Яркие волосы, пирсинг и косуха: чем интересны неформалы
Кто такие нефоры в молодежном сленге: история, культура, подгруппы
Кто такие неформалы и как возникают их сообщества — читайте в материале «Ямал-Медиа».
Кто такие нефоры
Субкультура неформалов — это, прежде всего, способ выразить явный или скрытный протест устоявшимся в обществе традициям. Манеру вести себя «не как все» такие люди подчеркивают яркой одеждой, странной прической, татуировками, пирсингом и прочими специфическими атрибутами. Они следуют принятым в их сообществе принципам и убеждениям, которые часто расходятся с теми, что присущи большинству сограждан. Для них это попытка показать свою индивидуальность и непохожесть на других, сказать массе: «я — личность».
При этом многие неформалы могут быть активными общественниками, пытаются донести свою точку зрения, изменить что-то к лучшему. Также не обязательно неформал должен принадлежать к определенному движению — байкерам, панкам, готам или эмо. По большому счету, им может считаться любой человек, противопоставляющий себя действиями и взглядами общественным стандартам или принятым нормам поведения.
История неформальных движений
При слове «субкультура» у многих из нас наверняка возникают образы практически ушедших в прошлое популярных молодежных направлений: хиппи, рокеров, панков, скинхедов и так далее. Интересно, что отдельные представители этих течений существуют по сей день, правда. они уже не выделяются своей массовостью. Даже еще недавно шокировавшие всех своими мрачными образами готы и эмо тоже уже почти «канули в лету».
В СССР неформалы появились приблизительно в конце 40-х годов прошлого столетия. Считается, что первой такой субкультурой стали стиляги. Это молодые люди, как правило из обеспеченной части общества, которые могли хорошо одеваться и иметь дорогие вещи. Главная их цель заключалась в том, чтобы танцевать и выглядеть при этом стильно.
В Европе и Америке раскрутка субкультуры приходится на 70—80-е годы XX века. Основой для этого послужили массовые молодежные протесты в 1968 году против войн и расизма, за свободу и права человека. Активными участниками этой борьбы были хиппи, выступавшие «за мир во всем мире».
При всех ограничения, действовавших при Советской власти, в 70-е годы в Москве также появились хиппи, а затем и панки. Но, в отличие от западных собратьев, местным неформалам жилось непросто. Власти боролись с субкультурами, для чего использовались приводы в милицию, принудительное лечение в психбольницах и так далее. Причем в те времена термин «неформал» еще не использовался. Он появился позднее, примерно в 1980-х годах, и обозначал молодежь с альтернативной формой самовыражения, отвергающую официальные социальные нормы.
Культура нефоров
Специалисты утверждают: для подростков и молодых людей «уйти в неформалы» означает пройти некую школу самостоятельного взросления. Когда необходимо независимо от родителей и учителей завоевать собственный статус. Также это способ избежать формальности в организации жизни, где во главе угла находится иерархичность и жестко расписанные роли.
Хотя молодежные субкультурные течения отличны друг от друга, среди них имеются общие характеристики:
Индивидуализм
Представители субкультуры, отвергая общепринятые ценности, выбирают индивидуальное самовыражение. У каждой группы есть подчеркнутый стиль одежды, причесок, элементов макияжа, включая пирсинг и татуировки, бросающий вызов общественной моде. А еще этот опознавательный знак «свой/чужой» позволяет отличить разные субкультуры.
Альтернативность
Вместо отвергаемой мейнстримовой культуры и социальных структур нефоры используют альтернативные формы искусства, музыки, образования и общественной деятельности. Например, поклонники музыкального стиля эмокор создали субкультуру эмо, очень популярную в 2000-х за рубежом и в России.
Нетрадиционность
Практика нетрадиционных взглядов и образа жизни — еще одна общая для многих нефоров черта. Такой подход включает различные формы духовности, политических убеждений, сексуальной ориентации. Например, появившаяся в конце 1960-х годов субкультура хиппи представляла собой некую религиозно-философскую концепцию. В ней существовал свой музыкальный стиль (рок, особенно психоделический рок), внешний вид, особое отношение к запрещенным веществам, отрицательное отношение к насилию и так далее.
