Город без самокатов: как Благовещенск отказался от средств индивидуальной мобильности
Благовещенск ввел полный запрет на электросамокаты
Благовещенск, столица Амурской области, стал первым городом в России, где полностью запретили аренду и использование средств индивидуальной мобильности (СИМ). Соответствующее решение приняли городские власти.
Мэр Благовещенска Олег Имамеев 14 июля написал в соцсетях: «С сегодняшнего дня на территории города в полном объеме начал действовать запрет на размещение и использование средств индивидуальной мобильности». Он пояснил, что большинство пользователей воспринимают электросамокаты не как средство передвижения, а как игрушку, и нарушают правила безопасности. От жителей же, по его словам, поступают жалобы. Градоначальник добавил, что запрет стал вынужденной, но необходимой мерой.
Ранее в этом году в Благовещенске уже вводили ограничения на использование СИМ в центре города, однако это не решило проблему. По словам мэра, самокаты после этого сконцентрировались в других районах.
Объявляя о запрете, Олег Имамеев сослался на закон, принятый Заксобранием Амурской области в конце июня. В частности, он предусматривает штрафы за нарушение правил:
- физическим лицам — от двух до трех тысяч рублей
- должностным лицам — от 10 до 20 тысяч рублей
- компаниям — от 80 до 100 тысяч рублей
Запрет электросамокатов: за и против
Что говорят в Сети
Новость о местной инициативе быстро разлетелась по всей стране и вызвала бурные обсуждения среди жителей самых разных городов. Общественность разделилась. Одни поддерживают решительность благовещенского мэра и желают повторения сценария в своих населенных пунктах. Другие же видят в тотальном запрете нарушение гражданских прав и свобод и препятствие на пути прогресса.
О нешуточном информационном противостоянии свидетельствует тот факт, что пользователей заподозрили в «накрутке дизлайков». Речь идет о реакциях к сообщению о запрете СИМ в соцсетях администрации Благовещенска. «Администрация города призывает к конструктивному обсуждению темы и напоминает, что данная мера направлена на обеспечение безопасности и порядка на улицах Благовещенска», — отмечается в сообщении в городском телеграм-канале.
В ответ на этот призыв, в частности, появился такой комментарий пользовательницы под ником Махароша: «А какой смысл в конструктивном обсуждении темы, если вопрос решен отменой самокатов? Тем более неуместным выглядит аргумент «жители постоянно об этом просили». Я вот не просила». Подписчица также предположила, что реакции на сообщение о запрете СИМ вполне могут быть не накрученными, а искренними: новость опубликовали центральные телеграм-каналы, и ночью, пока Дальний Восток спал, жители западной части страны реагировали дизлайками.
Другие комментарии к новости, размещенной в Telegram и во «ВКонтакте», показывают, что к консенсусу в этой проблеме прийти будет не так просто. Вот показательный фрагмент из интернет-дискуссии:
Ева Акимова: «Отличное решение, ждем его в остальных городах страны! В Самаре — в частности!»
Акрамбек Худояров: «Не ждем».
Роман Казанцев: «Чем оно отличное? Купил самокат за 70 тысяч рублей ездить на работу и теперь не могу».
Мнения экспертов
Запреты можно накладывать только на арендованные самокаты, а ограничить использование частной техники невозможно. Об этом сказал заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин в интервью «Парламентской газете».
Депутат предположил, что в дальнейшем примеру Благовещенска могут последовать другие города, однако не все. «Думаю, решение будет приниматься в каждом городе индивидуально, в зависимости от ситуации», — отметил Марданшин. По его словам, если где-то отрасль развивается медленно, то и ограничения там не нужны. На других территориях обстановка может требовать срочных мер.
Сейчас регионы идут в основном по пути достижения договоренностей, обратил внимание депутат. Среди принимаемых мер — ограничения скорости прокатных электросамокатов, определение запретных зон, где техника автоматически отключается, и другие.
Такая система, например, действует в ямальском городе Ноябрьске. В июне там сервис кикшеринга снизил скорость СИМ. Это будет происходить автоматически, скорость может уменьшиться до пяти километров в час в отдельных зонах. Максимально же на территории населенного пункта можно разогнаться до 20 километров в час.
Адвокат Елена Пономарева в беседе с «Ямал-Медиа» напомнила, что перемещение самокатчиков как полноценных участников дорожного движения регламентируется установленными правилами.
