Авиакомпании начнут платить за задержки рейсов. Но не пассажирам
Санкции за медлительность
Генпрокуратура предложила ужесточить санкции в отношении авиакомпаний из-за задержек рейсов. Минтранс поддержал инициативу ведомства, сообщила газета «Известия». Сейчас разрабатываются поправки в КоАП, которые вводят ответственность перевозчиков за нарушение правил провозки пассажиров и багажа.
Согласно документу, санкции за задержку рейсов будут вводиться по аналогии со статьей 14.1.2 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». В ней за нарушения предусмотрены предупреждение или штраф до 100 тысяч рублей. За грубые нарушения — штраф до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до трех месяцев.
Замначальника управления взаимодействия со средствами информации Генпрокуратуры Михаил Яненко рассказал, что в этом году случаи задержек рейсов участились по сравнению с 2020-м.
В отдельных случаях <…> перевозчиками допущены нарушения прав пассажиров на гарантированные воздушным законодательством услуги (обеспечение напитками и горячим питанием, размещение в гостиницах)
Михаил Яненко
замначальника управления взаимодействия со средствами информации Генпрокуратуры
Так, авиакомпания «Уральские авиалинии» была признана самой непунктуальной в мире. По данным «Известий», в мае вовремя вылетели только 50% рейсов перевозчика, в июле и июле — около 32%. В августе почти 60% рейсов авиакомпании задержались более чем на 30 минут. Осенью, когда закончился сезон отпусков, ситуация не улучшилась — в октябре было задержано более половины вылетов.
Сомнительная мера
Идея ужесточить санкции не нашла отклика у представителей отрасли. Исполнительный директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин объяснил «Ямал-Медиа», что задержки могут происходить по разным причинам, и не всегда это зависит от действий перевозчика.
Система расписания довольно сложная. Самолет в день может делать несколько рейсов по разным направлениям. Авиакомпания распределяет самолеты так, чтобы они везде успели, потому что задача самолета — как можно больше находиться в воздухе, на земле он денег не приносит. Если в этой цепочке происходит сбой, например, рейс задержался из-за непогоды, самолет и дальше по цепи своих полетов будет задерживаться
Максим Пядушкин
исполнительный директор журнала «Авиатранспортное обозрение»
Авиакомпания может быть ответственна за задержку, если у нее нет резервных самолетов на случай форс-мажоров или их недостаточно. Но этот вопрос тоже требует обсуждения, потому что расширение авиапарка самолетов, которые будут стоять «про запас» и не использоваться, грозит перевозчикам убытками.
Нельзя завалить рынок самолетами, тогда они будут стоять, а авиакомпании — нести убытки. На российском рынке всегда есть некий избыток самолетов, потому что спрос волатильный, особенно в условиях [пандемийных] ограничений. У авиакомпаний сейчас больше самолетов, чем они поднимают в воздух
Максим Пядушкин
исполнительный директор журнала «Авиатранспортное обозрение»
Специалист предположил, что рынок может урегулировать этот вопрос самостоятельно, потому что задержки рейсов наносят урон самим авиакомпаниям. В этом случае штрафы едва ли будут действенны.
Авиакомпании самой невыгодно задерживать рейсы, потому что конкуренция сейчас очень большая. Если пассажир знает, что один перевозчик задерживает рейсы, а другой нет, разумеется, он выберет того, который четко следует расписанию
Максим Пядушкин
исполнительный директор журнала «Авиатранспортное обозрение»
Для самих пассажиров штрафы не будут иметь никакой выгоды (они пойдут в госбюджет), разве что принесут моральное удовлетворение, поскольку перевозчик все же заплатит за причиненные неудобства.
По мнению Пядушкина, введение штрафов не отразится на стоимости билетов, а значит и на потребителях. Внутренний рынок авиаперевозок сейчас на подъеме, он превысил допандемийный уровень. Конкуренция очень большая, поэтому авиакомпании устанавливают выгодные цены на билеты и часто устраивают распродажи.