Я и сам своего рода легенда: актер Уиллем Дефо отмечает юбилей и не собирается сбавлять обороты
Культовому американскому актеру Уиллему Дефо 22 июля исполнилось 70 лет
Юный бунтарь из Висконсина
Уильям Джеймс Дефо родился 22 июля 1955 года в небольшом городке Эпплтон, штат Висконсин, в многодетной семье. Он был седьмым из восьми детей, родители — отец-хирург и мать-медсестра — постоянно пропадали на работе, и будущего актера фактически воспитывали старшие сестры.
«Мои сестры постоянно рассказывали мне об отношениях, так что к школе я уже узнал много интересного о птичках и пчелках», — вспоминал Дефо с присущей ему прямолинейностью.
Юный Уильям с детства проявлял бунтарский характер и творческие наклонности. Широко известной стала история о его исключении из школы за съемку «порнофильма» (на самом деле это был школьный проект с провокационными интервью). После изгнания он сумел поступить в университет Висконсина-Милуоки, где изучал драматическое искусство, но проучился там всего год.
Вместо традиционной учебы он присоединился к экспериментальному Theatre X, с которым гастролировал по США и Европе. Переехав в Нью-Йорк в середине 1970-х, Дефо нашел себя в авангардном театре The Wooster Group, где провел почти 30 лет и познакомился со своей первой гражданской женой Элизабет ЛеКомпт.
«Мы делали каждый спектакль так, будто он последний. Мы не были обученными актерами, мы были детьми, и мы хотели творить. Мы хотели творить и просто жить», — воодушевленно говорил Дефо.
Трудный путь в большое кино
Кинодебют Дефо оказался провальным — его уволили со съемок фильма «Врата рая» (1980) Майкла Чимино из-за неуместного смеха на площадке. Впрочем, фильм стал одним из самых громких финансовых провалов в истории Голливуда, так что, возможно, это было к лучшему. Реальным дебютом актера стала роль байкера в фильме «Без любви» (1982) — и сразу главная.
Прорыв в большое кино произошел только в 1986 году, с ролью сержанта Элайаса Гродина в военной драме Оливера Стоуна «Взвод». Эта работа принесла Дефо первую номинацию на «Оскар». Сцена смерти его героя, снятая рапидом, стала одной из самых узнаваемых в истории кинематографа.
«Перед съемками во «Взводе» мы две недели тренировались под руководством отставного капитана морской пехоты. Право притворяться кем-то на экране, сказал нам Стоун, нужно заслужить», — вспоминал актер.
От Христа до Зеленого Гоблина
После успеха «Взвода» карьера Дефо резко пошла вверх. В 1988 году он сыграл одну из самых противоречивых ролей в своей карьере — Иисуса в «Последнем искушении Христа» Мартина Скорсезе. Фильм вызвал ожесточенные споры и протесты религиозных групп, но только укрепил репутацию Дефо как бесстрашного актера.
«Я тогда еще много курил, и в перерыве между дублями Скорсезе вечно ходил где-то рядом, отгоняя от меня людей с фотоаппаратами. Он не хотел, чтобы кто-то сфотографировал Иисуса с сигаретой», — с улыбкой рассказывал Дефо.
Диапазон его ролей на рубеже веков поражал воображение: от жестокого агента ФБР в «Святых из Бундока» (1999) до зловещего вампира Макса Шрека в «Тени вампира» (2000; вторая номинация на «Оскар») и суперзлодея Зеленого Гоблина в «Человеке-пауке» (2002). Причем за роль в супергеройском блокбастере ему пришлось побороться. «Прочитав сценарий «Человека-паука», я изо всех сил старался получить эту роль, хотя моя кандидатура изначально не рассматривалась. Я даже специально снял несколько сцен в номере гостиницы, где читал роль Зеленого Гоблина», — признавался актер.
Эта роль стала знаковой для целого поколения зрителей, а фраза «Знаете, я и сам своего рода ученый» превратились в популярный интернет-мем.
Король независимого кино
С годами Дефо всё больше тяготел к независимому кино и сотрудничеству с яркими авторскими режиссерами. Плодотворным оказалось его сотрудничество с Ларсом фон Триером, особенно в провокационном «Антихристе» (2009), где Дефо создал образ, балансирующий на грани психологического реализма и сюрреализма.
«Для подготовки к роли в «Антихристе» я изучал специальную литературу, брал консультации у психотерапевтов и даже присутствовал на психотерапевтических сеансах», — рассказывал актер.
Не менее значимым стало партнерство с Уэсом Андерсоном. В «Отеле «Гранд Будапешт» (2014) Дефо предстал в образе жуткого убийцы Джоплинга с металлическими зубами, вызывающего одновременно страх и странное восхищение.
«Мы жили в своем маленьком мире, где не было актерских трейлеров и машин с оборудованием, где мы пешком ходили от локации до локации, потому что все было рядом. В перерывах между съемками я уходил отдыхать в отель. Мне звонили и говорили: «Спускайся, мы готовы снимать следующую сцену!» — и я шел на площадку», — вспоминал Дефо.
Вторая молодость Уиллема Дефо
В последнее десятилетие Дефо в своем роде снова «бунтует» — теперь против Голливуда, пачками списывающего стареющих актеров, не признающих пластики. Уиллем находится на очередном витке творческой карьеры. Его роли в фильмах «Проект «Флорида» (2017), «Ван Гог. На пороге вечности» (2018) и «Маяк» (2019) принесли ему новые номинации на «Оскар», две награды Венецианского кинофестиваля и восторженные отзывы критиков.
