. В 1944 году закончил новую пьесу для Театра комедии — «Дракон». Над текстом работал в Сталинабаде, нынешнем Душанбе, где в это время находился в эвакуации.

«Дракон»: пьеса, спектакль и фильм

В основе сюжета — сказка о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам превратится в дракона. Подвиг под силу совершить только человеку с чистыми намерениями. Таким предстает перед жителями города странствующий рыцарь Ланцелот. Он хочет освободить горожан от трехголового чудовища и спасти прекрасную Эльзу. Только сами люди такому «спасению» как-то не особо рады.

За годы они привыкли к своему дракону, притерпелись. Да, он забирает каждый год по красавице, но зато может защитить от напастей. «Мы не жалуемся. А как же можно иначе? Пока он здесь — ни один другой дракон не осмелится нас тронуть. Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного», — говорит один из героев пьесы. Он с жаром отговаривает рыцаря от битвы, даже зная, что собственную дочь очень скоро ждет неминуемая гибель. Для поединка «добрые» горожане выделяют Ланцелоту цирюльничий таз вместо шлема и медный поднос вместо щита.

Герою становится ясно: чтобы освободить людей, убить дракона недостаточно. Что делать с омертвевшими и искалеченными душами людей, которые смирились с «драконовским режимом» и не хотят никакой свободы? Через год после победы Ланцелот возвращается в город, в котором ничего не изменилось. Только вместо Дракона — бургомистр.

Впервые «Дракона» показали в Ленинградском театре комедии в августе 1944 года. Режиссером был Николай Акимов.

Главный режиссер Ленинградского театра комедии Николай Акимов 1963 г. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Главный режиссер Ленинградского театра комедии Николай Акимов 1963 г. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Репетиции шли одновременно с окончательной доработкой сценария. Поначалу казалось, что всё хорошо: пьесу приняли и одобрили, в мастерских МХАТа и Вахтанговского театра строили декорации и готовили реквизит. В текст еще предстояло внести некоторые поправки, но автор уже принимал поздравления и хвалебные отзывы. Внезапно в газете «Литература и искусство» вышла разгромная статья Сергея Бородина. «Дракона» он назвал вредной сказкой, а именно — «клеветой на народы, которые томятся под властью дракона, под игом гитлеровской оккупации».

Статья дошла до Главреперткома. В итоге спектакль разрешили сыграть ограниченное количество раз. Шварц несколько раз переписывал два последних акта. При читке пьесы в Комитете по делам искусств материал хвалили. Одним из ярых защитников пьесы выступил писатель Илья Эренбург. Он взялся объяснить символику образов в пьесе: Дракон — это Гитлер, Ланцелот — народ, Бургомистр — Запад, пожелавший присвоить себе честь победы над мировым злом.

Вторую попытку поставить «Дракона» режиссер Николай Акимов предпринял через 18 лет. Шварца уже не было в живых. Цензура потребовала урезать текст, а перед началом спектакля — объяснить зрителям антифашистскую направленность постановки. В Московском студенческом театре МГУ «Дракона» поставил Марк Захаров. После 17 показов спектакль снова был запрещен.

В Советском Союзе к этому материалу вернулись спустя почти два десятка лет. В 1988-м Марк Захаров снял фильм «Убить дракона» с Олегом Янковским, Александром Абдуловым и Евгением Леоновым в главных ролях.

Александр Абдулов в фильме «Убить дракона». Фото: киностудия «Мосфильм»/ТО «Ритм»/«Бавария-фильм»/«ЗДФ-Штутгарт»/«Совинфильм»/kinopoisk.ru
Александр Абдулов в фильме «Убить дракона». Фото: киностудия «Мосфильм»/ТО «Ритм»/«Бавария-фильм»/«ЗДФ-Штутгарт»/«Совинфильм»/kinopoisk.ru

Для фильма поменяли концовку. В пьесе появляются друзья Ланцелота, и они вместе собираются кропотливо уничтожать Дракона в душе каждого горожанина: «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона».

В фильме Ланцелот произносит пламенную обличающую речь, из которой понятно, что убить Дракона в душе жителям нужно самостоятельно.

Кадр из фильма «Убить дракона». Фото: киностудия «Мосфильм»/ТО «Ритм»/«Бавария-фильм»/«ЗДФ-Штутгарт»/«Совинфильм»/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Убить дракона». Фото: киностудия «Мосфильм»/ТО «Ритм»/«Бавария-фильм»/«ЗДФ-Штутгарт»/«Совинфильм»/kinopoisk.ru

Страсти вокруг шварцевского «Дракона» кипели не только во времена неудавшихся первых постановок в театре, в конце ноября 2024 года издательство «Эксмо» присвоило сборнику пьес, в которой был и «Дракон», возрастной ценз «18+». После того, как на этот факт обратили внимание СМИ, в издательстве сообщали, что проведут дополнительную проверку по поводу необходимости маркировки.

