«Когда утро встает над Невой». Как появился легендарный крейсер «Аврора» и что с ним стало
История крейсера «Аврора»
Судно было заложено 23 мая 1897 года на верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. По существующей со времен Петра I традиции только царь мог давать наименование крупным кораблям. Поэтому Николаю II предложили список для выбора наименований для крейсера. Среди них были «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Боярин», «Полкан», «Нептун». В итоге предпочтение было отдано «Авроре», пишет РИА «Новости».
Полное водоизмещение корабля составляло 6731 тонну, длина — 126,8 метров, ширина — 16,8 метров, осадка средняя — 6,4 метра.
В свое время крейсер «Аврора» был легендарным кораблем, отметил в беседе с «Ямал-Медиа» председатель правления Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий
«Крейсер «Аврора» примечателен тем, что построен этот корабль был абсолютно для других целей, для которых он фактически не использовался. «Аврора» — это буквальный в настоящем понятии крейсер, то есть военный корабль. Целью «Авроры» было истребление вражеских торговых судов, а крейсер-истребитель торгового флота потом в Первой и Второй мировых войнах получил название «рейдер». Такой корабль в основном выходит в море в одиночку и действует там против вражеских судов. Подобных крейсеров было три: «Аврора», «Диана» и «Паллада». Они получили имена греческих богинь, их еще называли «греческие богини отечественного разлива». Именно из-за этого у них были также сленговые названия: «Паллада» — Палашка, «Диана» — Дашка, «Аврора» — Агашка».
Константин Стрельбицкий
председатель правления Московского клуба истории флота, участник военно-поисковых движений, автор военно-исторических публикаций
Вооружение боевого корабля для морских сражений определял все его основные конструктивные и тактико-технические элементы. Однако крейсеры этого типа не были предназначены для морских сражений, и именно «Аврора» это показала, когда участвовала в Цусимском сражении. Тогда она получила повреждения: не смертельные, но достаточно серьезные, a одним из снарядов был убит командир крейсера Егорьев. От гибели «Аврору» тогда спасли русские броненосцы, которые отогнали неприятеля.
Чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры, в 1917 году имперское командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту. Но революционно настроенная команда корабля не дала этого сделать, а спустя несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.
В 1941 году командование Балтийского флота планировало вывести «Аврору» из состава военно-морского флота, но этому помешала Великая Отечественная война, которая застала «Аврору» в Ораниенбауме. Тогда крейсер был уже полностью устаревшим и для боевых операций не пригоден, но он еще мог послужить пушками и людьми.
«Речь идет о том, что традиционно в нашем флоте срок службы надводного корабля может составлять до 25 лет. «Аврора» служила больше, она встретила войну, находилась на Балтийском море, там же, где и была большую часть своей истории», — пояснил Константин Стрельбицкий.
В июле 1941 года с «Авроры» сняли 9 из 10 орудий главного калибра и установили на подступах к Ленинграду.
Эти орудия протянулись от Вороньей Горы до Киевского шоссе, образовав знаменитую отдельную артиллерийскую батарею. На пушки с «Авроры» немцы направили десятки самолетов, тяжелую дальнобойную артиллерию, но батарея держалась и продолжала сражаться. Тогда противник обошел с флангов и окружил. Прекратилось снабжение снарядами, оборвалась связь.
Когда у орудия № 1 кончились снаряды, орудийный расчет взорвал его. Ворвавшиеся на позицию немцы увидели там шестерых тяжело раненных моряков. Фашисты привязали бойцов к останкам орудия, облили их бензином и сожгли. Моряки орудия № 2 взорвали орудие вместе с собой и фашистами. 13 сентября вечером авроровцы взорвали последнее орудие, и только 14 сентября, на девятые сутки боев, фашисты заняли всю территорию, где располагалась батарея. К этому времени не осталось ни одного орудия и ни одного живого моряка. Большинство из них пало смертью храбрых, а 26 уцелевших воинов поодиночке ушли на Пулковские высоты.
