Карманный линкор в «Стране чудес». Как фашисты пытались захватить Ямал
Немцы готовились к завоеванию Арктики давно и активно вели разведку, поведал историк.
Началось это еще в 1928 году, когда советское правительство разрешило Германии полет дирижабля Graf Zeppelin по маршруту Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля. На обратном пути немцы должны были приземлиться в Ленинграде и передать советским ученым результаты своей работы — кинозаписи и фотографии арктического побережья. Однако они полетели прямо в Берлин, а записи отдавать отказались, заявив, что все пленки оказались засвеченными.
В 1945 году все эти материалы «всплыли» целыми и невредимыми среди захваченных красноармейцами документов немецкой разведки.
А в 1940 году власти СССР разрешили немецкому вспомогательному крейсеру Komet пройти Северным морским путем в Тихий океан. Да не просто разрешили, а выделили для его проводки два ледокола. По пути немцы обновляли карты, замеряли глубины и скорость течений, собирали метеорологические данные.
Во время Великой Отечественной войны все это использовалось для постройки на арктических островах баз подводных лодок и секретных аэродромов. Безлюдная местность позволяла немцам действовать скрытно. Доходило до того, что фашисты строили свои базы в пятидесяти километрах от советских полярных станций — и это на тот момент сходило им с рук.
Такие базы были очень важны в первую очередь как источник метеорологических сведений.
За северным полярным кругом зарождается большинство циклонов. Уходя на материк, они влияли на погоду на всех театрах военных действий. Тот, кто знает погоду на Севере, сможет предсказать ее и южнее, а это очень важно для планирования действий авиации. До начала Второй мировой войны страны обменивались друг с другом метеорологической информацией — потом немцам пришлось создавать собственную сеть станций.
К осени 1941 года немцы поняли, что блицкриг провалился, и решили заблокировать транспортные артерии Советского Союза, продолжил рассказ Алексей Матвеев.
Для этого Была разработана операция «Вундерланд» («Страна чудес»). Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» в сопровождении эсминцев вышел из Норвегии в Карское море, чтобы перехватывать советские караваны, идущие из Владивостока.
(Прим. ред.: британцы иронично называли корабли этого типа «карманными линкорами» — они были построены немцами, чтобы обойти ограничение на количество линейных кораблей, наложенное в рамках Версальского договора. Формально они не линкоры, но мало чем им уступают.)
В советских конвоях, на которые планировалось напасть, были новые военные корабли, готовящиеся усилить Северный флот. А в трюмах судов лежал бесценный стратегический груз — станки для Норильского металлургического завода, выпускавшего продукцию неимоверной значимости — присадки для танковой брони.
Немцы хотели перекрыть Северный морской путь и уничтожить его инфраструктуру.
Советское командование не предполагало, что враг сунется в Карское море с его сложной ледовой обстановкой и непредсказуемой погодой.
Но немцы рискнули. Полностью выполнить свои цели им не удалось, но нанести Северному морскому пути серьезный ущерб они смогли. Ставка верховного главнокомандующего и сам Иосиф Сталин тогда поняли, что без защиты Север оставлять нельзя. А для этого нужна железная дорога. Именно тогда, в 1942 году, решили строить Трансполярную железнодорожную магистраль, которую сейчас называют «Мертвой дорогой».
Как «Адмиралу Шееру» не повезло в Арктике
На «карманном линкоре» были гидросамолеты. Немцы использовали их для обнаружения советских судов. Выполняя очередной вылет, пилот обнаружил конвой.
Но летчик перепутал караван судов из Владивостока с другим, шедшим в обратном направлении. Конвой не приближался к подстерегающему его «Шееру», а удалялся от него.
Когда немцы поняли это и спохватились, было уже поздно: корабли ушли далеко. «Шеер» бросился в погоню, но ветер нагнал льды, а крейсер, не имевший ледокольного бронирования, оказался перед ними бессилен.
Капитан Вильгельм Меендсен-Болькен решил вести корабль к порту Диксон, одной из ключевых баз Севморпути, и разрушить его. Он рассчитывал безнаказанно расстрелять советский аванпост из орудий главного калибра и захватить его, высадив десант. Рассчитывал на эффект неожиданности — в глубоком арктическом тылу немецкое вторжение мало кто ожидал.
Как «Адмиралу Шееру» не повезло во второй раз
Но по пути фашистам встретился вооруженный двумя небольшими пушками и пулеметами ледокольный пароход «Александр Сибиряков» с учеными на борту.
Когда корабли оказались в зоне взаимной видимости, немцы попытались притвориться американским кораблем, вывесив флаг США. Когда игра не удалась, они раскрыли карты, потребовав от капитана «Александра Сибирякова» под угрозой уничтожения отключить рацию и эвакуировать команду на спасательной шлюпке.
