http://Top.Mail.Ru
Почему в мире возникла проблема дефицита дизельного топлива | Ямал-Медиа
25 августа 2023, 08:49 (обновлено: 25 августа 2023, 09:05)

Почему в мире возникла проблема дефицита дизельного топлива

Европа и США столкнулись с рекордным истощением запасов дизеля

Мировые цены на дизельное топливо рекордно выросли на фоне подорожания нефти. О том, почему ситуация сложилась таким образом, — в материале «Ямал-Медиа».

Стоимость барреля нефти за последние несколько недель достигла 83—86 долларов. Еще больший прирост в цене продемонстрировали нефтепродукты, среди которых и дизель. Маржа производителей топлива стала значительно выше.

В обычной ситуации такое положение дел привело бы к увеличению производства и выравниванию спроса и предложения. Но мировая обстановка этому не способствует. Неспокойные времена на рынке дизеля грозят продлиться еще несколько лет, сообщают «Известия».

Проблемы с дизелем в США

Объем нефтяных видов топлива, включая дизель, в Соединенных Штатах снизился до 115 миллионов баррелей. Это на 18% меньше показателей последнего десятилетия. Ситуация стала одной из самых худших за всю историю.

Всю тяжесть положения сложно оценить с первого взгляда. Казалось бы, рынок можно обеспечить за счет увеличения производства топлива. Но это почти невозможно.

Фото: Pxhere/CC0
Фото: Pxhere/CC0

Американские нефтеперерабатывающие заводы загружены на 94%. Это рекордный показатель почти за десять лет — с 2015 года. Вместе с тем запасы бензина истощились до исторического минимума. Такая ситуация заставляет производителей сконцентрировать все свободные мощности именно на этом виде топлива.

Что касается дизеля, его запасы в США напрямую зависят от бизнес-процессов. Такова особенность американского рынка. Объемы топлива сокращаются в период роста и приходят к нормальным значениям во время паузы. Особенно хорошо запасы восстанавливаются на фоне рецессии.

Сейчас паузы оказалось недостаточно для получения необходимого объема дизеля. А если страна избежит рецессии, то навлечет на себя катастрофу. Цены на топливо могут подскочить в два, а то и в три раза. Не так давно стоимость дизеля колебалась в средних показателях с учетом инфляции, но сейчас ее стремительный рост практически неизбежен.

Цены в Европе

Ситуация с дизелем в европейский странах была вполне стабильной в прошлом году. Однако в начале 2023 года компании потеряли возможность закупать нефтяные дистилляты у РФ из-за ограничительных мер. На фоне санкций они бросились запасаться российским дизелем и сильно сократили закупку сырой нефти. Эти действия помогли европейцам избежать дефицита зимой.

Фото: Pxhere/CC0
Фото: Pxhere/CC0

Сейчас запасы топлива в Европе оказались на уровне 248 миллионов баррелей, что значительно ниже привычных летних показателей. Объемы продолжат стремительно падать в ближайшие месяцы, высказали мнение эксперты Wood Mackenzie. Пополнить запасы за счет российского сырья уже не так просто, как раньше. Можно пойти по схеме импорта через третьи страны, но объем таких закупок ограничен.

Оставшись без поставок из России, европейцы решили попробовать арабскую нефть. Но этот продукт более легкий и дизеля из него получается значительно меньше. Сглаживать эту разницу помогало сотрудничество с КНР. Экспорт нефтяных дистиллятов из Китая в 2023 году вырос до 300 тысяч баррелей в сутки. Заработок на поставках превзошел доход от сбыта на внутреннем рынке. Ведь КНР продавал европейцам нефть с дополнительной наценкой в 39 долларов на каждую тонну.

Возможно, уже в сентябре Европе придется искать новые выходы из ситуации. Дело в том, что власти КНР намерены установить новые квоты на экспорт. Помимо этого, спрос на нефтепродукты увеличивается на внутреннем рынке Китая. Этому способствуют рост расходов на инфраструктуру и спад на рынке строительства жилья. Если расширить внешние поставки не получится, Европу ждет несколько тяжелых месяцев.

Ситуация в России

Некоторые трудности с дизелем есть и в России. Дефицит топлива наметился на юге страны на фоне кампании по сбору урожая. Ситуация во многом обусловлена загруженностью железных дорог из-за туристического сезона. Свою долю влияния имеет и то, что поставки угля переориентировали с западного направления на восточное. Третьим фактором стали ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах.

Непростая ситуация на мировом рынке тоже сыграла свою роль. Доля экспорта дизеля в Европу сократилась, но у России есть и другие покупатели. Например, до 235 тысяч баррелей в сутки приобретает Бразилия. Раньше государство закупало топливо у США.

Что будет дальше

Рост цен на дизель на себе ощущают и фермеры, и перевозчики. Компании должны заключить ценовой сговор и сохранить стоимость топлива на уровне, который был до подорожания. Такие требования выдвинула ассоциация «Грузавтотранс». В организации убеждены, что происходящее с топливом окажется дополнительным фактором давления на инфляцию.

Фото: Pxhere/CC0
Фото: Pxhere/CC0

С подобными трудностями могут столкнуться и другие государства. В 2021—2022 годах массовые забастовки водителей прокатились по всей Азии. Тогда люди вышли на улицы после сокращения экспорта дизеля из Китая. Сейчас волнения могут охватить все страны мира.

Причина дефицита

Ситуация стала ухудшаться еще в 2020—2021 годах. Сначала спрос на топливо резко упал на фоне пандемии. А затем администрация главы США Джо Байдена сделала упор на «зеленую» повестку. Это привело к массовому закрытию НПЗ. Пять предприятий прекратили работу, из-за чего производственные мощности упали.

Затем от нефтяников потребовали увеличить объемы добычи и перегонки сырья, но сделать этого они не смогли. Никто из представителей отрасли не хочет ввязываться в дорогостоящее строительство новых НПЗ и расширение старых мощностей на фоне поддержки «зеленой» повестки правительством. Вкладывать средства в переработку в США тоже стало рискованно. Ведь через десять лет она может стать невостребованной или столкнется с порицанием со стороны властей.

Стоит добавить, что последний крупный завод по нефтепереработке в США открыли в 1977 году. Строительство нового предприятия может потребовать крупных временных и финансовых затрат. Ведь опыта и знаний в этой сфере за 50 лет стало меньше. В ЕС сложилась похожая ситуация. «Зеленые» инициативы там внедряются еще более жестко. Ситуацию усугубляет запрет на закупку топлива из России. Вероятнее всего, проблема дефицита топлива останется с миром на долгие годы.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...