Согласно ПДД, на электросамокатах разрешено передвигаться либо по обочине, либо по правой стороне проезжей части, но только на дорогах с ограничением скорости до 60 километров в час. При этом максимальная скорость самого самокатчика не должна превышать 20—25 километров час, рассказала эксперт.
«То есть правила предполагают, что СИМ могут передвигаться по населенному пункту. С этой точки зрения полный запрет я считаю неправильным, несправедливым по отношению к тем, кто соблюдает регламент и не мешает прохожим», — говорит Елена Пономарева.
Вместо запретов лучше создавать соответствующую инфраструктуру — обустраивать велодорожки и специальные зоны для движения СИМ, отмечает адвокат. Так можно обеспечить безопасность всех участников дорожного движения, не ущемляя при этом права самокатчиков.
«Конечно, органы местного самоуправления полномочны принимать законы о запрете электросамокатов, если по-другому они не могут на сегодняшний день обеспечить безопасность граждан — пешеходов и самокатчиков. Возможно, эти правила будут носить временный характер».
Елена Пономарева
адвокат коллегии адвокатов Московской области «Цуканов, Пономарева и партнеры»
О том, что местные власти вправе принимать подобные решения, говорит и юрист Анастасия Билялова, ссылаясь на нормативную базу. По ее мнению, которое она высказала в беседе с «Ямал-Медиа», принятый запрет — это «заслуга самих самокатчиков».
«Десять лет назад я ездила на работу на обычном самокате, при этом не создавая помех пешеходам и автомобилям. Сейчас средства модернизировали, электросамокат может развить огромную скорость. При этом ими пользуются подростки, которые постоянно нарушают правила — и катаются по два человека, и людей сбивают, и перед машинами выскакивают, не понимая, что они не бессмертные. Мне лично несколько раз буквально бросались под колеса, создавая аварийную ситуацию».
Анастасия Билялова
юрист
Эксперт считает, что введенный в Благовещенске запрет стал «показательной поркой». При этом маловероятно, что ограничения примут по всей стране, отмечает она. Причину юрист видит в том, что при таком сценарии рухнет бизнес аренды самокатов и, соответственно, казна недополучит налоги. «Скорее всего, в дальнейшем просто доработают правила поездок на СИМ и введут необходимость регистрации средства, получения прав, соблюдения правил дорожного движения», — предположила Анастасия Билялова.
Необходим инструктаж и обучение для использования самоката, уверена юрист. «Не обязательно делать это в формате полноценной автошколы — дополнительные расходы для населения будут встречены негативно. Однако подтверждение знаний ПДД и механики движения считаю необходимым», — отметила эксперт.
Где запрещены СИМ кроме Благовещенска
В ряде российских городов — например, в Москве, Петербурге и Сочи — действуют ограничения на движение самокатов в отдельных зонах. А в Перми сервисы кикшеринга сами приостановили работу в 2024 году. Бизнес стал невыгодным, когда в городе разрешили оставлять СИМ только на велопарковках, пишет «РБК Autonews».
Другой путь выбрали в Набережных Челнах в Татарстане, пишет «Бизнес Онлайн». Там сервисов кикшеринга никогда и не было. Мэр Наиль Магдеев объяснил: «Мы никому разрешения не даем, пока не будет четких законов и правил в отношении электросамокатов. Нужна инфраструктура для них».
15 июля стало известно, что прокат СИМ запретили в Елабуге, об этом сообщил «Татарстан 24». Местные власти объяснили решение тем, что города пока не готов к электросамокатам: отсутствуют велодорожки, специальные полосы и разметка с дорожными знаками. В администрации отмечают, что операторы не могут гарантировать достаточную безопасность участников движения.
В некоторых городах за рубежом также действуют ограничения на электросамокаты. Так, в Париже нельзя работать сервисам кикшеринга, но жителям можно использовать личные самокаты. А в канадском Торонто под запретом и те, и другие.
В России вводить повсеместный запрет на СИМ на федеральном уровне не планируют. Об этом сообщил первый зампред комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев, его слова приводит ТАСС. «Это прерогатива регионов, ситуация везде разная», — отметил он.
Ранее в Новом Уренгое двое подростков на самокатах одновременно врезались в один автомобиль.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».