Игры кончились, снимаем маски: последствия идентификации геймеров могут быть неожиданными
Что предлагает новый законопроект об идентификации геймеров
Группа сенаторов и депутатов предложила проект федерального закона «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории РФ», пишет «Коммерсант». Согласно документу, издатели игр должны будут идентифицировать геймеров по номеру телефона, через «Госуслуги» или Единую биометрическую систему. А цифровые платформы обяжут информировать покупателей о содержании видеоигр, включая нецензурную лексику, сцены насилия, употребление алкоголя или курение, а также другие элементы, способные вызвать страх или панику. Правительство может дополнить этот список.
Законопроект разработали члены комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин и Антон Немкин, а также сенаторы Артем Шейкин, Лилия Гумерова и Наталья Кувшинова. Ожидается, что в ближайшее время документ внесут на рассмотрение в Госдуму.
По мнению парламентариев, новый закон позволит установить необходимые ограничения «в целях защиты нравственности, прав и интересов граждан, в том числе на информирование пользователей видеоигр об особенностях их содержания». Также инициаторы проекта предложили проверять видеоигры на наличие запрещенных в РФ элементов.
Инициатива не самая новая: в декабре 2022 года комиссия Совета законодателей по информполитике, ИТ и инвестициям уже предлагала правительству создать систему идентификации геймеров с помощью «Сбер ID» или «Яндекс ID».
Представители индустрии и вовсе считают документ излишним, поскольку с октября 2024-го в России уже идет эксперимент по добровольной маркировке игр, рассказал «Ямал-Медиа» директор и партнер компании «ИТ-Резерв» Павел Мясоедов. Этот инструмент есть во многих странах. При этом маркировку игр можно сделать обязательной в зависимости от их содержания, не принимая новый закон.
«Мера кажется избыточной и трудно реализуемой на практике. В первую очередь, это связано с тем, что подавляющее большинство издателей и разработчиков видеоигр — зарубежные компании. Им придется вносить изменения в свои продукты для адаптации к российским реалиям. Игры маркируют везде, и существуют централизованные ограничения, накладываемые на издателей, а не на разработчиков. Эти ограничения определяют, где можно продавать игры, а где их дистрибуция запрещена».
Павел Мясоедов
директор и партнер компании «ИТ-Резерв»
В свою очередь идентификация пользователей по номеру телефона или через госресурсы станет первой такой практикой в мире.
Зачем нужна идентификация геймеров
Идентификация геймеров связана с идеей пресечения деятельности экстремистских и иных преступных ячеек, которые образуются в онлайн-играх, пояснил Павел Мясоедов. «Они действуют анонимно или под вымышленными именами, что затрудняет их идентификацию для правоохранителей. Мера направлена на решение этой проблемы», — пояснил он.
Однако такая инициатива оправданна лишь частично. С одной стороны, борьба с преступниками, использующими внутриигровые чаты для коммуникации, необходима. С другой — если визировать игроков, они перейдут на другие площадки, которые будут появляться быстрее, чем принимаются меры по деанонимизации, отметил IT-эксперт.
«Правоохранителям и законодателям приходится адаптироваться к реалиям времени и следить за криминалом не только на улицах, но и в цифровом мире. Однако стоит тщательно обдумать, насколько такая мера будет эффективной в борьбе с преступниками и при этом не создаст сложностей для разработчиков. Законопослушным разработчики придется напрягаться, а преступники уйдут на другие зоны. Поэтому насколько эта мера решит проблему — вопрос спорный».
Павел Мясоедов
директор и партнер компании «ИТ-Резерв»
Помимо этого, преступники могут использовать подменные номера и фейковые ID, и как выявлять и проверять такие случаи, пока не совсем ясно. «Интеграция с «Госуслугами» может оказаться чрезмерной мерой и технически сложной задачей, учитывая различные документационные процессы, связанные с интеграцией с любым ГИСом», — считает Павел Мясоедов.
Steam может оказаться вне закона
Реальные причины появления законопроекта могут быть связаны с желанием контролировать доступ геймеров к определенным видеоиграм или с целью контроля информации о пользователях, пояснил в беседе с «Ямал-Медиа» владелец IT-компании «Команда-А» Артем Соловьев.
Это может привести к ограничениям доступа к определенным играм и платформам, считает эксперт. По его словам, вряд ли Steam или GOG подчинятся новым требованием по идентификации пользователей, что, возможно, приведет к их блокировке или ограничению доступа.
Что касается раскрытия содержания игр, то для Steam как централизованного дистрибьютора это задача не самая трудная, считает Павел Мясоедов. «Но по поводу окончательной блокировки трудно сказать. Все зависит от того, дойдет ли эта инициатива до принятия», — добавил он.
Идентификация геймеров может повлиять и на рынок мобильных игр, которым придется требовать идентификации от пользователей. Впрочем, многие из них и без того уже интегрированы с различными идентифицирующими элементами, включая биометрию.
