Хроника падений в пропасть. Самые крупные аварии на канатных дорогах
Канатная дорога и фуникулер: в чем отличие
Эти понятия часто путают. Действительно, в разговорной речи между понятиями «фуникулер» и «канатная дорога» отличий нет — они взаимозаменяемы.
Но когда упоминаются конкретные объекты, появляется разница. Канатная дорога — подвесное сооружение, а фуникулер — разновидность рельсового транспорта. В отличие от поезда, который приводится в движение локомотивом, фуникулер движется при помощи канатов, поэтому его также относят к разновидности «канаток».
Обычно фуникулеры состоят из двух вагонов, жестко соединенных стальными тросами. Вагоны движутся по рельсам навстречу друг другу. А на канатной дороге вагон, вагонетка, кабина или кресло перемещаются по канату, не касаясь земли, и таких кабинок на линии может быть много. Для передвижения по воздуху используется тяговый или несуще-тяговый канат (трос), натянутый между опорами. Кабины могут отделяться от троса на станциях для посадки и высадки пассажиров.
Фуникулеры — это и подвесные дороги, и аттракционы одновременно, их особенно много в Европе. Например, знаменитый фуникулер в Будапеште, ведущий к замку Буда. Канатные дороги часто используются на горнолыжных курортах для перевозки людей к вершине или на определенную высоту/станцию, как, например, в Ялте или Сочи.
Восемь самых крупных аварий на канатных дорогах
«Экскалибур», Канада
Гондольная канатная дорога «Экскалибур» протяженностью 2204 метра была построена в 1994 году на горнолыжном курорте Уистлер. Лыжников поднимали вдоль склона горы Блэккомб (высота 2284 метра) в Британской Колумбии, на западе Канады.
В декабре 2008 года одна из опор канатной дороги обломилась. Одна гондола зависла над горным ручьем Фитцсиммонс-Крик, другая опустилась на крышу автобусного терминала, а третья остановилась у конечной станции. Тринадцать человек пострадали, еще более полусотни заблокировало в кабинках — их доставали спасатели.
Причиной аварии инспекторы назвали мороз и наледь между двумя частями опоры. В место скрепления проникла вода, образовавшийся лед привел к разрыву конструкции. Дорогу позднее восстановили.
Гульмарг, Индия
Гондольный подъемник Гульмарг в штате Джамму и Кашмир на севере Индии — вторая по длине и высоте канатная дорога в мире. Ее открыли в 1998 году. Ехать на отрог пика Афарват (4260 м) одновременно могли до 600 человек.
В июне 2017-го порыв ветра вырвал с корнем огромную сосну на горном склоне. Дерево разбило плексигласовые окна в одной гондоле. Кабина сильно раскачалась, ее трос оборвался.
Семь пассажиров гондолы упали на землю с высоты 30 м и разбились насмерть. Еще 150 человек из кабинок, зависших над пропастью, вызволили аварийные службы.
Чарра Пани, Пакистан
Селения Малпур и Чарра Пани в штате Пенджаб, неподалеку от Исламабада, годами сообщались друг с другом посредством кресельной канатной дороги. Трос был натянут над быстрой рекой между соседними горами.
В конце июня 2017-го одна из привычных поездок закончилась трагедией. В импровизированном плетеном кресле разместилось слишком много пассажиров: 14 человек вместо допустимых 8. От сильного ветра трос оборвался, все упали с высоты 150 метров. Погибло 12 человек, в том числе ребенок и трое подростков.
Жители селений сочли официальную версию с ветром недостаточной и обвинили в трагедии оператора подъемника, который допустил перегрузку. Кстати, после аварии он скрылся с места происшествия, полиция его так и не нашла.
Моттароне, Италия
«Канатка» Стреза-Альпино-Моттароне — горнолыжный подъемник в регионе Пьемонт, соединяет город на берегу Лаго-Маджоре с вершиной Моттароне. Построена в 1970 году для замены старой железной дороги.
В июле 2001 года на Моттароне произошла техническая авария: кабина с 40 пассажирами застряла на полпути, людей доставали спасатели.
Но двадцать лет спустя, в мае 2021-го, случилась настоящая трагедия. Все произошло в мгновение ока, о чем свидетельствует видео с места аварии. Кабина канатной дороги двигалась вверх от средней станции Альпио к вершине Моттароне. Когда произошел обрыв троса, кабина скатилась с высоты 480 метров, тормоза ее не удержали. Она проехалась по тросу до последнего пилона, наткнулась на него и рухнула в пропасть. Падение слегка смягчили деревья. Погибли 14 человек, еще один пассажир получил тяжелые ранения.
Сент-Этьен-ан-Деволюи, Франция
Канатная дорога у городка Сент-Этьен-ан-Деволюи в департаменте Верхние Альпы на юго-востоке Франции принадлежала обсерватории Плато де Бюре. Дорогу открыли в 1981-м.
