http://Top.Mail.Ru
Субсидии и низкие налоги: почему бензин в постсоветских странах дешевле, чем в России | Ямал-Медиа
07 декабря 2022, 10:30 (обновлено: 07 декабря 2022, 11:05)

Субсидии и низкие налоги: почему бензин в постсоветских странах дешевле, чем в России

Глава топливного союза Аркуша: рост цен на бензин сдерживают программы субсидирования

Россия входит в число стран с самым дешевым бензином в мире. Однако в этом списке ее опережают государства, в которые РФ поставляет нефть и нефтепродукты. Объясняется такой парадокс разными налоговыми ставками на топливо и другими условиями добычи «черного золота».

У соседей дешевле

Россия заняла 11-е место в списке стран с самым дешевым бензином А-95. Литр топлива в РФ обходится в 84 цента, показали данные GlobalPetrolPrices. В лидирующую тройку вошли Венесуэла — 1,6 цента, Ливия — три цента и Иран — пять центов. Среди стран с самым дешевым бензином есть нефтяные державы: Египет, Азербайджан, Саудовская Аравия и другие. Но это и не удивительно. При этом Россию по дешевизне бензина опередили Казахстан и Киргизия. Более того, в последней стране нет своей нефти и бензина, «черное золото» в Киргизию поставляет Россия.

По данным «Известий», экспорт российской нефти не облагается пошлинами, что обеспечивает сравнительно низкую себестоимость нефтепродуктов в республике. Кроме этого, розничные тарифы контролируются правительством.

Фото: Jonathan Kemper/Unsplash
Фото: Jonathan Kemper/Unsplash

Из соседнего Казахстана бензин регулярно провозится контрабандой, что также заставляет компании не завышать цены. Стоит учесть один момент: в Киргизии низкий уровень жизни, поэтому даже незначительное подорожание бензина может стать проблемой для жителей республики.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал «Ямал-Медиа», что разница в ценах на бензин в странах зависит от ставок налогов, пошлин и предоставленных субсидий со стороны государства. По его словам, в России налоги чуть выше, чем в Киргизии и Казахстане.

«Все зависит от налоговой нагрузки. В Норвегии самый дорогой бензин, а она тоже добывающая страна. У них налоги 90% в конечной цене одного литра. В России чуть меньше — 70%, а в Киргизии еще ниже. У нас акциз на бензин составляет 12 000 рублей, а в Киргизии всего тысячу рублей на тонну», — пояснил он.

Разная политика

В каждой стране есть свои особенности ценообразования бензина. Например, в Иране правительство тратит в общей сложности около 40 миллиардов долларов на топливные субсидии.

В соседнем Казахстане, где бензин стоит 50 центов за литр, топливо тоже активно субсидируется. Кроме того, существуют и элементы прямого регулирования рынка. Нефтедобытчики должны поставлять на местные нефтеперерабатывающие заводы определенные объемы сырья.

Любые попытки убрать субсидии в Казахстане могут привести к бунту населения, как это уже случалось из-за газа в январе.

В США — стране, добывающей нефть — стоимость бензина гораздо ниже общего уровня цен. Причина — маленькие налоги для нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности.

Фото: jcomp/Freepik
Фото: jcomp/Freepik

А что в России

Евгений Аркуша рассказал, что в России тоже есть программы субсидирования, которые позволяют поддерживать цены на бензин ниже, чем на внешнем рынке.

«У нас цены на бензин и так дешевле. Дешевле за счет субсидий, которые компенсируют разницу между так называемым экспортным паритетом цен, по которым мы продаем бензин на экспорт, и внутренними ценами. Поэтому внутри страны цена существенно ниже, чем та цена, по которой нефтепродукты продаются на экспорт», — пояснил он.

Он указал и на то, что в той же Саудовской Аравии нефть добывается проще, чем в России.

«Например, в Саудовской Аравии воткнул палку в землю и нефть брызнула, а у нас она добывается в восточной Сибири, в вечной мерзлоте. Поэтому бессмысленно сравнивать одно с другим», — подчеркнул Аркуша.

Фото: jcomp/Freepik
Фото: jcomp/Freepik

Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман отметил, что на стоимость бензина внутри страны сильно влияет налогообложение на топливо.

В данном секторе доминируют крупные госкомпании, он в значительной степени монополизирован, что поддерживает цены. Кроме того, очень высока в них доля налогов и акцизов. Таким образом, для бюджета есть дополнительный смысл в существовании относительно высокой стоимости топлива.

Марк Гойхман

главный аналитик TeleTrade

Он добавил, что в России автомобили имеют люди с доходами выше среднего, поэтому вводить дополнительные субсидии для государства нецелесообразно. От высоких цен на бензин выигрывают не только нефтяные компании, но и госбюджет, подчеркнул специалист.

Что будет с ценами в 2023 году и какие события могут спровоцировать подорожание бензина и дизеля — читайте в этом материале «Ямал-Медиа».

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...
Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.