Российский игромир между двух огней
Новые требования об идентификации геймеров могут в целом повлиять на рынок видеоигр в России, вызвав отток игроков или изменение подхода разработчиков к созданию игр, считает Артем Соловьев.
«Под ударом конкурентоспособность российских разработчиков. Они могут столкнуться с дополнительными требованиями и ограничениями, которые могут затруднить им доступ к мировому рынку. Это может снизить темпы развития гейм-индустрии в России».
Артем Соловьев
владелец IT-компании «Команда-А»
Павел Мясоедов, напротив, считает, что новые меры могут дать толчок развитию российских вендоров. Однако одного желания здесь недостаточно.
«Игровая индустрия не такая простая, как кажется. Для разработки полноценной игры требуются годы и миллиарды долларов. Например, на создание игры масштаба GTA могут уйти десятилетия, а разработка Red Dead Redemption заняла около 10 лет и потребовала миллиарды долларов. Такие инвестиции огромны, но их возвращают со временем. Поэтому создание российской игры или стратегии почти всегда обречено на провал из-за высоких затрат и рисков. Протекционистские меры не помогут российским разработчикам выпустить свою GTA завтра. Для этого нужны время и огромные инвестиции, а также изменение отношения общества к видеоиграм и геймерам — в лучшую сторону».
Павел Мясоедов
директор и партнер компании «ИТ-Резерв»
Тем временем один из российских разработчиков игр уже обратился к главе «Лиги безопасного интернета» Екатерине Мизулиной. Он считает, что новый закон станет губительным для российской игровой индустрии.
По его словам, маркировка игр по содержанию — это нормально и распространено повсеместно. Но обязательная регистрация игры на «Госуслугах» станет проблемой для российского рынка видеоигр, усложнит работу студий и отпугнет геймеров. Разработчик также усомнился, что Steam и другие площадки поддержат эту систему, а значит, они нарушат закон и их заблокируют. «Получится ситуация со сложным выходом на рынок, как в Китае. В итоге изоляция внутри и снаружи — игроки не могут купить игры, а разработчикам сложно издаться. На самом деле хотелось бы увидеть законопроект полностью, а не делать выводы по источникам «Коммерсанта», так что, может, все не так однозначно», — заключил он.
Екатерина Мизулина опубликовала скриншот сообщения в своем телеграм-канале и отметила, что пока не стоит делать преждевременные выводы без полного текста законопроекта.
Не всё ладно с безопасностью
Идентификация пользователей через «Госуслуги» потребует дополнительной защиты базы данных, которая может быть создана внутри игрового продукта или на внешнем сервере, а также интеграции этой базы в государственную систему, подчеркнул Павел Мясоедов. Для внедрения таких механизмов потребуются дополнительные специалисты, и далеко не все разработчики игр пойдут на это добровольно.
«Процедура идентификации создаст препятствия, с которыми геймеры начнут бороться, и возникнут серые схемы, что станет угрозой для безопасности. Некоторые игры могут быть скачены пиратским путем, внутриигровую валюту будут покупать обходными средствами. Для сохранения рынка разработчики тоже могут начать решать эту задачу, но не у всех будут ресурсы или желание это делать, особенно если российский рынок для них не приоритетен. И если сейчас возможен контроль за той же маркировкой и контентом посредством ограничения дистрибуции, то новая мера может привести к тому, что разработчики также будут действовать по обходным, пиратским или внероссийским, схемам. Вероятность этого нельзя исключать».
Павел Мясоедов
директор и партнер компании «ИТ-Резерв»
Игрокам приготовиться
Если закон примут, то рядовым геймерам, чтобы продолжать играть на популярных платформах, придется следовать новым требованиям для доступа к играм. Для этого им придется использовать «Госуслуги» или другие идентификационные сервисы, отметил Артем Соловьев. Других вариантов нет.
«Кроме того, новый закон может изменить отношение общества к видеоиграм и геймерам в России в негативную сторону, потому что он может быть воспринят как попытка государства контролировать и ограничивать доступ к определенному контенту», — добавил он.
Если такая мера будет принята, мир рядовых геймеров, вероятно, не перевернется, полагает Павел Мясоедов. Идентификацию можно пройти не только через «Госуслуги», но и через телефон. Сегодня это необходимо для каждого второго онлайн-магазина, сложностей нет. Такой подход может даже упростить процесс регистрации для геймеров, считает он.
Вопрос в другом — будет ли разработчикам достаточно номера телефона для реализации внутренних игровых механизмов и не закроется ли легальный доступ к новым играм.
«Разработчики уже давно собирают персональные данные игроков, но требования официального госпортала к интеграционным механизмам, а также к защите сервера вендора, могут быть значительно выше и специфичнее. Адаптируются ли вендоры и не приведет ли это к тому, что часть игр не будет официально выходить на российском рынке, лишая геймеров легального доступа, — пока неясно».
Павел Мясоедов
директор и партнер компании «ИТ-Резерв»
Ранее общественники попросили заблокировать гейм-платформу Roblox.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».