Как поможет развитию языков народов России включение предмета в ЕГЭ
Документ подготовили депутаты Государственного собрания Башкортостана и депутат ГД, член Комитета по просвещению Эльвира Аиткулова. Такая попытка внести языки народов РФ в ЕГЭ станет уже второй, депутаты предыдущего созыва парламента уже вносили его в Госдуму.
Экзамен-мотивация
Согласно проекту, включение родных языков и литературы народов России в ЕГЭ даст возможность выпускникам использовать полученные по этим предметам баллы при поступлении в вузы. Как рассказала газете «Известия», Аиткулова, пока нет отзыва Минпросвещения на поступивший в Госдуму в июне документ. Депутат отметила, что авторы инициативы хотели сделать нулевое чтение законопроекта, обсудить его с экспертами в рамках рабочей группы по вопросам языковой политики, так как первую версию документа вернули на доработку, пояснила она.
По мнению авторов проекта, инициатива даст дополнительную мотивацию детям и родителям изучать языки народов России. «Система образования, по крайней мере на данный момент, сформирована таким образом, что ключевыми для родителей и для детей становятся предметы, по которым ребенок сдает ЕГЭ», — сказала депутат.
Аиткулова добавила, предметы, которые нельзя выбрать на экзамен, выглядят второстепенными. Детям следует дать возможность сдать ЕГЭ, а также использовать эти баллы при поступлении, уверена она.
В Башкортостане региональные вузы могут устанавливать дополнительные баллы, которые при поступлении начисляют победителям олимпиад по родным языкам, вошедшим в федеральный список. Поэтому, отметила Аиткулова, возможность сдать ЕГЭ станет мотивацией и бонусом для изучения языков.
Рассмотрение и доработка проекта, по словам депутата, должны вестись с «серьезной работой» над законом «Об образовании», которая грядет из-за отказа от Болонской системы. Пока в целом непонятно, что изменится в Едином государственном экзамене.
В целом работа по укреплению статуса родных языков, возможность давать для детей и родителей новую мотивацию для их изучения — все это должно быть в законе закреплено.
Эльвира Аиткулова
депутат Госдумы, член Комитета по просвещению
Недобор студентов
В России, согласно сведениям Минобрнауки, проживают представители 193 народов, а общее количество языков варьируется от 277 до 295. В большинстве случаях речь идет о единичных оставшихся носителях. В стране уже довольно длительное время обсуждается вопрос сохранения родных языков, включая языки малых коренных народов. Статус государственных в соответствующих республиках имеют 17 языков: якутский, татарский, тувинский, осетинский, абхазский, чеченский и другие. Еще 15 могут использоваться наряду с русским, то есть в документообороте и органами местного управления. Это касается представителей коренных народов Севера и Дальнего Востока. К ним относятся долганский, ненецкий, селькупский, эвенкийский, эвенкский и другие.
Автор учебных пособий и интерактивных собраний по подготовке к ЕГЭ, методист домашней школы «ИнтерУрок» Елена Маханова назвала «интересным и актуальным» предложение включить в ЕГЭ задания, связанные с родным языком. По ее словам, это уравняет сложность срезов знаний для школьников, владеющих русским как основным, а также жителей регионов с их многообразными языками.
Маханова отметила, что часто выпускники поступают в институты и филиалы по месту жительства, будут жить и работать в родном регионе, в связи с чем владение родным языком им необходимо.
Культуролог Таира Фогельсон назвала вопрос «давно назревшим». По ее мнению, это сделает более востребованными специальности, которые связаны с изучением родных языков в университетах. Однако в последние годы в региональных вузах наблюдается недобор на факультетах национальных языков. Руководства факультетов стали внедрять образовательные программы, близкие рынку труда, чтобы решить ситуацию. Но, как правило, они не связаны с изучением языков.
Дефицит пособий и преподавателей
Перспективность меры подставил под сомнение гендиректор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Стоцкий. В республике Саха была такая практика во время внедрения ЕГЭ, но от нее отказались, напомнил он.
ЕГЭ по родному языку и родной литературе будет востребован среди довольно узкой прослойки населения, причем в разных регионах процент таких абитуриентов будет очень сильно отличаться: где-то носителей языка достаточно много, а где-то несколько сотен или даже десятков человек.
Александр Стоцкий
гендиректор Проектного офиса развития Арктики
В случае языков коренных и малочисленных народов Севера и Сибири, добавил он, наблюдается дефицит учебных пособий и преподавателей. То есть материальная и нематериальная база для преподавания национальных языков развита неравномерно.
Кроме того, непонятно, кто и как будет оценивать знания школьников — такие моменты требуют уточнения в законе, утверждения списка «рабочих» родных языков, что создаст социальный конфликт, предупредил Стоцкий.
Маханова добавила, что в таком случае стоит привлечь учителей, трудящихся в этих регионах. Она выразила уверенность, что процесс будет «не таким сложным, как может показаться».
Языковая среда
Проектный офис развития Арктики участвует в подготовке пособий по языкам коренных народов Севера. По словам Стоцкого, опыт работы с профильными специалистами показал, что знания лучше всего закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте. То есть успех в изучении родного языка зависит в первую очередь от наличия языковой среды в семье или детсаду, а не выпускных экзаменов в школе, подчеркнул он.
С другой стороны, сдача выпускных экзаменов на родном языке может быть образовательной траекторией для желающих работать в сфере культуры и образования. Востребованность практики будет зависеть от того, как внедрят в регионах РФ квоты на бюджетные места по таким специальностям и введут другие меры поддержки, подытожил гендиректор Проектного офиса развития Арктики.
В ЯНАО начался конкурс на лучший видеоклип «Мы говорим на родном языке». Ролики должны будут продвигать языки и традиции малых коренных народностей Севера.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».