Ранним утром 1 июля 1999 года двадцать сотрудников обсерватории по обыкновению отправились на работу на вершину горы. Около 07:15 по местному времени гондола с пассажирами, находясь на расстоянии 500 метров от стартовой точки, оторвалась от троса и упала. Пролетев 80 метров, она разбилась о камни. Все пассажиры погибли.
Местные власти сначала заявили, что гондола оторвалась от двух из трех поддерживающих ее тросов, в результате чего третий тоже обрушился. Позднее выяснилось, что инженер снял предохранительный тормоз с «канатки», в результате чего гондола, ускорившись, просто соскользнула с троса. Виновника не посадили из-за тяжелой болезни, а только отстранили от работы и назначили штраф 10 тысяч евро. Обсерваторию оштрафовали еще на 200 тысяч евро, финансово наказали ее директора и инспектора канатной дороги.
Мтацминда, Тбилиси, СССР/Грузия
Канатная дорога длиной 863,3 м соединяла вершину горы Мтацминда и центральный проспект Руставели в грузинской столице. Это было своего рода местное маршрутное такси, которым охотно пользовались гости города, желавшие насладиться видами Тбилиси.
Трагедия произошла 1 июня 1990 года. На крыши домов с канатной дороги рухнули сразу две кабинки. В момент катастрофы первая двигалась с горы вниз и приближалась к нижней опорной башне, вторая подходила к верхнему пилону. Аварию вызвал оборвавшийся трос верхней кабины. Обе поехали вниз. Нижняя кабина столкнулась со стеной нижней станции, верхняя двигалась с большей скоростью и, когда она приблизилась к пилону, ударилась о порванный трос, свисавший с башни, и тоже оторвалась. Кабины упали на крышу шестиэтажки с высоты 20 метров, задело «Дом Габашвили» — «дом с голубыми кружевами».
В катастрофе погибли 20 человек, пострадали 15. Большинство — солдаты-срочники и школьники из города Ахалцихе, которые приехали на экскурсию в Тбилиси в День защиты детей.
Причины нашли быстро. Следствие установило, что после реконструкции 1988 года на дороге увеличился угол наклона, что привело к повышенной нагрузке на трос. С целью упрощения процесса работники отключили тормозную систему. Кроме того, свидетели утверждали, что кабинки были перегружены. В момент аварии в спускавшейся кабине находилось 46 человек, а в поднимавшейся — 47.
К сожалению, из-за нестабильности политической системы в Грузии начала 1990-х расследование заглохло, настоящие виновники трагедии, как и чиновники, подписавшие проект реконструкции, наказаны не были.
Кавалезе, Италия
У этой канатной дороги самая плохая репутация в мире. Причина — две крупные аварии с многочисленными жертвами. Дорогу открыли в 1966 году, за 10 лет до первой аварии. По проекту ожидаемый срок службы оборудования составлял 30 лет.
Но в марте 1976 года в результате перехлеста стальных тросов канатной дороги из-за сильного ветра один из них перерезало. Кабинка, в которой находились 44 человека, в основном туристы из Германии, рухнула вниз с высоты около 200 метров. Выжил только один пассажир.
Сыграл роль и человеческий фактор. Было установлено, что автоматический тормоз в момент аварии был отключен, а кабинка была рассчитана только на 40 человек. Четверых работников дороги отправили в тюрьму за ненадлежащее выполнение обязанностей.
Вторая катастрофа произошла в феврале 1998-го. В ходе учебного полета на низкой высоте американский боевой самолет EA-6B Prowler пролетал над курортом на высоте ниже допустимой и правым крылом случайно перерезал трос одной из кабинок «канатки». Все 20 пассажиров, упав с высоты более 100 м, погибли. Самолет не пострадал, пилоты вернулись на базу.
Обстоятельства трагедии были необычными, и скандальный оттенок, который она приобрела, серьезно пошатнул итальяно-американские отношения. Дополнительное недовольство вызвало полная безнаказанность виновных. Оказалось, что на картах, по которым ориентировались пилоты, канатная дорога не значилась.
Это обстоятельство никак не смягчило их вину, поскольку летчикам запрещалось опускаться ниже 610 м над уровнем моря, а перерезанный трос находился на высоте 110 м. Скорость полета самолета EA-6B Prowler также превышала установленные нормы.
Особое возмущение итальянцев вызвало фактическое оправдание американских пилотов военным судом. Им лишь вынесли предупреждение, причем за уничтожение записей с бортовых самописцев, а не за гибель людей. Впрочем, тогдашний президент США Билл Клинтон принес официальные соболезнования семьям погибших и выплатил им компенсацию.
Ранее мы рассказали о самых разрушительных авариях на дамбах.