http://Top.Mail.Ru
Рецензия на сериал «Преступление и наказание»: о чем, суть замыслов Мирзоева, кому интересен | Ямал-Медиа
05 ноября 2024, 10:17 (обновлено: 05 ноября 2024, 12:45)

Капустник по мотивам Достоевского: кому и зачем смотреть «Преступление и наказание» с Янковским

Петербург. Петербург никогда не меняется: город-миф, город — кривое зеркало русской действительности. Он и есть главный герой сериала Владимира Мирзоева «Преступление и наказание», что понятно уже с титров. Он и убил-с. Осталось ли при этом что-то от Достоевского? Как от классика петербургского текста — бесспорно, но лишь в числе прочих, кто к формированию этого текста руку приложил.

Сериал «Преступление и наказание»: о чем это всё

Петербург — самый мифологический город нашей страны. Мифы — это своего рода метки в исторической памяти, оживление прошлого в настоящем. И поэтому основная идея петербургского текста — путь через символическое умирание к искуплению и воскресению. Именно так раскрыл замысел проекта «Преступление и наказание» и режиссер Владимир Мирзоев: «Я бы назвал это произведение не «Преступление и наказание», а «Преступление, наказание, воскресение». То, что нас интересовало: человек переходит на темную сторону, убивает в себе душу, продолжает жить как зомби. Есть ли у него шанс до реинкарнации воскреснуть?»

Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru

И действительно, сериал «Преступление и наказание» — это коллективный кошмар, из которого персонажи хотят выбраться, воскреснуть, да пока не знают как. Это оправдывает сгущенную символику снов у Мирзоева — еще гуще, чем у Достоевского: мертвая горничная на балу Свидригайловых, мутирующие чучела в комнате квартирной хозяйки Раскольникова (Иван Янковский), сам Родион Романыч с Чертом (Борис Хвошнянский) у Невы и с кровавым гранатом. А за спиной — горящий дом, тут же голос Леонида Федорова за кадром: «Мы — как будто в темноте, и как будто мы не те».

«Достоевский учит нас быть терпеливыми и следить за намеками вселенной и числами», — сообщал в анонсе очередного переноса сериала «Кинопоиск». При чем тут Достоевский и кто такие «мы», сервис не уточнил.

Намеки вселенной, знаки, числа, живая и мертвая вода, дурные сны и замкнутый круг — вся эта мифопоэтика и фольклор уже давно определяют фирменный стиль режиссера. «Мирзоев уже и в «Топи» наигрался, и «Внутри убийцы» сделал, поэтому «Кинопоиск» и продюсеры дали ему карт-бланш», — отметил в беседе с «Ямал-Медиа» кинокритик Дмитрий Бортников.

Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru

Адаптация классики к современности — тоже не новость для зарубежной и отечественной киноиндустрии.

«У людей всегда есть выбор: стать чудовищем или выполнять свои обязательства и остаться человеком, что бы ни произошло. Перенос в современность в целом ничего не изменил, а лишь усилил ощущение того, что люди слабы и готовы ради денег буквально на все».

Дмитрий Бортников

кинокритик

Театральный раскол в сериале «Преступление и наказание»

В новой версии бедный студент Раскольников бродит по современному Петербургу, задумывая убийство старушки-микрокредиторши (Ёла Санько). Его сестра Дуня (Любовь Аксенова) работает няней у Свидригайловых (Владислав Абашин и Юлия Снигирь), а Соня Мармеладова (Диана Енакаева и Алена Михайлова) живет в общежитии и устраивается работать в дом терпимости. Родиона Романыча по мере сил, как и у Достоевского, пытается вытащить на свет Божий его друг Разумихин (Тихон Жизневский), а Лужин (Никита Тарасов) готовится стать мужем Дуни. Где-то в следующих сериях появится и ехидный следователь Порфирий Петрович (Владимир Мишуков).

Действие сериала происходит не только в Петербурге, но и в поместье Свидригайловых в Томской губернии: режиссер решил расширить рамки повествования, подробно представив предысторию отношений Дуни и Свидригайлова, схематично обрисованную в романе. Это допустимо, потому что «Преступление и наказание» — не очередной сериал-экранизация. «Нельзя бесконечно смотреть «Онегина» Сарика Андреасяна, у каждого режиссера и продюсеров свой подход. «Преступление и наказание» — это проект по мотивам с огромным уважением и почтением к классике», — подчеркнул Дмитрий Бортников. И поэтому мнение «Достоевский этого не делал» для этой телеверсии не работает, сравнивать, что было и чего не было в романе, — непродуктивно.

Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru

Раскол здесь в другом: натурные съемки в сериале чересчур невпопад сменяются декорациями, актеры не проживают роли, а начитывают их в лучшем случае как на прогоне в театре, а пресловутые знаки, сны, символы ломают кадр в самых неожиданных местах. Можно, конечно, списать это на перемонтаж фильма или всё то же «авторское видение» режиссера, решившего таким образом поиграть с вниманием зрителя и создать впечатление условности происходящего не только в фильме, но и в реальной жизни.

