Грация и характер: искусство вечного движения Майи Плисецкой
20 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Майи Плисецкой
Детство и юность Майи Плисецкой
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в интеллигентной семье. Ее отец, Михаил Плисецкий, был видным хозяйственным деятелем и дипломатом, а мать, Рахиль Мессерер-Плисецкая, — актрисой немого кино.
Когда шли репрессии, отца арестовали и в январе 1938 года расстреляли. В марте мать с младшим сыном Азарием отправили в лагерь жен изменников Родины. Чтобы Майю не забрали в детский дом, ее удочерила родная тетя по материнской линии, знаменитая балерина Большого театра Суламифь Мессерер.
Именно тетя познакомила девочку с миром балета, отведя ее однажды на детский спектакль. Магия искусства настолько увлекла Майю, что она сразу же начала импровизировать дома. Суламифь, разглядев в племяннице талант и прекрасные природные данные, вопреки правилам (девочке не хватало нескольких месяцев до положенных восьми лет) отвела ее в хореографическое училище.
Путь на сцену и становление звезды
Окончив училище в 1943 году, Майя поступила в труппу Большого театра. Ее карьера развивалась стремительно: очень скоро она перешла к сольным партиям, а затем стала примой-балериной.
Уникальный стиль Плисецкой — отточенная пластика, феноменальный прыжок, невероятная гибкость спины и выразительность рук — выделял ее среди других артисток. Она первой начала исполнять в балете сложный прыжок «кольцо».
Великие роли и творческие эксперименты
За долгую карьеру Плисецкая исполнила практически все ведущие партии классического репертуара: Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте» и другие. Не менее талантливо она проявляла себя в новаторских работах.
«Умирающий лебедь». Этот номер стал ее визитной карточкой на всю жизнь. Впервые юная Майя исполнила его в эвакуации в Свердловске в 1942 году. Тетя Суламифь Мессерер специально поставила танец так, чтобы подчеркнуть лучшие качества племянницы — пластику рук и выразительность спины. (Автор оригинальной версии хореографической миниатюры — Михаил Фокин).
«Кармен-сюита» (1967). Дерзкая и эпатажная постановка кубинского балетмейстера Альберто Алонсо на музыку Бизе в аранжировке Родиона Щедрина была создана специально для Плисецкой. Образ роковой и свободолюбивой Кармен как нельзя лучше соответствовал характеру самой артистки. Этот балет стал символом ее артистической свободы.
На следующий же день после премьеры балет запретили. Министр культуры Екатерина Фурцева назвала его «большой неудачей» и «сплошной эротикой». «Это чуждый нам путь», — сказала она тогда.
«Анна Каренина» (1972). Балет стал балетмейстерским дебютом Плисецкой, в котором она выступила одним из хореографов и исполнила главную партию. За несколько лет до этого Майя снималась в одноименном фильме (правда, там она играла княгиню Бетси Тверскую). «Музыка, которую Щедрин написал к фильму, была театральна и пластична. Ее можно было танцевать», — рассказывала она позже. Так и возникла идея воплотить в хореографии роман Льва Толстого.
«Болеро» (1975). Французский хореограф-новатор Морис Бежар создал этот необычный балет на музыку Равеля еще в 1961 году, и главную партию в нем исполняли разные артистки. В постановке главная героиня в одиночестве танцует на огромном кругом столе, демонстрируя гипнотическую власть над залом.
В 1975 году Плисецкая впервые выступила в этом балете. Репетиции давались непросто: хореография с асимметричными движениями и полиритмией была сложной для артистки, привыкшей к классическим партиям. Главной же проблемой было запомнить последовательность всех элементов. Однако эффект был ошеломляющим. После одного из выступлений академик Петр Капица сказал балерине: «В средние века вас сожгли бы на костре за такие танцы».
Личная жизнь Майи Плисецкой
Личная жизнь балерины сложилась счастливо лишь со второго раза. В первый раз она вышла замуж за партнера по сцене Мариса Лиепу. Однако почти сразу же они разошлись, а официально оформили развод спустя три месяца после заключения брака.
В 1958 году Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина, с которым ее познакомила Лиля Брик. Союз двух гениальных личностей стал одним из самых прочных и творчески плодотворных в мире искусства. Щедрин написал для балерины многие партитуры, включая «Кармен-сюиту», «Анну Каренину» и «Даму с собачкой».
Они прожили вместе более полувека, поддерживая друг друга в творчестве и в жизни. Это одна из немногих пар, где оба супруга были удостоены звания «Народный артист СССР» и стали полными кавалерами ордена «За заслуги перед Отечеством». Детей у них не было. В 1990-х годах Плисецкая и Щедрин стали жить преимущественно в Германии, в Мюнхене, но регулярно приезжали в Россию.
В 1999 году произошел скандал, связанный с «Московским комсомольцем». Газета опубликовала статью о якобы существующей внебрачной дочери балерины. Плисецкая подала иск о защите чести и достоинства и выиграла суд. Газета была обязана опубликовать опровержение.
Наследие и память
Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене от обширного инфаркта, ей было 89 лет. Согласно завещанию артистки прах ее и мужа должен быть соединен и развеян над Россией. Родион Щедрин умер 29 августа 2025 года в возрасте 92 лет.
Память о великой балерине жива. В Москве на Большой Дмитровке ей установлен памятник и разбит сквер, названный в ее честь. Там же находится граффити-портрет артистки в образе умирающего лебедя. В июле 2022 года открылся музей-квартира Майи Плисецкой и Родиона Щедрина.
Ранее мы рассказали об актере Федоре Лаврове, которому 15 ноября исполнилось 50 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».