http://Top.Mail.Ru
«Солнечный клоун» Олег Попов: биография, личная жизнь, лучшие цирковые номера | Ямал-Медиа
31 июля 2025, 02:07 (обновлено: 31 июля 2025, 14:26)

Клоун Олег Попов: вся жизнь как солнечный луч

Со дня рождения «солнечного клоуна» Олега Попова исполнилось 95 лет

Его знаменитая клетчатая кепка и номер со «спасением» луча запомнились миллионам зрителей. Ему аплодировали в 50 странах мира, а Чарли Чаплин назвал его коллегой. В день 95-летия со дня рождения Олега Попова «Ямал-Медиа» рассказывает о судьбе «солнечного клоуна», который избавил мир от полной темноты.

Олег Попов: биография артиста

Путь на арену цирка

Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Кунцевского района в простой рабочей семье. Детство будущего «солнечного клоуна» пришлось на тяжелые военные годы, у него рано умер отец. Когда Олегу исполнилось 13 лет, он устроился учеником слесаря на полиграфический комбинат «Правда», чтобы помочь матери содержать семью.

По одной из версий, он заинтересовался цирком в 1944 году, когда узнал, что студентам циркового училища полагалось на целых 100 граммов хлеба больше, чем работникам типографии. В военное голодное время это был серьезный аргумент. По другой версии, Олега просто поразило мастерство акробатов, которых он увидел в спортивной секции Дворца спорта «Крылья Советов».

Как бы то ни было, юноша поступил в Государственное училище циркового искусства, даже не подозревая, что через несколько лет его полюбят миллионы зрителей по всему миру. Интересно, что его предки были священниками — отсюда и фамилия Попов. Сам Олег Константинович был глубоко верующим человеком и, как утверждают некоторые очевидцы, незаметно молился перед каждым представлением.

Рождение клоуна

В училище Олег осваивал различные цирковые жанры: акробатику, эквилибристику, жонглирование. И особенно ему давалась эквилибристика на свободной проволоке, которая требовала невероятного чувства баланса. Олег часами тренировался, добиваясь совершенства в этом непростом искусстве.

Олег Попов: клоун-эквилибрист. 1960 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Попов: клоун-эквилибрист. 1960 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Выпускной номер Попова — комическая эквилибристика — сразу привлек внимание специалистов. Однако всерьез попробовать себя в клоунаде он решился только в 1953 году, когда во время гастролей в Саратове заболел местный клоун-коверный. Директор цирка попросил молодого Попова о временной замене. Олег согласился, и эти выступления имели огромный успех.

Вскоре после этого телеграмма из Москвы известила артиста о его новом назначении: «Направляетесь в цирк города Риги с номерами «Свободная проволока» и «Клоунада». Так Олег Попов официально стал клоуном.

«Солнечный клоун»: популярность и скандалы

Звездный час и мировое признание

Прозвище «солнечный клоун» Олег Попов получил в 1957 году во время первых гастролей советского цирка в Великобритании. Так назвали его английские журналисты за образ неунывающего паренька с копной соломенных волос и неизменно радостным настроением. А газета Daily Express назвала его клоуном, «которого можно причислить к гениям».

Олег Попов выступает в Московском цирке на Цветном бульваре. 1960 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Попов выступает в Московском цирке на Цветном бульваре. 1960 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

В отличие от традиционных цирковых клоунов с гротескным гримом и грустной историей бродяги или пропойцы, Попов создал образ оптимистичного, жизнерадостного человека. Критик из США Мэрей Янг писал: «Попов стал для нас откровением. Это веселость, элегантность, чистый костюм, блестящая пантомима и воплощение забавнейшего и неунывающего характера».

Знаменитый мастер пантомимы Марсель Марсо говорил о нем: «Его юмор наивен, нежен, мечтателен, в нем совершенно отсутствует злоба или жестокость. Легко вообразить, что это персонаж из мольеровского фарса, из комедии Гоголя или Шекспира. Я поражен его почти полным отказом от грима. Он хочет быть на арене очень человечным и очень реальным».

Профессиональные награды не заставили себя ждать. В 1969 году Олегу Попову было присвоено звание народного артиста СССР, а в 1981-м он получил высшую награду циркового искусства — «Золотого клоуна» — на престижном Международном цирковом фестивале в Монте-Карло.

Олег Попов на целине. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Попов на целине. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Попов не признавал халтуры и был готов выступать с полной самоотдачей в любых условиях — будь то престижный международный фестиваль или сельский клуб. Например, в 1961 году, сразу после триумфальных гастролей в ФРГ и Голландии, он поехал с группой артистов на целину, где выступал в полевых условиях перед трактористами и доярками, ни на йоту не снижая профессионального класса.

История знаменитой клетчатой кепки

Одним из самых узнаваемых атрибутов Олега Попова стала его клетчатая кепка. История ее появления весьма любопытна. В 1953 году Попов снимался в фильме «Арена смелых». Перед съемками, осматривая себя в зеркале, он понял, что в его образе чего-то не хватает.

