http://Top.Mail.Ru
8 самых крупных аварий на канатных дорогах: причины трагедий | Ямал-Медиа
16 апреля 2024, 10:17 (обновлено: 16 апреля 2024, 11:46)

Хроника падений в пропасть. Самые крупные аварии на канатных дорогах

На скалы рухнула кабинка канатной дороги в турецкой Анталье — один человек погиб, почти десять пострадали. Среди возможных причин трагедии  — коррозия креплений и взрыв; расследование продолжается. «Ямал-Медиа» рассказывает о самых крупных авариях на канатных дорогах, вызванных техническими ошибками, погодными условиями и внешним воздействием.

Канатная дорога и фуникулер: в чем отличие

Эти понятия часто путают. Действительно, в разговорной речи между понятиями «фуникулер» и «канатная дорога» отличий нет — они взаимозаменяемы.

Но когда упоминаются конкретные объекты, появляется разница. Канатная дорога — подвесное сооружение, а фуникулер — разновидность рельсового транспорта. В отличие от поезда, который приводится в движение локомотивом, фуникулер движется при помощи канатов, поэтому его также относят к разновидности «канаток».

Обычно фуникулеры состоят из двух вагонов, жестко соединенных стальными тросами. Вагоны движутся по рельсам навстречу друг другу. А на канатной дороге вагон, вагонетка, кабина или кресло перемещаются по канату, не касаясь земли, и таких кабинок на линии может быть много. Для передвижения по воздуху используется тяговый или несуще-тяговый канат (трос), натянутый между опорами. Кабины могут отделяться от троса на станциях для посадки и высадки пассажиров.

Фуникулеры — это и подвесные дороги, и аттракционы одновременно, их особенно много в Европе. Например, знаменитый фуникулер в Будапеште, ведущий к замку Буда. Канатные дороги часто используются на горнолыжных курортах для перевозки людей к вершине или на определенную высоту/станцию, как, например, в Ялте или Сочи.

Восемь самых крупных аварий на канатных дорогах

«Экскалибур», Канада

Гондольная канатная дорога «Экскалибур» протяженностью 2204 метра была построена в 1994 году на горнолыжном курорте Уистлер. Лыжников поднимали вдоль склона горы Блэккомб (высота 2284 метра) в Британской Колумбии, на западе Канады.

В декабре 2008 года одна из опор канатной дороги обломилась. Одна гондола зависла над горным ручьем Фитцсиммонс-Крик, другая опустилась на крышу автобусного терминала, а третья остановилась у конечной станции. Тринадцать человек пострадали, еще более полусотни заблокировало в кабинках — их доставали спасатели.

Современная гондола канатной дороги «Экскалибур» на станции. Фото: Margarita Young/Shutterstock/Fotodom
Современная гондола канатной дороги «Экскалибур» на станции. Фото: Margarita Young/Shutterstock/Fotodom

Причиной аварии инспекторы назвали мороз и наледь между двумя частями опоры. В место скрепления проникла вода, образовавшийся лед привел к разрыву конструкции. Дорогу позднее восстановили.

Гульмарг, Индия

Гондольный подъемник Гульмарг в штате Джамму и Кашмир на севере Индии — вторая по длине и высоте канатная дорога в мире. Ее открыли в 1998 году. Ехать на отрог пика Афарват (4260 м) одновременно могли до 600 человек.

В июне 2017-го порыв ветра вырвал с корнем огромную сосну на горном склоне. Дерево разбило плексигласовые окна в одной гондоле. Кабина сильно раскачалась, ее трос оборвался.

Канатная дорога Гульмарг. Фото: Аруп1981/wikipedia.org
Канатная дорога Гульмарг. Фото: Аруп1981/wikipedia.org

Семь пассажиров гондолы упали на землю с высоты 30 м и разбились насмерть. Еще 150 человек из кабинок, зависших над пропастью, вызволили аварийные службы.

