Иосиф Песнописец и Ольховые смотрины 17 апреля. Сверчки позовут на работу, а журавли разогнут спину
Иосиф Песнописец 17 апреля: православная история и народные традиции праздника
Жизнь преподобного Иосифа Песнописца
Иосиф Песнописец родился на Сицилии в начале IX века, в набожной христианской семье. В 15 лет он ушел в монастырь Латомос в Салониках. Он пользовался уважением всей братии и впоследствии стал пресвитером — священником, имеющим право проводить богослужение в монастыре.
Как-то обитель посетил преподобный Григорий Декаполит. Он сразу заметил молодого инока и взял его с собой в Константинополь. Это было при императоре Льва Армянина (813–820), в иконоборческие времена. Преподобные Григорий и Иосиф отважно защищали почитание святых икон, проповедуя на улицах, посещая дома православных и утверждая их в вере против еретиков. Но противники были сильнее. Тогда православная церковь была еще едина с римской, поэтому Иосифа решили снарядить к папе с просьбой о помощи.
Но во время путешествия монаха похитили разбойники-арабы, подкупленные еретиками. Его доставили на Крит, передали иконоборцам, те бросили Иосифа в темницу. Преподобный мужественно переносил все трудности, поддерживая других узников. Благодаря его молитвам один православный епископ, колебавшийся в вере, обрел силу и мужественно принял мученическую смерть.
Шесть лет Иосиф провел в заточении. В рождественскую ночь ему явился святитель Николай Мирликийский, сообщив о смерти иконоборца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. После этого святой смог покинуть темницу. Прибыв в Константинополь, Иосиф построил храм в честь святителя Николая и перенес туда мощи уже почившего Григория Декаполита, основав при церкви монастырь.
Один из богатых прихожан передал Иосифу часть мощей апостола Варфоломея. Святой построил еще одну церковь, теперь в честь святого апостола, но сокрушался, что не может написать хвалебные песнопения в его честь. После 40 дней молитв Иосифу явился сам апостол и благословил его писать церковные песнопения. С тех пор преподобный Иосиф сочинял песнопения в честь Богородицы, святых и святителя Николая, который освободил его из заточения. В своих гимнах Иосиф умело сочетал библейские истории с собственными переживаниями, создав тем самым уникальные и мощные тексты. Всего он написал около 300 канонов. Их до сих пор используют во время православных богослужений.
Во время второго всплеска иконоборчества при императоре Феофиле преподобный Иосиф снова пострадал от еретиков, его отправили в изгнание. Но в 842 году, при царице Феодоре, восстановившей почитание икон, святого призвали в Константинополь, где назначили и скевофилаксом (сосудохранителем) в Софийском соборе. Однако за обличение брата царицы в грехе его снова изгнали.
Только в 867 году патриарх Фотий вернул его на должность и назначил духовником всего константинопольского клира. В старости преподобный заболел. В 883 году перед Пасхой, в Великую пятницу, Господь предупредил его о скорой кончине. Иосиф составил опись церковного имущества, которое находилось в его ведении, и отправил ее патриарху Фотию. Несколько дней он молился, после чего, причастившись, скончался, оставив память о своей благочестивой жизни и преданности вере.
Традиции на Ольховые смотрины 17 апреля
На Руси день Иосифа Песнописца назывался Ольховые смотрины из-за начала цветения ольхи. Наши предки приступали в это время к полевым, садовым и огородническим работам. «Сигналом» к ним считался первый стрекот сверчков. Верили, что, если сверчок молчит, землю пахать еще рано.
В церкви в этот день молились за усопших. Дом украшали веточками ольхи — считалось, что на праздник она обладает особенной силой. Из коры и сережек дерева готовили настои и отвары. Присматривали и ольху для срубов колодцев.
Накануне выхода на весенние работы крестьяне посещали баню: верили, что так зерно хорошо приживется и даст богатый урожай. Женщины обязательно мыли волосы с отваром ольхи, чтобы сделать их крепкими и здоровыми.
Следили и за журавлями: считалась, что именно они приносят на крыльях настоящую весну. Бытовал интересный обычай, связанный с этими птицами: чтобы избежать болей в спине после полевых работ, при первой встрече с журавлями советовали лечь на траву и семь раз перевернуться с боку на бок.
Что нельзя делать на Иосифа Песнописца
Запретов было очень много. День по обыкновению был постный, поэтому к запретам на животную пищу, обильные застолья, богатые одежды, сватовство и гадание, добавлялись и новые правила.
- Не следует подавать вчерашние блюда к столу. Но, кроме еды, гостям и домашним обязательно подносили медовуху или чай с медом.
- Не стоит заниматься шитьем, вышиванием или вязанием — можно пораниться.
- Нельзя вредить журавлям и даже думать об этом, это приведет к страданиям.
- Не стоит стирать постельное белье и полотенца, чтобы избежать тоски и горестных воспоминаний.
- Обновки в этот день лучше не покупать, вещи могут принести неприятности и беды, от которых будет сложно избавиться.
- Не нужно смотреть на хилые и вялые растения, это ухудшит любовные отношения.
- Новые знакомства в этот день могут закончиться плохо, навлечь измену и разочарования
- Не стоит есть черный хлеб — это к бедности. Белый привлечет удачу и прибыль.
- Не следует расчесывать волосы, это не лучшим образом скажется на судьбе и дальнейших планах.
- Нежелательно носить красное — это привлечет нечистую силу или вызовет неувязки в любовных отношениях.
- Нельзя спорить со старшими, иначе всё пойдет не так
Приметы 17 апреля
- Восходит золотисто-розовое солнце — к установлению теплой погоды.
- Подул северный ветер — к дождю, южный — к щедрому урожаю яровых.
- Ольха в сережках — хорошо уродится овес.
- На хвойных много шишек — к обильному урожаю ячменя.
- Листья на березе раскрылись — к засушливому лету.
- Много березового сока — к дождливому лету.
Ранее мы рассказали, откуда взялись лепреконы и как их задобрить.