Сопротивление
Как уже говорилось, многие нефоры активно не соглашаются с политическими, социальными или культурными структурами общества. Например, показательно слушать не попсу или носить длинные волосы и бороды там, где принято стричься под машинку, — уже своеобразный вызов сложившейся системе.
Подгруппы неформалов
В наше время в мире существует десятки всевозможных субкультур: от любителей мультяшных пони до адептов вечеринок на кладбищах. Приведем примеры только нескольких из наиболее известных таких сообществ.
Панки
Английское слово «punk» дословно означает «рвань», «дрянь», «шпана». Обычно — в лохмотьях, с ирокезами, цепочками от унитазов на шее и глубочайшим презрением ко всему миру. Стиль панк-рок начал формироваться в середине 60-х прошлого века. Тогда на фоне популярности рок-н-ролла появлялись группы местного значения, игравшие простую и не очень качественную, но «свою» музыку. Официальной датой рождения панк-рока считается 6 ноября 1975 года, когда в Лондоне прошло первое выступление Sex Pistols.
Панки протестовали против всего: они хулиганили на улицах, задирали прохожих, вызывающе вели себя с полицейскими. Черный цвет анархии — их цвет.
Хиппи
Хиппи отличались общественным инфантилизмом и проповедовали «этику любви». Движение возникло на рубеже 60-х и 70-х годов в США и других странах как реакция на бюрократизм и тоталитаризм. Эти люди носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики, в основном марихуану и ЛСД, жили в коммунах, путешествовали автостопом, увлекались медитацией и мистикой. Главный принцип их субкультуры — ненасилие.
Байкеры
Эти люди — ярые поклонники мотоциклов. И, в отличие от обычных владельцев «железных коней», для байкеров мотоцикл — всегда часть образа жизни. Эта субкультура зародилась в 1949 году в США, где бывшие летчики ВВС организовали первый мотоклуб.
Причем байкеров называют абсолютно закрытым сообществом, в котором состоят не только молодые, но и возрастные члены. Просто каждый из них живет своей жизнью, в которой присутствует мотоцикл и семья, то есть мотоклуб. Байкеры далеки от политики и сознательно не поддерживают ни одну из политических партий.
Готы
Когда в конце 1970-х годов панк-волна в Англии стала затихать, возник пост-панк, изначально — декадентское музыкальное течение. Часть панк-групп сменила звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский, сформировав готическую пост-панк волну. Общую эстетику этого периода можно описать как «темный панк». Этих людей называют предшественниками современных готов.
Появление готической субкультуры относят к 1979 году, когда вышел сингл пост-панковской команды Bauhaus «Bela Lugosi's Dead», прозвучавший в фильме «The Hunger». Новая стадия развития этого направления началась в 90-х годах прошлого века. С этого периода формируется Dark Culture («темная культура»). Как правило готам присущ «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Идеальный гот замкнут, его отличают частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, мистицизм. Он не принимает стереотипы поведения и стандарты внешнего вида. Готы часто выбеливают лицо светлым тональным кремом, рисуют размашистые черные стрелки, губы красят черной или кроваво-красной помадой.
Гопники
Позднесоветская субкультура — гопники — появилась в результате проникновения криминальной эстетики в рабочую среду. Они — такой же символ России 1990-х годов, как рэкетиры и воры в законе. А в 2000-х эти представители маргинальной молодежи организовали субкультуру «четких пацанов», живущих по воровским законам и блатным понятиям. Гопники применяют воровской жаргон, отличаются низким уровнем интеллектуального, культурного и духовного развития, склонны к насилию и пренебрегают правопорядком в целом.
Летом они носят спортивные костюмы, обычно приобретенные на рынке. Название фирмы-изготовителя часто схожа с известным брендом, но написана искаженно — «Abibas» или «Pyma». В холода поверх «спортивки» — куртка из кожзама или дешевый пуховик. Гопники прогуливаются по району развязной («борцовской») походкой, ведут себя бестактно или агрессивно по отношению к прохожим: разглядывают в упор, обращаются фамильярно.
