Издалека и вблизи: как сериал «Враг у ворот» превращает историю в триллер о героях и предателях
«Враг у ворот»: историческая основа
Сериал сначала переносит зрителей в московскую предвоенную зиму. Страна готовится к тяжелым испытаниям, на людей постепенно накатывают тревога, неуверенность, мрачные предчувствия. В центре повествования — начальник опергруппы МУРа Захар Мятов (Александр Новин). В дополнение к предчувствию войны сериал погружает зрителя в атмосферу репрессий и шпиономании, которой бредила страна в предвоенные годы. За полгода до июня 1941-го следователя несправедливо арестовывают и приговаривают к расстрелу.
Сюжет в какой-то степени основан на реальных исторических событиях. В октябре 1941 года, когда немецко-фашистские войска приблизились к Москве, в городе началась паника. Этим воспользовались криминальные элементы, что привело к резкому росту преступности. Опытные следователи и оперативники, такие как Мятов, были на вес золота. В сериале по личному распоряжению наркома Берии бывшего сотрудника угрозыска выпускают из тюрьмы и снова назначают главой опергруппы.
Конфликт сериала «Враг у ворот»
Задача Захара Мятова — бороться с мародерами, грабителями и смутьянами. Однако вскоре он сталкивается с более серьезной угрозой — ячейкой контрреволюционеров, заключивших тайный договор с фашистскими захватчиками. Предатели вливаются в преступные группировки, организуют налеты и подбивают толпы к беспорядкам. Подобные коллизии поклонники исторических криминальных сериалов помнят по прошлогоднему ретробоевику «Банда Зиг Заг», действие которого происходит в блокадном Ленинграде. С той разницей, что ленинградская банда существовала в реальности. О московском контрреволюционном криминалитете во главе с неуловимым диверсантом-«интеллигентом» Павлом Турсуновым (Филипп Янковский) таких сведений пока нет.
Есть и драматургические отличия: в «Банде Зиг Заг» рецидивисты, грабящие хлебные магазины, барыжащие поддельными карточками и убивающие направо и налево, якобы сотрудничали с немцами и ждали прихода Гитлера, чтобы сойти за «своих». В проекте «Враг у ворот» конфликт посложнее. Цель главаря банды — через сотрудничество с фашистами отомстить лично Сталину за смерть родителей. Правда, средства всё те же, сугубо криминальные.
В целом в сериале «Враг у ворот» удачно сочетаются элементы триллера и криминальной драмы, сюжет раскручивается вокруг борьбы Мятова с врагами — как внешними, так и внутренними. Его личная драма — любовь к женщине, которую он стремится спасти, — добавляет повествованию глубину и эмоциональность.
Актеры и съемочная группа сериала «Враг у ворот»
Александр Новин в роли Захара Мятова воплощает сильного и принципиального персонажа, готового пожертвовать собой ради справедливости. А благодаря своим мрачным закадровым монологам он становится чуть ли не неонуарным супергероем. Новин выступает и одним из продюсеров сериала. Антагонисты-диверсанты в исполнении Филиппа Янковского и Зазы Чантурия отвечают за раскрутку интриги и напряженность.
В военных детективах редко встречаются интересные женские образы, но «Враг у ворот» приятно удивляет. Мария Смольникова мастерски воплощает Надежду, жену Мятова, которая из беззаботной москвички превращается в отчаявшуюся заключенную. Светлана Ефремова исполнила роль Сигни, верной подруги диверсанта Турсунова, готовой пожертвовать собой ради любимого, несмотря на его жестокость. Кристина Ра (Работенко) играет Александру Гарсия, испаноязычную помощницу Мятова — романтика и интернациональный колорит сериалу обеспечены.
Режиссер Никита Грамматиков, известный по телепроектам «Фемида видит» и «Проклятие спящих», вновь демонстрирует мастерство в изображении силовиков в нестандартных ситуациях. Сценаристы Олег Кириллов и Игорь Торотько, зарекомендовавшие себя в «Адмирале Кузнецове», сохраняют высокий уровень патриотического пафоса, следуя традициям советской киноклассики.
Стилизация и психологизм
Сериал «Враг у ворот» действительно наполнен визуальными и содержательными отсылками и к фильмам о Великой Отечественной войне, таким как «Битва за Москву», и к советским криминальным околовоенным драмам вроде культовой «Место встречи изменить нельзя».
Близость к истории в сериале «Враг у ворот» усиливается благодаря аутентичному подходу к декорациям, пишет «Лента.ру». В реальности 1941 года, когда фашисты подошли к Можайску, город стали умышленно маскировать: архитектурные памятники перекрашивали под жилые здания, площади накрывали тентами с нарисованными крышами. Кино также изобилует этими деталями — герои ходят и гоняются друг за другом на фоне зданий с причудливыми текстурами, где колонны переходят в арки, усыпанные окнами. И — возникает неожиданный, внеисторический, совершенной противоположный эффект ирреальности происходящего.
Именно так сериал — и вполне натурально — передает коллективное безумие общества в самые темные периоды его истории. Это редкое и ценное достижение среди телепроектов о Великой Отечественной войне, связывающее сюжет с современностью не столько через изображение борьбы с криминалом и диверсантами, сколько через атмосферу психологического напряжения.
Ранее мы рассказали, как «Слово пацана» изменило судьбы актеров спустя год после выхода сериала.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».