Олег Попов на съемках фильма о цирке. 1959—1960 гг. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Попов на съемках фильма о цирке. 1959—1960 гг. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

«Я побежал в костюмерную, схватил один головной убор, второй, третий, наткнулся на кепку в клеточку, надел ее, посмотрел в зеркало — и почувствовал, что вот теперь туалет закончен», — вспоминал артист. Кепка оказалась 60-го размера — как раз по голове Попова. После съемок этот головной убор ему подарили, и он стал его «брендом».

Потом этих клетчатых кепок у него стало множество. Попов даже сам научился их шить, используя выкройку из картона. «У моей бабушки была швейная машинка «Зингер». Я, когда стал дотягиваться до ножной педали, стал пробовать на ней шить», — рассказывал клоун в интервью ТАСС.

Конфликт с Никулиным

Несмотря на всеобщую любовь и признание, в жизни Олега Попова были и непростые моменты. Одним из них стал конфликт с другим выдающимся клоуном — Юрием Никулиным.

По словам самого Попова, их разногласия начались из-за различий в понимании клоунады. «Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Всё, что он сделал в кинематографе, — прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал...» — пояснял Олег Константинович в позднем интервью.

Попов также обвинял Никулина и Шуйдина в плагиате, хотя многие идеи, включая «Луч света» (у Попова известный как «Солнце в лукошке»), были созданы Михаилом Татарским, который опубликовал сборник клоунских реприз для свободного использования артистами цирка. Номер показывал и Никулин со своим напарником Шуйдиным, но с другой концовкой — они не забирали луч с собой, а дарили его зрителям.

Олег Попов в 1960-е гг. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Попов в 1960-е гг. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Ситуация обострилась, когда Никулин стал директором Московского цирка на Цветном бульваре. По словам Попова, при нем его перестали приглашать на выступления в Москве. Эта обида, наряду с другими причинами, впоследствии повлияла на решение Попова эмигрировать в Германию в 1991 году.

Лучшие цирковые номера Олега Попова

Репертуар Олега Попова включал множество блестящих номеров, которые восхищали зрителей по всему миру. Некоторые из них стали настоящей классикой циркового искусства.

«Солнце в лукошке» — философская поэма о солнце

Самым известным и любимым номером Попова стала реприза «Солнце в лукошке». Клоун появлялся на полутемном манеже с лукошком, в которой находилась бутылка кефира. Он грел руки в луче прожектора, имитирующего заходящее солнце. Когда луч начинал перемещаться и уменьшаться, Попов аккуратными движениями «собирал» его в свою корзинку и уносил с собой.

Клоун Олег Попов. 1960 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Клоун Олег Попов. 1960 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Номер поражал своей поэтичностью и глубиной. В нем была не только клоунада, но и философский подтекст: перед зрителем был человек, сумевший сохранить свет солнца для других. После этого выступления Попова публика часто замолкала в благоговейном молчании — и оно было дороже самых громких оваций.

«Клоун, на мой взгляд, — это вовсе не записной остряк, поспешающий откликаться на все и вся. Клоун — это значительно серьезнее, это, если хотите, особый склад личности, сумевшей собрать в себе и по-новому отобразить определенные стороны жизни», — говорил Олег Попов.

«Повар на кухне» — виртуозное жонглирование

Надев фартук и поварской колпак, Попов виртуозно жонглировал кастрюлями, металлическими тарелками и картофелинами, а в финале ловко ловил картофелину на вилку. Номер идеально совпадал с музыкальным сопровождением и неизменно вызывал восторг публики.

Олег Попов выступает с номером «Повар на кухне». 1960 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Попов выступает с номером «Повар на кухне». 1960 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

«Я очень люблю реквизит, почти всегда делаю его сам. Это дает мне возможность понять душу вещи: ведь потом она становится моим помощником, партнером на манеже», — говорил артист.

«Свисток» — фарс на грани трагедии

В номере «Свисток» Попов начинал играть на различных музыкальных инструментах, но строгий инспектор манежа их отбирал один за другим. В отчаянии клоун начинал свистеть в маленький свисток и... проглатывал его. Он пугался, что сорван номер, к которому он так долго готовился, и начинал плакать, а из его груди вырывался свист. Зрители смеялись, но одновременно им становилось жаль незадачливого артиста.

Другие известные репризы

Среди других популярных номеров Попова были и выступления с дрессированными животными. Особенно трогательным был номер с собачкой по кличке Ливер. Попов стрелял из игрушечного ружья, и собака «падала замертво». Клоун приходил в отчаяние и, поднося палец к виску, «стрелялся» сам. Увидев «убитого» хозяина, собака вставала и ложилась рядом с ним. Реприза была одновременно смешной и трогательной.

Олег Попов выступает в Московском цирке на Цветном бульваре. 1959 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Олег Попов выступает в Московском цирке на Цветном бульваре. 1959 г. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Большой успех имел и номер с автомобилем, напоминавшим садовый домик. На этой машине Попов провожал «тещу» на вокзал. Машина была с характером: то сама заводилась, то останавливалась в самый неподходящий момент, то ехала задом вопреки желанию шофера.

