«Южка» и «Северка»: как спецы из Ленинграда застраивали многоэтажками Новый Уренгой
Железобетон и комсомольцы: первый дом-корабль Нового Уренгоя превратили в общагу
Первая девятиэтажка на Геологоразведчиков
«Ямал-Медиа» продолжает серию материалов о развитии города к юбилею Нового Уренгоя. Он, в отличие от Москвы и многих других городов, строился сразу и с нуля. На месте, где заложили будущую газовую столицу страны, не было деревень — только тундра, которую после открытия Уренгойского месторождения с комсомольским задором взялись превращать в индустриальный центр.
Капитальные дома начали появляться с 1980 года. Это пятиэтажки надымского проекта на одноименной улице. Железобетонные блоки для них изготавливали на заводе ЖБИ в Надыме, поэтому улице дали соответствующее название. Еще раньше в поселке Новый Уренгой поставили несколько многоквартирных брусовых двухэтажек.
В начале 1980 года Тюменский исполком, предложив вышестоящим властям сменить поселковый статус на городской, просил присвоить Новому Уренгою название Комсомольск-на-Уренгое — чтобы увековечить вклад комсомольской молодежи в создание этого всероссийского центра по добыче углеводородов. Документы об этом сохранились в Службе по делам архивов ЯНАО. В Москве смену названия не поддержали, но населенный пункт сделали городом.
Тогда же, в 1980 году, сваи для первого девятиэтажного дома забил трест «Ленуренгойстрой» (ЛУС) на улице Геологоразведчиков, 4. Параллельно его бригады взялись застраивать Ленинградский проспект. Уже в марте 1981 года дом на Геологоразведчиков из 108 квартир сдали. Один подъезд, по словам бывшего главного архитектора Нового Уренгоя Аллы Лясковской, достался самому «Ленуренгойстрою» — под общежитие. Молодой организации на первых порах нужно было привозить специалистов и где-то расселять. Некоторым (как тогда говорили: особо ценным) сразу выдавали отдельные квартиры.
Но в основном первая девятиэтажка для многих стала малосемейкой с подселением. У новоселов в ходу была расхожая поговорка: «В тесноте да не в обиде». Над скученностью в комнатах шутили, отгораживали личное пространство этажерками и занавесками, при этом соседи жили дружно.
В деле — профи из Ленинграда
Трест «Ленуренгойстрой», впоследствии ставший для Нового Уренгоя легендарным предприятием, состоял в основном из ленинградской команды — архитекторы, проектировщики, инженеры, прорабы, стропальщики и так далее. Штат регулярно пополнялся комсомольско-молодежными отрядами — студентами профильных вузов, которых на Ямал направляло головное предприятие, трест «Главленинградстрой». Эта крупнейшая стройорганизация восстанавливала послевоенный Ленинград и его пригороды. С задачей справились достойно и за сравнительно небольшой срок. Неудивительно, что профессионализм ленинградских строителей высоко ценился во всем Советском Союзе.
На северную стройку тоже старались заполучить не случайных людей, а настоящих спецов, рассказала «Ямал-Медиа» генеральный директор ООО «Ленуренгойстрой» Нина Цедрик.
Сама Нина Васильевна в 1981 году приехала из северной столицы в будущую газовую столицу на должность прораба. Позднее возглавила строительный участок № 2. Также из Ленинграда она привезла на работу в трест несколько комсомольских отрядов. Более того, даже стройматериалы для новоуренгойских домов доставляли из города на Неве. Изготавливал эти конструкции Автовский домостроительный комбинат (ДСК-3) — предприятие, входившее в структуру «Главленинградстроя».
«Железобетонные панели, цемент и прочее везли с тремя перевалками: из Ленинграда в Тобольск на вагонах по железной дороге, в Тобольске складировали на баржи до Лабытнанги, затем в городе Семи Лиственниц перегружали на другие баржи и отправляли до Надыма, а оттуда — в Новый Уренгой», — раскрыла схему многоэтапной транспортировки руководитель компании.
Северная гавань для домов-кораблей
Генеральный план будущей газовой столицы создали ленинградские специалисты самого крупного отделения института урбанистики — «Гипрогора». Заказчиком огромной стройки выступало производственное объединение «Уренгойгаздобыча» (сейчас ООО «Уренгой добыча Газпром»).
Новый ямальский город застраивался с юга девятиэтажками так называемого ленинградского проекта — ЛГ-600. Такие же дома еще с начала 1970-х годов появлялись в северной столице нашей страны. Для Крайнего Севера проектировщики немного модифицировали проект: увеличили толщину стен и добавили утепляющих материалов.