Но то, что сработало у Мирзоева в «Топях», где эти «находки» блистали во всей красе, буксует в «новом прочтении» Достоевского. Петербург — город-миф — не ко всем благосклонен, вот и в сериале его суть ускользает, как бы ни позировал Янковский на фоне подворотен, львов и колонн. Трудно верить Раскольникову, который в сериале «Преступление и наказание» превращается из философствующего студента в безумца, движимого дьявольскими наущениями и жаждой денег — и только. На персонификацию идеи — возможно ли оправдание «крови по совести» — он пока не тянет. Максимум — на то, что фамилия «Раскольников» прочитана сценаристом (Анастасия Мирзоева) и режиссером буквально, и вопрос «Тварь ли я дрожащая?» может задавать себе только человек с расколотым сознанием. Однако исторический опыт показывает, что и вполне здоровый персонаж не прочь вдохновиться ИДЕЕЙ, чтобы «улучшить жизнь других» (Великий инквизитор из «Братьев Карамазовых» не страдал психическими расстройствами). Мотивация остальных персонажей тоже зависла где-то между дворами-колодцами, томской виллой и обшарпанными комнатами-декорациями, изображающими «нищету на все времена».

Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru

Продолжение показа сериала — еще шесть серий — намечено на 30 ноября. Возможно, не всё потеряно, и «шанс воскреснуть» у артхаусного проекта есть: вопрос в том, а будет ли новая идея, потому что внятное воплощение старой пока задерживается.

«Глубины точно стоит ждать, иначе это был бы не Мирзоев, а Янковский, Жизневский, Аксенова и другие просто не согласились бы в этом играть», — уверен кинокритик.

Скромное обаяние «Преступления и наказания»: для кого сделан сериал

Целевая аудитория сериала «Преступление и наказание» — вряд ли старшеклассники и студенты, пытающиеся хотя бы ради экзамена впихнуть в себя Достоевского. Скорее это их родители старшего возраста и молодые бабушки-дедушки, причем те, кто хорошо знаком с оригинальными произведениями о Петербурге. Начиная с новелл Владимира Одоевского, пушкинских «Пиковой дамы» и «Медного всадника» (к которому есть прямая отсылка в титрах) и заканчивая минимум Сергеем Довлатовым и Леонидом Федоровым (недаром он автор саундтрека к сериалу).

Сериал прицельно рассчитан на насмотренность, начитанность, наслушанность зрителей, чья молодость пришлась на эпоху перестройки и 90-е. Но не всех, а только тех, кто пытался в то голодное время жить насыщенной интеллектуальной жизнью, читал Хармса и Хлебникова, смотрел Бунюэля, Фасбиндера, Тарковского и Линча, — сам жил в петербургском тексте даже без визита в Петербург. В отличие от другой стороны улицы, адептов «Слова пацана», которые ломились в видеосалоны на боевики и «клубничку».

Поэтому и все клише кино «не для всех» второй половины ХХ века нашли отражение в каждом эпизоде сериала Мирзоева: кто эти фильмы смотрел — те в курсе. Хотя постоянное жонглирование цитатами в сериале сначала вызывает скуку, потом усмешку — и снова скуку.

Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru
Кадр из сериала «Преступление и наказание»/Плюс Студия/ZOOM Production/kinopoisk.ru

Ностальгией продиктованы и фантасмагоричные представления о нищете и роскоши сквозь века — от середины девятнадцатого до конца двадцатого. Для той же цели понадобился и не раз упомянутый в обзорах проекта винтажный объектив ручной работы. Да и XXI век в сериале — всего лишь еще одна условность, от него здесь только смартфоны и самокаты. Даже лексика времен Достоевского тут ни при чем, она всего лишь один из факторов раздражения «не того зрителя».

Однако если бы проект вышел 25–30 лет назад, его можно было бы назвать даже «нашим ответом артхаусу и Голливуду», подобно «Даун Хаусу» с Охлобыстиным и Бондарчуком по мотивам «Идиота». Сейчас же он выглядит анахронизмом — в первую очередь потому, что отражает восприятие жизни тридцатилетней давности. Почти как в «Слове пацана». Жаль только, что для повторения успеха «казанской саги» выбран не тот материал: Петербург, конечно, не меняется, но слишком узок круг целевой аудитории. Это объясняет низкий рейтинг сериала на «Кинопоиске» и множество негативных отзывов в Сети от тех, для кого четыре первых эпизода сериала «Преступление и наказание» стали хармсовскими «Четырьмя иллюстрациями того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного». Впрочем, и эта цитата у Мирзоева уже прозвучала.

Ранее мы рассказали о режиссере, который создавал нечто большее, чем просто фильмы, — Кире Муратовой.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...