«Обыкновенное чудо»: не все сказки заканчиваются хорошо

Темы сказок Евгения Шварца — из разряда вечных. Но драматург умело придавал классическому сюжету иронические нотки. В «Обыкновенном чуде» его Волшебник решает «пошалить» и превращает медведя в юношу. Казалось бы, ход повествования подталкивает к счастливой развязке, вот-вот должен наступить сказочный хэппи-энд. Но вместо него — короткий третий акт и слова Волшебника: «А бывают сказки, которые кончаются плохо. А ничего не поделаешь, а я ничего сделать не могу. Принцесса сейчас умрет. Дайте ей со всеми попрощаться».

Неизвестные произведения Евгения Шварца

Всего за свою жизнь Шварц написал 22 пьесы, 12 сценариев к фильмам и множество произведений в стихах и прозе. Часть большого литературного наследия автора издавалась неоднократно, но некоторые повести увидели свет только один раз или вообще осели в архивах. Такие тексты обнаружила научный редактор издательского дома «Петрополис», филолог и шварцевед Елена Воскобоева. Находки вошли в самое полное собрание сочинений писателя. Первый увесистый том книги вышел в свет летом 2024 года. Во втором опубликовали две версии пьесы «Тень» и три — «Красной Шапочки».

«Мое знакомство с архивом произошло, когда я начала работать с поэтическом наследием Шварца. В архиве найдены альбомы, в которые он записывал свои стихи, вольные переводы Гейне, сатирические фельетоны в стихотворной форме, которые печатались в газете, где работал Шварц. Обнаружены и тексты военно-блокадного периода. Остались в архивах дневники Шварца: 37 огромных папок. Мы намерены опубликовать их полностью. Первые четыре тома издания будут посвящены художественным произведениям, еще четыре — его дневникам», — рассказала журналисту Татьяне Филоновой автор-составитель полного собрания сочинений писателя.

Елена Воскобоева с книгой из первого полного собрания сочинений Евгения Шварца. Фото: vk.com/dom_shvartsa
Елена Воскобоева с книгой из первого полного собрания сочинений Евгения Шварца. Фото: vk.com/dom_shvartsa

Интервью с филологом Еленой Воскобоевой о неизвестных ранее произведениях литератора было записано в Майкопе, в том самом доме, где когда-то жила семья Шварца. Теперь здание принадлежит внучке писателя Марии Крыжановской, в нем планируют открыть первый в России культурный центр и мемориальный музей писателя. Об этом мечтают общественники Майкопа — города, в котором Евгений Шварц провел свои юные годы, и о котором так трепетно говорил в своих дневниках, называя родиной своей души.

Майкопский дом Шварца с мемориальной доской. Кадр из видео со страницы vk.com/dom_shvartsa
Майкопский дом Шварца с мемориальной доской. Кадр из видео со страницы vk.com/dom_shvartsa

«Дом Шварца»: проект неравнодушных

Майкопский проект «Дом Шварца» объединяет людей, которые стремятся сохранить богатое литературное наследие земляка. Волонтеры нашли несколько новых и необычных форм, разработали экскурсионные маршруты по шварцевским местам, провели семейный фестиваль с погружением с атмосферу дореволюционного города и выставку кукол, прототипами которых стали сам Евгений Шварц и упоминаемые им в дневниках жители Майкопа.

Выставка авторских кукол в майкопском доме Шварца. Фото: vk.com/dom_shvartsa
Выставка авторских кукол в майкопском доме Шварца. Фото: vk.com/dom_shvartsa

Для Шварца литература была жизненно необходимой, даже ведя дневники, он оттачивал умение просто и ясно рассказывать о себе и своих современниках, создавая портрет эпохи и образы людей, с которыми сводила жизнь. Его произведения не теряют актуальности, в них каждый находит что-то свое: волшебную сказку, аллегории на современность, притчи на вечные темы. Но неизменен почерк автора и его желание рассказать о мире, который может стать лучше, добрее, человечнее. В этом — весь Шварц: мастер сказочного слова, которое толкает к реальным действиям в мире обыкновенных чудес и побежденных драконов.

Ранее мы писали об интересных и неожиданных фактах из жизни Афанасия Фета.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...