Внешне эти панельные здания напоминают величественные круизные лайнеры, со сплошными лентами окон и лоджий по фасаду. Архитекторы называли их домами «с улучшенной эстетикой», а в народе метко определили «кораблями».
«Это не просто «корабли», это типовые дома брежневской эпохи. От «хрущевок» они отличались гораздо более высоким уровнем комфорта и качеством исполнения, — пояснила Алла Лясковская. — Важно, что проекты домов брались не у Запада, а разрабатывались советскими архитекторами».
К слову, из панелей уже не существующего Автовского комбината собраны многие жилые дома в Кировском, Красносельском, Всеволожском и других районах Санкт-Петербурга. Такие здания есть и в Пскове, Челябинске, Копейске, Новгороде, даже в нескольких польских городах, включая Гданьск.
Справка в Совет Министров
Алла Лясковская поделилась данными из хранящегося в архивах отчета председателя исполкома Ленинградского Совета народных депутатов Льва Зайкова в Совет Министров СССР от 1981 года.
«За 11 месяцев 1981 года строительно-монтажных работ в Новом Уренгое «Главленинградстроем» выполнено 100,2%. При плане 11,13 миллиона рублей освоено 11, 52 миллиона рублей. В настоящее время полностью закончено строительство четырех жилых домов, площадью 22,6 тысяч квадратных метров», — говорится в документе. Также из него следует, что в разной степени готовности находились еще три многоквартирных дома и четыре — в стадии монтажа. Сухие строчки отчета подтверждают, насколько быстро работали строители.
Кухни на «северке» сделали просторнее
По словам Нины Цедрик, первоначально специалисты ЛУСа должны были ехать на Крайний Север на короткий период. За пять лет они должны были поставить определенное количество домов проекта ЛГ-600 на «южке» (южная часть Нового Уренгоя) и вернуться в Ленинград.
С задачей справились на отлично. В 1985 году на главной улице — Ленинградском проспекте — достроили последний, 28-й дом. Всего же на «южке» появилось 48 домов ленпроекта.
Однако, свернуть работу ЛУСу не дали — советские власти решили расширять город, ведь численность его населения росла буквально на глазах. Жилья требовалось все больше. В итоге с 1985 года начали осваивать северную сторону.
По аналогии с «южкой» в народе ее прозвали «северка». Там, где сейчас находится парк «Дружба», когда-то располагались вагон-городок и склады «Ленуренгойстроя». Вокруг этой территории один за другим росли новостройки микрорайона Советский. Строили быстро: шесть-восемь месяцев — и дом сдавался. Позже выросли другие северные микрорайоны: Мирный, Дружба. Около двух трети всех домов на их территории — дело рук и техники бригад ЛУСа. А в Восточном они поставили почти половину многоквартирников.
На «северке» возводили усовершенствованную серию «домов-кораблей» — ЛГ-600.11, с более просторными квартирами. Например, весь микрорайон Мирный застроен десятиэтажками «нового ленпроекта», тогда как на «южке» ограничивались девятиэтажными зданиями старой серии.
«Главное отличие новой серии домов — в увеличенной площади кухонь. Если предыдущие кухни на «южке» занимали около шести квадратных метров, то в новых вариантах они превышали 10 метров», — отметила Нина Цедрик.
Почему дома «пошли» на север?
Современный Новый Уренгой состоит из четырех крупных районов: Южная и Северная части, а также отдаленные на расстояние более 70 километров от административного центра Коротчаево и Лимбяяха.
Ядро города составляют те самые «южка» и «северка», которые разделяет не только тундровая зона, но и реки Седэ-Яха, Тамчара-Яха. Казалось бы, северная сторона была не самым удобным местом для застройки в сравнении с более ровным рельефом местности на западе или востоке. Почему же строители обошли эти территории, а свернули на несколько километров севернее?
Как пояснила «Ямал-Медиа» бывший главный городской архитектор, на то были веские причины:
«С востока находилось Уренгойское месторождение, требовалось соблюдать расстояние от его границ при размещении населенных пунктов. На западе застройку ограничивала большая промзона и аэропорт, там же проходят магистральные газопроводы. Так что в распоряжении градостроителей оставались только юг и север».