Личная жизнь Олега Попова

Первый брак и дочь

Первой женой Олега Попова стала скрипачка Александра Рыславская. Они познакомились в московском цирке на Цветном бульваре, где Александра играла в цирковом оркестре. Свадьбу сыграли в 1952 году, а в 1953-м у супругов родилась дочь Ольга.

Александра не только была любящей женой, но и помогала мужу в творчестве. Олег помог ей создать музыкально-эксцентрический номер, а она способствовала развитию его музыкальных вкусов. «Кроме цирка я также самозабвенно люблю музыку во всех ее проявлениях — от шарманочной до церковной, хотя и отдаю предпочтение симфонической и симфоджазу», — рассказывал он.

Памятник Олегу Попову в Рязани. Фото: Collection Maykova/Shutterstock/Fotodom
Памятник Олегу Попову в Рязани. Фото: Collection Maykova/Shutterstock/Fotodom

Дочь Ольга пошла по стопам отца и стала цирковой артисткой — выступала с номером «Танцовщица на проволоке». Но ее карьера в цирке оказалась недолгой: выйдя замуж за жонглера Евгения Биляуэра, она ушла с манежа.

Семейная идиллия продолжалась до 1990 года, когда Александра Ильинична ушла из жизни. Известие о смерти жены застало Попова во время гастролей в Австрии. Это стало для него тяжелейшим ударом.

Второй брак и жизнь в Германии

В 1991 году, сохранив российское гражданство, 61-летний Олег Попов переехал жить в Германию. Там он начал новую жизнь и встретил свою вторую любовь — немецкую артистку цирка Габриэлу Леман, которая была моложе его на 32 года.

Несмотря на разницу в возрасте, их союз оказался крепким и счастливым. «Габи», как ласково называл ее Попов, всегда была рядом с мужем, поддерживала его и заботилась о нем до последних дней.

В Германии Олег Попов продолжил свою творческую деятельность, выступал под сценическим псевдонимом Счастливый Ганс. Кроме того, он создал цирковую программу «Большой русский цирк Олега Попова», которая имела огромный успех. Позднее для немцев поход на представление Попова стал своеобразной рождественской традицией — на «солнечного клоуна» шли целыми семьями.

«Солнечный клоун» Олег Попов. Фото: Лев Шварц/Архив Льва Шварца/russiainphoto.ru
«Солнечный клоун» Олег Попов. Фото: Лев Шварц/Архив Льва Шварца/russiainphoto.ru

Но за 25 лет жизни в Германии Попов так и не выучил немецкий язык. После представлений он раздавал автографы, фотографировался с поклонниками, улыбался, но никогда не отвечал им по-немецки.

Последние годы «солнечного клоуна»

Возвращение на родину

После эмиграции Олег Попов долгое время категорически отказывался приезжать в Россию, несмотря на многочисленные приглашения и предложения заоблачных гонораров. Однако в 2015 году, спустя 24 года после отъезда, он все-таки согласился вернуться на родину — принял приглашение директора Большого Московского цирка Эдгарда Запашного на фестиваль циркового искусства «Мастер».

Его приезд стал настоящим событием. В Сочи «солнечного клоуна» встречали с особым почетом и восторгом. «Я вернулся, потому что скучал по русской публике. Жизнь прошла, и у меня тоска по родине», — признавался Попов.

Олег Попов. Фото: Лев Шварц/Архив Льва Шварца/russiainphoto.ru
Олег Попов. Фото: Лев Шварц/Архив Льва Шварца/russiainphoto.ru

Летом 2016 года, несмотря на солидный возраст, Олег Константинович согласился стать председателем жюри детской цирковой премии «Мастер'ОК» в Сочи. Три дня он стойко отсматривал каждое выступление маленьких артистов, несмотря на невыносимую жару. Он поддерживал детей, выступавших на сцене, и говорил о необходимости воспитывать новое поколение цирковых артистов.

Последние гастроли и уход из жизни

В 2016 году у Олега Попова начался большой гастрольный тур по России. Первые представления прошли в петербургском Цирке на Фонтанке, затем — в Саратове, а последние состоялись в Ростове-на-Дону.

Судьба распорядилась так, что именно в России завершился земной путь «солнечного клоуна». 2 ноября 2016 года Олег Константинович Попов скончался в гостиничном номере в Ростове-на-Дону. Ему было 86 лет. По словам его супруги Габриэлы, все случилось внезапно: вечером он смотрел телевизор и чувствовал себя хорошо...

Памятник Олегу Попову в Тюмени. Фото: Tatiana_Panova/Shutterstock/Fotodom
Памятник Олегу Попову в Тюмени. Фото: Tatiana_Panova/Shutterstock/Fotodom

Согласно последней воле артиста, его похоронили в городе Эглофштайне в Германии, где он прожил последние годы. На могиле установили памятник — бронзовую фигуру клоуна в его знаменитой клетчатой кепке, сидящего на чемодане.

Ранее столичные власти представили проект нового здания Большого Московского цирка.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...