Особенно выделяется его работа в черно-белом психологическом хорроре «Маяк» Роберта Эггерса, где Дефо в роли смотрителя Томаса Уэйка создал незабываемый образ мрачного морского волка, граничащий с гротеском, но при этом пугающе реалистичный. А его взаимодействие с Робертом Паттинсоном стало для зрителей и критиков мастер-классом актерской игры.
В 2022-м Дефо удостоили степени доктора искусствоведения — того самого университета Висконсина, который он так и не окончил. На церемонии актер рассказал, как поразил его Милуоки, когда он туда приехал, и как его судьбу переломила постановка «Пролетая над гнездом кукушки» в университетском театре. Нынешним студентам он пожелал как можно быстрее найти свое призвание и во что бы то ни стало заниматься любимым делом.
В 2023 году Дефо блеснул в роли безумного ученого Годвина Бакстера в стимпанк-комедии «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса, а в 2024-м вернулся к своим хоррор-корням в «Носферату» Роберта Эггерса. Предполагается, что в 2026-м он также снимется в «Оборотне» того же режиссера.
Личная жизнь актера Уиллема Дефо
В личной жизни Дефо тоже не следовал стандартным голливудским сценариям. Он провел 27 лет в гражданском браке с Элизабет ЛеКомпт, театральным режиссером и основательницей The Wooster Group. Они не вступали в официальный брак, причем по инициативе Элизабет: по ее мнению, «брак означает, что женщина становится собственностью мужчины». У пары родился сын Джек.
В 2004 году Дефо встретил итальянскую актрису и режиссера Джаду Колагранде. Их знакомство произошло в Риме, и уже на следующий день Уиллем сделал ей предложение.
«Я просто спросил ее за обедом: «Хочешь, завтра поженимся?», — вспоминал Дефо. — Мы позвонили в мэрию и узнали, что если оставить заявку в тот же день, то на следующий действительно можно пожениться».
С Джадой они счастливы уже 20 лет и делят свою жизнь между Римом, Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Дефо получил итальянское гражданство и часто говорит о своей любви к итальянской культуре.
Творческий метод Уиллема Дефо
Дефо выработал собственный подход к актерской игре, который можно описать как «внутреннее через внешнее». Его пластика, мимика, особенно знаменитая «дьявольская улыбка», стали фирменными знаками и его героев.
«Выключи звук, когда смотришь фильм. Если ты по-прежнему можешь разобраться в происходящем — перед тобой неплохое кино», — советует актер.
Для Дефо важна физическая подготовка к ролям. Он сам выполняет большинство трюков и погружается в материал с максимальной самоотдачей. Для роли Ван Гога он научился писать маслом, для «Маяка» — вязать морские узлы, картина в фильме «Внутри» — тоже его рук дело.
«Иногда нужно полностью потерять себя, чтобы снова найти», — делится Дефо азами своей актерской и жизненной философии.
Культурные скандалы и мемы
Несмотря на почтенный возраст, Дефо не теряет способности вызывать противоречивые реакции. В 2024 году он опубликовал короткое видео, где зачитал русскую пословицу «Хороша Маша, да не наша» в переводе — «Masha is fine. But she is not mine». Ролик актер дополнил своим фирменным хохотом.
Видео вызвало возмущение у украинцев, особенно после того, как им стало известно, что это уже третья русская пословица в исполнении актера. До того были «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» («Don’t have one hundred rubles, but have one hundred friends») и «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь» («Don’t say «Hop», before you jump over»). Актер также признавался, что «в душе он немного русский» и хотел бы сняться в полнометражной русской картине. Ранее, в 2016-м, Дефо сыграл в короткометражке Григория Добрыгина «Щель».
В интернет-культуре Дефо стал героем нескольких популярных мемов. Кроме фразы из «Человека-паука», вирусной стала фотография, где актер с сигаретой держит подгнившие апельсины — кадр со съемок фильма «Внутри» (2023).
Уиллем Дефо сейчас
В свои 70 Дефо не собирается замедляться. Его график расписан на годы вперед, и он продолжает выбирать разноплановые проекты — от авторского кино до блокбастеров. «Иногда ты находишь работу, иногда работа находит тебя. Вот так и живешь», — философски замечает актер.
Один из последних фильмов с участием Дефо — «Очи» (2025), снятый за 10 миллионов долларов, что необычно мало для фэнтези. В картине почти нет спецэффектов и компьютерной графики, съемки проходили в Румынии. Сценарий вдохновлен семейной историей режиссера Исайи Саксона, чьи предки жили в Карпатах.
Сюжет разворачивается в селе, где живет юная Юля (Хелена Зенгель). Местных детей пугают историями о магических существах — Очах. Однажды Юля находит раненого малыша Очи и решает ему помочь, несмотря на все страхи и запреты. Уиллем Дефо исполнил роль ее отца и охотника на Очи. На участие в проекте он согласился почти сразу, признавшись, что для него главный критерий выбора проектов — личная заинтересованность и возможность делать то, чего он еще никогда не делал.
«Но чем старше я становлюсь, тем реже погибаю в кино», — шутит Дефо, намекая на свою богатую фильмографию и персонажей, которые часто заканчивали жизнь трагически.
Ранее мы рассказали об актрисе Еве Грин, которая любит собак и коллекционирует черепа.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».