Анимешники
Молодая субкультура аниме возникла в России в 1990-х годах под влиянием японских мультяшных персонажей. У анимешников специфические интересы и ценности — аниме, манга, культура и история Японии. Также имеется свой сленг. Например, слово «ня», которое обозначает самые разные эмоции. Это восклицание часто произносится любимыми персонажами поклонников аниме.
При этом субкультура еще находится в стадии формирования.
Фурри
Фурри, от английского слова furry — пушистый, покрытый мехом, — субкультура поклонников антропоморфных животных. За основу берут сказочных, вымышленных существ, сочетающих в себе анатомию и поведение человека и зверя.
Представители этого сообщества стремятся воплотить образ антропоморфного животного в творчестве или в самом себе, через идентификацию с ним. Человеческими качествами чаще наделяются хищники — львы, гепарды, лисы, волки, а также грызуны. Но четкого набора характеристик, которыми может или должен обладать фурри, не выявлено. Каждый из них видит образ животного по-своему и воплощает его черты в зависимости от собственного восприятия. Скорее всего, популяризация фурри началась под влиянием диснеевских фильмов и «Робин Гуда». Эта первая полнометражная анимационная картина, где всех персонажей-людей заменили животные.
Руферы
Любители проводить время на крышах получили название «руферы», от английского слова roof — крыша. Также в России этих ребят часто называют крышеры, крышники, крышаисты. На самом деле это движение не новое, и к нему относится не только молодежь, но и люди постарше. Руфинг стал немалой частью городской культуры России и других стран, со своим мироощущением и даже философией. Общий девиз движения — «Жизнь над городом».
Руфера определяют как маргинала, но без отрицательного смысла этого слова. В поисках красоты и новых ощущений руферы неизменно приходят на крыши. Нередко руферство становится опасным и даже наказуемым. Ведь попасть на крышу бывает непросто. Обычно в домах чердаки закрыты, и приходится нарушать закон, вскрывая замки… В общем, не так все идеально. Находясь «наверху», эти люди почти всегда оставляют после себя руффити — это картины, чаще нарисованные белой краской, достаточно большие, чтобы разглядеть их на снимках Google Earth.
Паркурщики
Паркур позволяет преодолевать расстояния за минимальное время и с наименьшими физическими затратами, используя возможности человеческого тела. Людей, продвигающих это направление называют трейсерами, от английского слова tracer — исследователь. Они мастера в преодолении любых препятствий — от веток и скал до перил и бетонных стен, покоряют их и в сельской местности, и в больших городах.
В паркуре нет ограничений и стереотипов. Неважно, сколько ты зарабатываешь, какой национальности или как долго тренируешься. Так, в одном сообществе может состоять 13-летний подросток с городской окраины и 30-летний бизнесмен с миллионным счетом в банке. И они будут общаться на равных. Более того, возможно, именно подросток будет тренировать «дядьку». Эта субкультура, в отличии от многих других, не антисоциальная, с четкой направленностью, которая выражается в умении быстро отреагировать и помочь человеку, попавшему в беду.
Как понять нефоров
Многие не относящиеся к какой-либо субкультуре люди воспринимают неформалов как хулиганов и социально опасных личностей. И это не совсем правильно. Некоторые эксперты убеждены: современные неформальные группы чаще всего создаются для совместного проведения досуга. Молодой человек ищет компанию себе подобных и как правило находит. С необычным внешним видом и странной музыкой.
Однако политическая или антисоциальная составляющая в таком сообществе встречается далеко не всегда. Психологи рекомендуют не паниковать родителям, чьи дети тяготеют к нефорам. Иначе напряженные отношения с ребенком можно только усугубить. Давно известно: запретный плод сладок. Вспомните, как боролись когда-то с хиппи, панками, металлистами. Эти субкультуры существуют и сегодня, а про их гонителей все забыли.
Конечно, нефоры могут вызывать недоуменные взгляды или даже негативные эмоции у окружающих, которые выступают за устоявшиеся в обществе правила поведения. Но в то же время представители таких объединений важны для общества: они подталкивают к размышлению, дают импульс культурному разнообразию и показывают своим примером, что норма — это не обязательно то, что подходит каждому. Неформалы подталкивают нас к более широкому восприятию мира.