Среди мерзлоты и в отрыве от страны
Растущий на северных просторах Новый Уренгой поначалу напоминал остров, поскольку был почти изолирован от крупных городов. Железнодорожное сообщение с остальной страной он получил в сентябре 1982 года. Дорога очень помогла в обустройстве Уренгойского месторождения и в строительстве городских кварталов. По рельсам пошли вереницы грузов с газовым оборудованием, стройматериалами, продуктами. Хотя первый пассажирский поезд (из Тюмени) прибыл на местную станцию лишь в 1985 году.
В таких непростых условиях посреди тундры создавался крупнейший город Ямала — дело невиданное по размаху.
«Многоэтажное строительство, а у нас была принята высокоплотная застройка, в условиях вечной мерзлоты, да еще в индустриальных масштабах — в этом главная уникальность Нового Уренгоя. Учитывая, что на месте отсутствовала собственная строительная база… Нигде в мире не было такого опыта строительства городов! В современной России тоже такого не повторилось», — не скрывает восхищения Алла Лясковская.
Строили и строят
Оставшийся на новоуренгойской стройке самый крупный и передовой трест «Ленуренгойстрой» к середине 80-х годов «выпускал» дома словно горячие пирожки. Коллектив строителей к тому времени вырос и достигал одной тысячи человек.
«Каждый месяц мы сдавали практически два, а то и три подъезда девятиэтажного дома, — с воодушевлением отметила Нина Цедрик. — В год мы выдавали по 80 тысяч «квадратов» жилья! Это очень большие показатели даже по своевременным меркам. Нам есть чем гордиться — около 70 процентов всех зданий в Новом Уренгое построено нашим предприятием».
Причем ленинградский трест специализировался не только на жилье, но и на учреждениях соцкультбыта. Например, в 1990 году бригады сдали трехэтажное капитальное здание школы № 1 на проспекте Губкина, 13. Этот «храм знаний» с прошлого года находится на капремонте. В нынешнем сентябре и в полувековой юбилей города, обновленная школа вновь примет учеников.
Из других наиболее значимых объектов построили в микрорайоне Советский школы № 11 и № 12, а также почти все детские сады на «северке». В 1995 году торговый центр «Виктория» на улице Советская.
Поменяв на волнах рыночных преобразований юридический статус, «Ленуренгойстрой» продолжает украшать город многоквартирными домами. Один из современных проектов — жилищный комплекс «Атмосфера» в микрорайоне Созидателей. Новостройки заняли место снесенных аварийных домов на пересечении улиц Юбилейная и Сибирская, неподалеку от озера Молодежное.
Распрощались с «аварийками»
Газовая столица в наши дни лидирует по вводу новых домов на Ямале. К примеру, с начала 2025 года здесь построено свыше 32 тысяч квадратных метров жилья — самый высокий результат в округе. Далее идет другой город-юбиляр — Ноябрьск, где за тот же период сдали более 16 тысяч «квадратов».
Сразу две новостройки на 300 квартир заселили в конце июня в отдаленном микрорайоне Коротчаево. В них заехали семьи из «авариек», ключи им вручал губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Глава региона отметил, что район за последнее время сильно преобразился. Помимо комфортного жилья, тут заработали новые социальные объекты — спортивный комплекс, хоккейный корт, бассейн, возводится участковая больница.
Кроме того, после ввода двух многоквартирных домов в Коротчаево, в Новом Уренгое завершилась большая программа расселения из аварийного жилья.
По информации окружного департамента строительства и жилищной политики, с 2020 года в Новом Уренгое построено 36 новых домов. Из них 16 «многоквартирников» отдано под расселение. За это же время более 1800 семей переехало из ветхого жилья, снесено 400 аварийных зданий.
Кстати, один из недавно введенных крупных микрорайонов Нового Уренгоя — Славянский — тоже находится на «северке». В нем шесть из десяти двенадцатиэтажных домов отданы бывшим жителям аварийных хибар. Комфортные квартиры, в числе других новоселов, получили сотни семей из расселенного поселка Газ-Сале Тазовского района.
Скоро в рамках юбилея города в Славянском откроется образовательный парк «Лаборатория». Современный инновационный центр площадью девять тысяч квадратных метров со множеством лабораторий, планетарием и интерактивным музеем рассчитан почти на две тысячи детей. Здесь юные новоуренгойцы займутся программированием, работой с базами данных, научатся пилотированию, созданию моделей автомобилей и самолетов и так далее.
Ранее «Ямал-Медиа» рассказал, в каких условиях в советском Новом Уренгое поддерживали форму и занимались физкультурой и спортом.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».