Игра «Смута»: каким получился амбициозный российский проект
Что такое «Смута»
Это одиночная ролевая сюжетная игра с видом от третьего лица и полуоткрытым миром. В нем нужно двигаться между локациями, параллельно сражаясь врагами и находя клады с оружием и полезными материалами.
От концепции полностью открытого мира было сразу решено отказаться в пользу основной сюжетной линии. По локациям можно двигаться пешком или на лошади — а между ними существует быстрое перемещение. На прохождение уйдет примерно 40 часов, сюжет здесь линейный с единственным финалом, но отдельные квесты можно проходить вариативно.
О чем новая российская игра
Действие разворачивается в Смутное время — в 1612 году. Русское царство погрязло в войнах, голоде, за престол сражаются самозванцы и все это на фоне польской интервенции. В качестве протагониста выступает молодой боярин Юрий Милославский, который вместе со Вторым Ополчением едет из Нижнего Новгорода в Москву — чтобы положить конец гражданской войне. В игре фигурируют реальные исторические личности: Минин и Пожарский, польский король Сигизмунд III, атаман Иван Заруцкий, самозванец Лжедмитрий II и будущий царь Михаил Романов. Сюжет охватывает примерно год — с объединением российского государства, воцарение династии Романовых и окончание Смуты.
За основу повествования взяли один из первых и один из самых популярных в свое время в России приключенческих романов: книгу Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», которая вышла в 1829-м. Автор довольно противоречивый — будучи искренним патриотом, с одной стороны он пользовался любовью читателей и даже получил приятное прозвище «русский Вольтер», с другой же периодически оказывался под огнем саркастической критики. Помимо книги Загоскина разработчики подключили к делу пятерых исторических консультантов.
Что известно о разработчиках
Разработчиком «Смуты» выступила новосибирская студия Cyberia Nova (ранее — Cyberia Limited), существующая с 2015 года. Изначально она помогала в разработке крупным студиям уровня Wargaming Inc. (известной в первую очередь по World of Tanks) и тестировала игровые прототипы на новых движках.
В итоге они получили гранты на разработку патриотической игры — это произошло в мае 2022 года, хотя работы над ней велись еще с 2020-го. Первый грант от «Института развития интернета» составил 260 миллионов рублей. Второй студия получила спустя год — как заявлял «ИРИ», он оказался примерно равен первому. Сейчас в команде работает около 40 человек, которыми руководят Алексей Копцов и Сергей Русских.
Чем интересна игра «Смута» и в чем ее уникальность
В первую очередь, «Смута» получила массу похвал за историческую проработку и красивую графику: и природы, и городов, и костюмов, и прочих декораций. К тому же эффект погружения в то время достигается и за счет мелких деталей. Здесь полно ненавязчивых исторических справок о событиях и личностях — и так вплоть до оружия и целебных настоек.
Однако геймплей заработал и серьезную долю критики. И если общая забагованность и вылеты со временем будут решаться патчами, многих не устроила некоторая однообразность происходящего. Выполнение квестов часть геймеров сравнили с симулятором курьера, которому приходится бесконечно бегать между контрольными точками, доставляя письма и выполняя задания — это быстро наскучивает. Также сразу появились вопросы к боевой системе. Однако не стоит забывать, что бюджет «Смуты» по меркам видеоигр вовсе не космический: для сравнения, у третьего «Ведьмака» он в пересчете на рубли составлял 7,5 миллиарда.
Есть ли аналоги у «Смуты»
В плане настолько детального погружения в реальные события из истории России — нет, игр такого уровня тщательности еще точно не делали. Что касается геймплея, то вполне очевидно, что авторы максимально вдохновлялись сериями «Ведьмак» и Assasin's Creed. Также геймеры вспомнили Ghost of Tsushima, где действие разворачивается во времена феодальной Японии.
Какие еще российские игры скоро выйдут
Indika
Мрачный инди-хоррор в альтернативной России XIX века об одержимой дьяволом монахине — с упором на мистическую атмосферу и психологизм.
Pine Harbor
Шутер с явным влиянием Silent Hill от краснодарской студии — туман, горы, сосны и поджидающие на каждом шагу монстры.
Broken Vile
Ужастик про маленького мальчика, ищущего маму в зловещем постсоветском городке со всеми атрибутами времени.
«Сказки старой Руси»
Первая часть запланированной серии о приключениях сказочных персонажей, сделанная как карточный «рогалик» с симпатичной прорисовкой — Василиса Премудрая сражается с чудовищами с помощью заклинаний, получаемых из случайных комбинаций карт.
«Лихо Одноглазое»
Создатели «Черной книги» сделали хоррор от первого лица с фольклорными мотивами, головоломками, сказочными монстрами и монохромной атмосферой.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».