История гения Федерико Феллини: любовь, потери и великое кино
Со дня рождения режиссера Федерико Феллини 20 января исполнилось 105 лет
Биография Федерико Феллини
Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини. Он появился на свет у Урбано Феллини и Иды Барбиани, которые поженились годом ранее. В семье было еще двое детей: Рикардо и Мария Маддалена.
Федерико рос болезненным, но творческим ребенком. Уже в детские годы любимой забавой были постановки для семьи: мальчик сам изготавливал маски и костюмы, разрисовывал кукол.
Образование юноша получил классическое, окончив монастырскую школу в Фао. Затем он переехал во Флоренцию, где учился на репортера и подрабатывал карикатуристом в фирме своего приятеля. Но в 1939 году произошло значимое не только для Федерико, но и для будущего кинематографа событие — молодой Феллини переехал в Рим, город, который стал для него вдохновителем.
Интересный факт: именно с итальянской столицей будет связано все творчество Феллини, а в названии двух лент даже появится ее название. Первая из них знаменует самое начало кинематографического творчества режиссера («Рим — открытый город»), а второй — «Рим Федерико Феллини» — обозначит финальный этап).
Однако первое знакомство со столицей Италии оказалось не столь радужным: средств не хватало, поэтому будущему гениальному режиссеру приходилось снимать жилье недалеко от вокзала, соседствуя с торговцами-китайцами, ворами и проститутками. В это же время Феллини получил прозвище «Ганди» — так его прозвали за чрезмерную худобу.
«Когда Рим делает тебя жертвой своих древних чар, все плохое, что ты мог бы сказать о нем, куда-то улетучивается, и ты знаешь только одно: жить в Риме — счастье», — скажет Феллини позже.
Первоначально на жизнь приходилось зарабатывать рисунками для газет и журналов, написанием текстов для варьете, рекламы и небольших радиопостановок.
На протяжении четырех лет, с 1938 по 1942 год, Феллини публиковался в знаменитом тогда сатирическом журнале «Марк Аврелий», куда он написал более 700 произведений.
Первые постановки и любовь Федерико Феллини
Война застала Феллини врасплох. Служить он не хотел и поэтому симулировал болезни. Однако творческую стезю не покидал. В 1943 году на одном римском радио звучали забавные передачи о жизни влюбленных — Чико и Полины, автором стал Федерико Феллини. Позже эти истории были экранизированы, за постановку отвечал сам маэстро. Тогда же он познакомился со своей будущей супругой, Джульеттой Мазиной, с ней он прожил всю жизнь — Феллини называл ее своим главным источником вдохновения.
«Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что все могло бы сложиться как-то иначе. Речь идет об очень давних отношениях, зародившихся, мне кажется, еще до того, как мы познакомились. Это произошло на радио: Джульетта исполняла написанные мною сценки. Таким образом, отношения деловые развивались параллельно отношениям личным, и так было всегда», — так говорил Феллини о супруге.
Через несколько недель после свадьбы Джульетта забеременела, но случился выкидыш из-за случайного падения. Пара не оставила попытки зачать ребенка, и в 1945 году у Феллини родился сын, но и он умер после двух недель жизни. Больше у четы детей не было.
«Феллини был физически очень крупным человеком и создавал потрясающий контраст с миниатюрной Джульеттой Мазиной. Она все время находилась как бы под его защитой. Но при этом «освещала» его. Между ними всегда шла некая игра — осознанная, конечно, и они совершенно замечательно это делали. Он все время подтрунивал над всеми — над собой, над Мазиной, над ведущим пресс-конференции», — поделился с «Известиями» впечатлениями от визита Феллини с супругой в Москву киновед, основатель Музея кино Наум Клейман.
К слову, несмотря на большую любовь к Джульетте, Федерико не был ей верен. Один из друзей великого режиссера сказал про него: «Неверен, но моногамен». Джульетта знала об этом, но не уходила, да и он никогда не помышлял о разводе.