Чарра Пани, Пакистан

Селения Малпур и Чарра Пани в штате Пенджаб, неподалеку от Исламабада, годами сообщались друг с другом посредством кресельной канатной дороги. Трос был натянут над быстрой рекой между соседними горами.

В конце июня 2017-го одна из привычных поездок закончилась трагедией. В импровизированном плетеном кресле разместилось слишком много пассажиров: 14 человек вместо допустимых 8. От сильного ветра трос оборвался, все упали с высоты 150 метров. Погибло 12 человек, в том числе ребенок и трое подростков.

Жители селений сочли официальную версию с ветром недостаточной и обвинили в трагедии оператора подъемника, который допустил перегрузку. Кстати, после аварии он скрылся с места происшествия, полиция его так и не нашла.

Моттароне, Италия

«Канатка» Стреза-Альпино-Моттароне — горнолыжный подъемник в регионе Пьемонт, соединяет город на берегу Лаго-Маджоре с вершиной Моттароне. Построена в 1970 году для замены старой железной дороги.

Канатная дорога Моттароне до трагедии. Фото: BKP/wikipedia.org
Канатная дорога Моттароне до трагедии. Фото: BKP/wikipedia.org

В июле 2001 года на Моттароне произошла техническая авария: кабина с 40 пассажирами застряла на полпути, людей доставали спасатели.

Но двадцать лет спустя, в мае 2021-го, случилась настоящая трагедия. Все произошло в мгновение ока, о чем свидетельствует видео с места аварии. Кабина канатной дороги двигалась вверх от средней станции Альпио к вершине Моттароне. Когда произошел обрыв троса, кабина скатилась с высоты 480 метров, тормоза ее не удержали. Она проехалась по тросу до последнего пилона, наткнулась на него и рухнула в пропасть. Падение слегка смягчили деревья. Погибли 14 человек, еще один пассажир получил тяжелые ранения.

Сент-Этьен-ан-Деволюи, Франция

Канатная дорога у городка Сент-Этьен-ан-Деволюи в департаменте Верхние Альпы на юго-востоке Франции принадлежала обсерватории Плато де Бюре. Дорогу открыли в 1981-м.

Ранним утром 1 июля 1999 года двадцать сотрудников обсерватории по обыкновению отправились на работу на вершину горы. Около 07:15 по местному времени гондола с пассажирами, находясь на расстоянии 500 метров от стартовой точки, оторвалась от троса и упала. Пролетев 80 метров, она разбилась о камни. Все пассажиры погибли.

Канатная дорога Сент-Этьен-ан-Деволюи, где произошла трагедия. Фото: Gonioul/wikipedia.org
Канатная дорога Сент-Этьен-ан-Деволюи, где произошла трагедия. Фото: Gonioul/wikipedia.org

Местные власти сначала заявили, что гондола оторвалась от двух из трех поддерживающих ее тросов, в результате чего третий тоже обрушился. Позднее выяснилось, что инженер снял предохранительный тормоз с «канатки», в результате чего гондола, ускорившись, просто соскользнула с троса. Виновника не посадили из-за тяжелой болезни, а только отстранили от работы и назначили штраф 10 тысяч евро. Обсерваторию оштрафовали еще на 200 тысяч евро, финансово наказали ее директора и инспектора канатной дороги.

Мтацминда, Тбилиси, СССР/Грузия

Канатная дорога длиной 863,3 м соединяла вершину горы Мтацминда и центральный проспект Руставели в грузинской столице. Это было своего рода местное маршрутное такси, которым охотно пользовались гости города, желавшие насладиться видами Тбилиси.

Трагедия произошла 1 июня 1990 года. На крыши домов с канатной дороги рухнули сразу две кабинки. В момент катастрофы первая двигалась с горы вниз и приближалась к нижней опорной башне, вторая подходила к верхнему пилону. Аварию вызвал оборвавшийся трос верхней кабины. Обе поехали вниз. Нижняя кабина столкнулась со стеной нижней станции, верхняя двигалась с большей скоростью и, когда она приблизилась к пилону, ударилась о порванный трос, свисавший с башни, и тоже оторвалась. Кабины упали на крышу шестиэтажки с высоты 20 метров, задело «Дом Габашвили» — «дом с голубыми кружевами».

