Информации много не бывает. Данные о переписке и звонках клиентов обяжут хранить три года
Госдума одобрила хранение данных о переписках россиян в течение трех лет
Почему увеличили срок хранения данных о переговорах пользователей
Компании — организаторы распространения информации должны будут хранить данные о переговорах и переписке пользователей три года. Это касается сведений о приеме, передаче, доставке и обработке голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков и электронных сообщений (их содержимое нововведение не затрагивает). Сейчас они хранятся лишь год.
Увеличение срока хранения информации с года до трех связано с усилением безопасности пользователей. Это поможет эффективнее выявлять противоправные действия, в том числе с помощью единой антифрод-платформы. Она будет блокировать действия мошенников, анализируя их активность. Увеличение срока хранения даст возможность учитывать сведения за более длительный период, что важно для вычисления сложных и многоэтапных мошеннических схем, отметили в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.
Продление срока хранения сведений ОРИ позволит создать более эффективную систему для расследования и пресечения преступлений, таких как мошенничество, киберпреступность и другие противоправные действия, добавили в Минцифры.
В то же время чиновники не ожидают роста затрат для бизнеса, связанного с утроением срока хранения данных. По их уверениям, не предвидится изменений и для обычных пользователей.
Хранение больших объемов данных нужно, чтобы анализировать инциденты, произошедшие несколькими годами ранее, поскольку мошенники периодически вновь используют прежние схемы обмана, о которых люди уже забыли, рассказал в беседе с «Известиями» гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. По его мнению, бизнес вряд ли понесет убытки. Дело в том, что первоначально системы хранения метаданных уже инсталлировались, их просто надо расширить, а не создавать с нуля.
«Увеличение срока хранения информации дает правоохранительным органам более длительный доступ к данным для расследования сложных дел, таких как мошенничество, фишинг, распространение вредоносного программного обеспечения или координация преступных групп через интернет. Например, если жертва обнаруживает преступление спустя год, у правоохранительных органов будет достаточно времени для проведения эффективного расследования», — пояснил «Ямал-Медиа» юрист Сергей Богданов.
По его словам, трехлетний срок, вероятно, связан с периодом исковой давности, в течение которого банки, микрофинансовые организации и потребители могут разрешать споры о выдаче кредитов и займов в судебном порядке.
Цена вопроса борьбы с онлайн-мошенничеством
Операторы связи уже содержат факты о соединениях в течение трех лет, к тому же мера направлена на расследование инцидентов кибермошенничества. Поэтому отследить и купировать противоправные действия мошенников станет проще, пояснили в пресс-службе АНО «Цифровая экономика».
Увеличение объемов хранимых данных потребует расширения серверных мощностей или аренды облачных решений, говорит директор департамента расследований компании T.Hunter Игорь Бедеров. Он считает, что для крупных компаний это может вылиться в миллионы рублей ежегодно, мелкие платформы рискуют столкнуться с неподъемными расходами.
При этом защита данных от утечек и атак станет сложнее из-за роста объема информации. Потребуются инвестиции в шифрование, системы мониторинга и обновление ПО. В итоге рынок может столкнуться с частичной монополизацией сектора крупными игроками, а пользователи в свою очередь получат подорожание услуг, считает Игорь Бедеров.
Он отмечает, что чем дольше хранятся данные, тем у злоумышленников больше шансов найти уязвимые места в системах хранения. Даже без содержимого сообщений метаданные (время, геолокация, контакты) позволяют анализировать поведение пользователей, и это может приводить к утечкам.
Согласно требованиям закона, компании уже сохраняют огромные объемы информации, большая часть этого массива избыточна. Увеличение срока хранения может увеличить затраты операторов данных на миллиарды рублей, повысить спрос, а значит, и закупочные цены на системы хранения информации.
Расширение серверных мощностей для хранения метаданных может стоить каждой из крупных российских digital-компаний до 200 млн рублей. Эти расходы могут быть распределены достаточно неравномерно. Все зависит от того, какой задел у ОРИ уже есть, рассказала «Известиям» директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.
Она считает, что дополнительные расходы могут отразиться на тарифах для клиентов, включая стоимость поездок на такси, подписку на музыку и игры.
«Увеличение срока хранения до трех лет может повлечь за собой соответствующие расходы организаторов распространения информации, такие как расширение серверных мощностей или аренда облачных решений. Это в свою очередь может отразиться на пользователях в виде повышения тарифов на такси, подписки на музыку, книги, игры и другие услуги», — говорит юрист Сергей Богданов.
Когда в РФ в 2018 году только вводились правила хранения данных о коммуникациях пользователей, операторы были против хранения именно контента, а не фактов совершения звонка или отправки электронного сообщения. Первый тип информации значительно превышает по объему второй, говорит партнер ComNews Research Леонид Коник. По его мнению, новые инициативы государства не грозят компаниям увеличением срока хранения тяжелого контента, следовательно, не потребуют больших инвестиций.
Однако трехкратное увеличение периода хранения такой информации — скорее излишняя мера. Мошенники меняют номера буквально за недели, а иногда даже за дни. Никто не пользуется номером несколько месяцев и тем более три года. Опыт показывает, что любая информация, которая не пригодилась за месяц, не будет востребована уже никогда.
Ранее мы писали о том, что на «Госуслугах» планируют ввести самозапрет на выдачу сим-карт.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».