Когда к Феллини пришел успех
Когда в Рим вошли союзные войска, Феллини со своим другом торговали в небольшой лавочке шаржами на победителей. Однажды там появился Роберто Росселлини. Он собирался снять короткометражку о римском священнике, что был расстрелян немцами. Но благодаря Феллини и Серджо Амидеи идея была расширена, и на экраны вышел фильм «Рим — открытый город». Лента получила мировое признание, как, собственно, и Феллини, за которым закрепилась слава гениального сценариста.
Свой первый фильм «Огни варьете» Феллини снял вместе с Альберто Латтуада. Следующей работой стал «Белый шейх», не получивший признания публики, а фильм вот «Маменькины сынки», вышедший в 1953 году, был принят теплее. Он получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале 1953 года и был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
В чем гениальность Феллини
Первое и главное, что отмечают ценители творчества Феллини, — это его гуманистическая сущность. Он заставил людей по-новому думать, исследовать человека и общественные конфликты.
«Он произвел революцию в неореализме, расширив классовое сострадание до общечеловеческого. И его роль художника-гуманиста усиливается с годами, поскольку в современном кино не так много таких тенденций», — отмечал киновед Наум Клейман.
А список советских и российских творцов, на которых повлиял Феллини, огромен.
«Если мы вспомним, например, картины Звягинцева, Абдрашитова, — это все не без воздействия Феллини. Список мастеров, на которых повлиял Феллини, можно продолжать довольно долго. Он насытил своим дыханием разные сферы кинематографа», — считает советский и российский кинокритик Армен Медведев.
Да и режиссеры нового поколения не скрывают этого влияния.
«Он из тех режиссеров, которые меняют взгляд. Раз увидев Феллини, уже смотришь на мир и его глазами тоже», — уверен Антон Бильжо, режиссер фестивальных хитов «Рыба-мечта» и «Амбивалентность».
Лучшие фильмы Федерико Феллини
Наследие Феллини огромно, но есть несколько картин, которые не только сформировали его репутацию гениального режиссера, но и оставили неизгладимый след в истории кино.
«Дорога» (La Strada, 1954)
В этой ленте повествуется о простой девушке Джельсомине (Джульетта Мазина), которая становится ассистенткой жестокого циркового артиста Дзампано (в исполнении Энтони Куинна). Этот лирический рассказ о любви, преданности и искуплении стал одной из самых поэтичных и эмоционально насыщенных работ Феллини.
«Ночи Кабирии» (Le Notti di Cabiria, 1957)
Эта трогательная история о римской проститутке Кабирии, исполненной Джульеттой Мазиной. В фильме Кабирия ищет любовь и счастье, несмотря на разочарования и неудачи. Это важное социальное и психологическое исследование, отмеченное искренностью и состраданием к человеческой судьбе, принесшее Феллини его первого «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке.
«Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, 1960)
Этот фильм стал настоящим культурным феноменом и принес Феллини международное признание. В центре сюжета — журналист Марчелло Рубини, которого играет Марчелло Мастроянни, блуждающий по ночному Риму в поисках смысла и удовольствий.
«Сладкая жизнь» предлагает зрителям насыщенный портрет общества, погрязшего в гедонизме и моральной апатии, причем этот великолепный и в то же время гротескный мир символизировал суть послевоенной Италии.
«Восемь с половиной» (8½, 1963)
Не только признанный шедевр киноискусства, но и автобиографическое произведение Феллини. В фильме рассказывается о знаменитом режиссере Гвидо Ансельми, снова в исполнении Мастроянни, который испытывает творческий кризис. Наполненный красочными персонажами и воспоминаниями фильм погружает зрителя в хаотичный мир искусства и реальности. «Восемь с половиной» стал важной вехой в кинематографе, вдохновив режиссеров на эксперименты с повествованием и визуальной стилистикой.
«Амаркорд» (Amarcord, 1973)
Феллини вновь обращается к личным мотивам, создавая частично автобиографическую историю о взрослении в маленьком итальянском городке в 1930-х годах. «Амаркорд», что в переводе с эмилианского диалекта означает «Я вспоминаю», полон ярких персонажей и эпизодов, отражающих универсальные темы ностальгии и перемен. Этот фильм стал классикой, демонстрируя непревзойденную способность Феллини сочетать юмор и грусть.