В катастрофе погибли 20 человек, пострадали 15. Большинство — солдаты-срочники и школьники из города Ахалцихе, которые приехали на экскурсию в Тбилиси в День защиты детей.

Кабина канатной дороги Мтацминда, похожая на пострадавшую в катастрофе. Изображение с открытки 1970-х. Источник: wikipedia.org
Кабина канатной дороги Мтацминда, похожая на пострадавшую в катастрофе. Изображение с открытки 1970-х. Источник: wikipedia.org

Причины нашли быстро. Следствие установило, что после реконструкции 1988 года на дороге увеличился угол наклона, что привело к повышенной нагрузке на трос. С целью упрощения процесса работники отключили тормозную систему. Кроме того, свидетели утверждали, что кабинки были перегружены. В момент аварии в спускавшейся кабине находилось 46 человек, а в поднимавшейся — 47.

К сожалению, из-за нестабильности политической системы в Грузии начала 1990-х расследование заглохло, настоящие виновники трагедии, как и чиновники, подписавшие проект реконструкции, наказаны не были.

Кавалезе, Италия

У этой канатной дороги самая плохая репутация в мире. Причина — две крупные аварии с многочисленными жертвами. Дорогу открыли в 1966 году, за 10 лет до первой аварии. По проекту ожидаемый срок службы оборудования составлял 30 лет.

Но в марте 1976 года в результате перехлеста стальных тросов канатной дороги из-за сильного ветра один из них перерезало. Кабинка, в которой находились 44 человека, в основном туристы из Германии, рухнула вниз с высоты около 200 метров. Выжил только один пассажир.

Фото с места катастрофы на канатной дороге в Кавалезе в 1976 году. Источник: wikipedia.org
Фото с места катастрофы на канатной дороге в Кавалезе в 1976 году. Источник: wikipedia.org

Сыграл роль и человеческий фактор. Было установлено, что автоматический тормоз в момент аварии был отключен, а кабинка была рассчитана только на 40 человек. Четверых работников дороги отправили в тюрьму за ненадлежащее выполнение обязанностей.

Вторая катастрофа произошла в феврале 1998-го. В ходе учебного полета на низкой высоте американский боевой самолет EA-6B Prowler пролетал над курортом на высоте ниже допустимой и правым крылом случайно перерезал трос одной из кабинок «канатки». Все 20 пассажиров, упав с высоты более 100 м, погибли. Самолет не пострадал, пилоты вернулись на базу.

Обстоятельства трагедии были необычными, и скандальный оттенок, который она приобрела, серьезно пошатнул итальяно-американские отношения. Дополнительное недовольство вызвало полная безнаказанность виновных. Оказалось, что на картах, по которым ориентировались пилоты, канатная дорога не значилась.

Фото с места катастрофы на канатной дороге в Кавалезе в 1998 году. Источник: wikipedia.org
Фото с места катастрофы на канатной дороге в Кавалезе в 1998 году. Источник: wikipedia.org

Это обстоятельство никак не смягчило их вину, поскольку летчикам запрещалось опускаться ниже 610 м над уровнем моря, а перерезанный трос находился на высоте 110 м. Скорость полета самолета EA-6B Prowler также превышала установленные нормы.

Особое возмущение итальянцев вызвало фактическое оправдание американских пилотов военным судом. Им лишь вынесли предупреждение, причем за уничтожение записей с бортовых самописцев, а не за гибель людей. Впрочем, тогдашний президент США Билл Клинтон принес официальные соболезнования семьям погибших и выплатил им компенсацию.

Ранее мы рассказали о самых разрушительных авариях на дамбах.


Загрузка...