Капитан советского корабля отказался сдаться и принял неравный бой, первым выстрелив в немцев. Зная, что снаряды слабых орудий парохода даже не долетят до крейсера, он все равно открыл огонь по «Шееру» и, разумеется, предупредил Большую землю по радио.
Этим он фактически спас Диксон, а, возможно, и весь Севморпуть. Немцев в этой части акватории действительно не ждали. Артиллерийские орудия, защищавшие порт, уже демонтировали для переброски на Новую Землю — в ее водах активизировался вражеский флот. Вывезти их еще не успели. Получив предупреждение «Сибирякова» о встрече с немецким крейсером, пушки срочно установили обратно на батарею. Промедли артиллеристы хотя бы один день — это могло оказаться фатальным.
Батарея выполнила свою задачу, защитив порт и не допустив высадку фашистского десанта. Обстреляв Диксон несколько раз и получив «ответку» от береговых орудий, капитан решил не рисковать и оставить северный порт в покое.
К счастью, огонь с «Шеера» не поразил пароход «Кара», стоявший в гавани с огромным грузом взрывчатки на борту. Попади в него любой снаряд — порт бы взлетел на воздух целиком.
Как «Адмиралу Шееру» не повезло окончательно
(Справка редакции: После ухода из Арктики «Адмирал Шеер» ничем особо не отличился и не потопил ни одного судна. Но окончательно и бесповоротно от немецкого корабля удача отвернулась в ночь с 9 на 10 апреля 1945 года во время налета британских бомбардировщиков на военный порт Киль. Получив пять попаданий тяжелых бомб Tallboy, крейсер перевернулся.)
Немцы на Ямале
Битва за Арктику продолжалась. После неудачной попытки захватить Диксон немцы изменили тактику. Они отправили на Крайний Север несколько подводных лодок, которые дежурили в водах Ямала «вахтовым методом», сменяя друг друга. Кригсмарине снова пыталось перекрыть Северный морской путь, торпедируя конвои и расставляя мины.
К слову, последний «привет» от фашистов российские военные выловили в Обской губе только в 2012 году. Устанавливая мины, дотошные немцы всегда записывали в бортовые журналы их количество. Начав разминирование акватории, экипажи тральщиков сверялись с этими документами, захваченными Красной Армией в 1945-м. Окончательно счет совпал только почти семь десятилетий спустя.
Немецкие подводники в Арктике вели себя нагло, за что не раз поплатились. Всплывшая около Новой Земли советская подлодка С101 обнаружила немецкую субмарину, идущую беззаботно в надводном положении — одну из тех, что устанавливали минные заграждения в Обской губе. Тремя торпедами советские моряки тут же ее утопили.
С действиями Кригсмарине в Карском море связана трагедия конвоя БД-5, перевозившего полярников и жителей Диксона — в основном детей и женщин.
В нескольких морских милях от острова Белый 12 августа 1944 года транспорт «Марина Раскова» был атакован подводной лодкой U-365. Сопровождавшие судно тральщики приняли на борт его пассажиров и экипаж, но сами были торпедированы и затонули.
Единственный уцелевший тральщик Т-116 собрал всех, кого смог, и отправился в ближайший порт. Согласно боевому уставу капитан Василий Бабанов не должен был уводить корабль. От него требовалось немедленно начать охоту за подводной лодкой врага. Но он принял непростое решение и спас сотни жизней.
Остров Белый Омской области
Тральщику Т-116 не удалось собрать всех выживших с «Марины Расковой» и двух военных кораблей. Часть из них пыталась достичь берега на шлюпках. Многие погибли.
Один из кунгасов с погибшими выбросило на остров Белый. Тела похоронили, но через некоторое время сотрудники полярной станции обнаружили, что могилу разрыли белые медведи. Полярники собрали останки в один мешок и перезахоронили их в глубине острова, установив деревянные перекрытия, воздвигнув крест и памятную табличку.
Прошли годы. За это время остров несколько раз накрывало штормами и заливало водами Карского моря, крест упал, и место захоронения стало неизвестным.
В 2009 году на остров приехали поисковики. С помощью металлодетекторов они нашли могилу и смогли идентифицировать некоторые останки.
Среди волонтеров был и Алексей Матвеев. Тогда он был омичом — это, по его словам, стало одной из причин его интереса к экспедиции.
Ведь трагедия конвоя БД-5 произошла за два дня до формирования Тюменской области — до этого она была частью Омской. Получается, что морское сражение у острова Белый произошло в омских водах.
В новоуренгойском музее есть две поднятые со дна Карского моря корабельные рынды. Одна из них — с «Марины Расковой».
Музеи хранят подлинники, предметы, которые несут в себе энергетику и печать того времени, заключил Алексей Матвеев. Виртуальные выставки и сайты этого никогда не заменят.
Полную версию интервью смотрите на нашем канале VK-видео.
Самые актуальные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».