«Сатирикон Феллини» (Fellini Satyricon, 1969)
Этот фильм, основанный на Петронии, представляет собой яркую и авангардистскую интерпретацию жизни во времена античного Рима. Погружение в мир декаданса и хаоса показано через призму визуально завораживающих образов и сложных метафор. Фильм задает вопросы о человеческой природе, инстинктах и обществе, становясь одной из самых провокационных работ Феллини.
Где и когда умер Федерико Феллини
Федерико Феллини скончался 31 октября 1993 года от инсульта, хотя еще накануне вместе с супругой Джульеттой планировал отпраздновать в кругу друзей золотую свадьбу.
Во время похорон Феллини в Риме остановили движение, а толпа провожала траурный кортеж аплодисментами до самого Римини, где и похоронен режиссер.
Джульетта Мазина пережила мужа на пять лет и скончалась от рака легких в 1994 году, завещав похоронить себя с фотографией Федерико в руке.
Отношения Федерико Феллини и России
Любовь к Риму не мешала признанию Феллини в других странах. Четыре его работы получили «Оскар», а за год до смерти Американская киноакадемия вручила мастеру почетную статуэтку за вклад в киноискусство. Картина «Восемь с половиной» завоевала главный приз ММКФ в 1963 году, хотя у председателя жюри Григория Чухрая требовали отдать предпочтение отечественному фильму. Но тот отказался, на долгие годы сохранив теплые отношения с именитым итальянским режиссером.
«Отношения Григория Чухрая с Феллини продолжались долгие годы. Они общались, когда отец снимал в Италии картину «Жизнь прекрасна» с Орнеллой Мути и Джанкарло Джаннини. Однажды случилась забавная история. Для съемок было выбрано ржаное поле под Римом, и в назначенный день вся съемочная группа моего отца отправилась туда. Но когда они приехали, то увидели, что с другой стороны этого поля по другой дороге подъезжает такая же кавалькада автомобилей с чужой съемочной техникой. Выяснилось, что Феллини тоже собрался снимать на этом поле. Режиссеры встретились, посмеялись, пожали друг другу руки и разъехались, решив, что раз они оба выбрали это поле, значит, никто на нем снимать не будет — ни Феллини, ни отец», — рассказывал «Известиям» режиссер Павел Чухрай.
Цитаты Федерико Феллини
- «Кто хозяин телевизора, тот хозяин телевидения. Ни в театре, ни в кино ничего подобного быть не может, там зритель не чувствует себя хозяином театра или кинематографа».
- «Кинематография — это прежде всего художественная выразительность. Ясно, что все может стать символическим. Даже крупный план самого скверного актера может оказаться символом».
- «Быть режиссером фильма — это все равно что командовать матросней Христофора Колумба, которая требует повернуть назад».
- «Есть люди, которые целую жизнь ухлопывают на то, чтобы стать конем, деревом, камнем, и даже сами того не замечают».
- «Я считаю, однако, что жизнь всегда сама вытаскивает нас из всяких неприятностей. Всегда у нее есть в запасе какой-нибудь сюрприз».
- «Когда меня спрашивают, счастливую ли жизнь я прожил, я всегда отвечаю: «Я прожил полную жизнь». Счастье не может длиться вечно. Его не ухватишь за хвост. Напротив, чем сильнее пытаешься его удержать, тем скорее оно улетает».
- «Я считаю, что человек должен стараться делать то, что он умеет делать, а еще важнее — научиться вовремя распознавать, что же именно он умеет».
- «Они жили долго и счастливо» — это из волшебной сказки. Никто не рассказывает, что стало, когда Золушка превратилась в ворчливую зануду. Никто не рассказывает, что случилось, когда прекрасный принц почувствовал извечный сексуальный зуд и внезапный прилив желания к кому-то, помимо Золушки».
Фильмы Феллини — это не просто кино; это многослойные полотна, которые раскрывают человеческую душу в ее самых прекрасных и противоречивых аспектах. Его работы остаются актуальными и сегодня, напоминая нам о том, насколько сложной и удивительной может быть жизнь.
Ранее мы рассказали, что российский актер Юра Борисов стал номинантом на престижную британскую премию BAFTA.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».