Последнее 130-миллиметровое орудие было снято с крейсера в январе 1942 года и после ремонта установлено на бронепоезде «Балтиец».
В конце сентября крейсер получил несколько попаданий и сел на грунт. В ноябре экипаж перевели на берег. Обстрелы «Авроры» прекратились только после снятия блокады Ленинграда.
Когда враг был отброшен от Ленинграда, встал вопрос о дальнейшей судьбе крейсере «Аврора». По инициативе заместителя Народного комиссара ВМФ СССР адмирала флота И. С. Исакова в 1944 году исполком Ленинградского городского Совета депутатов решил сохранить крейсер и установить его у Петроградской набережной по реке Большая Невка, против здания Ленинградского нахимовского военно-морского училища.
«Аврора» была потоплена немецкой авиацией, но потоплена на мелководье у берега. Поэтому ее подъем не представлял больших сложностей, а после войны «Аврору» передали вновь созданному Нахимовскому училищу, и она встала там, как учебное судно, не самоходное. Она и сейчас там стоит, но уже в качестве корабля-памятника», — добавил Константин Стрельбицкий.
Стреляла ли «Аврора» по Зимнему дворцу
Крейсер действительно стрелял по Зимнему дворцу в 1917 году, заверил «Ямал-Медиа» Константин Стрельбицкий.
«Однако ранее считалось и продолжает считаться, что «Аврора» дала только один холостой выстрел, но на здании нынешнего Эрмитажа тогдашнего Зимнего дворца было зафиксировано повреждение от прямого попадания снаряда именно с крейсера. Официально, как было абсолютно неграмотно написано в кратком курсе истории ВКП(б), это был залп орудий. Но на самом деле это был не залп, а сигнальный выстрел из носового бокового орудия, причем не один, а дублирующий такой же сигнальный выстрел Петропавловской крепости к началу штурма Зимнего дворца. Фактически, возможно, было и прямое попадание боевым снарядом, но сейчас, после Великой Отечественной войны, уже не выяснить, было ли это попадание 1917 года или попадание времен блокады Ленинграда», — говорит историк.
Реконструкция крейсера
К концу 1970-х годов корпус крейсера оказался в аварийном состоянии. В 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля сгнила и стала похожа на решето. Из трюмов постоянно откачивали воду. Было решено отрезать старую подводную часть, сделать такую же новую и сверху на нее поставить старую надводную часть. В 1984 году «Аврору» пришвартовали к стенке завода, демонтировали вооружение и оборудование. С «Авроры» сняли верхнепалубные сооружения, надстройки, мачты и дымовые трубы, выгрузили механизмы, отопительные котлы, электрогенераторы.
Чтобы крейсер сохранился на плаву, как памятник, настоящая подводная часть была отбуксирована с одного из ленинградских судостроительных заводов в бухту Ручьи, там ее затопили на мелководье. Судя по всему, она сейчас уже полностью разобрана, но раньше ее было видно с берега, отметил Константин Стрельбицкий. В музее истории завода «Северная верфь» также хранится часть корпуса «Авроры».
Позже прошла реконструкция помещений, которые восстановили в первозданном виде.
«Остальная надводная часть крейсера «Аврора» — так называемая историческая, хотя бы потому, что она восстановлена исторически: реставраторы разобрались, кому какое орудие фактически принадлежало. Известно, что настоящие орудия крейсера «Аврора» участвовали в боях, в частности, на высотах около Пулково под Ленинградом. В 2024 году поисковики обнаружили деревянное основание под одним из этих орудий. Менее известный факт заключается в том, что эти орудия использовались на учебных кораблях Чудской военной флотилии и в конечном итоге были захоронены на берегу, где они остаются и по сей день».
Константин Стрельбицкий
председатель правления Московского клуба истории флота, участник военно-поисковых движений, автор военно-исторических публикаций
Сегодня крейсер «Аврора» — филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. Очередная реконструкция «Авроры» прошла в 2016 году. Крейсер вернули на место вечной стоянки. Теперь это памятник великим и трагическим событиям XX века, а также отечественному кораблестроению.
Песня «Что тебе снится, крейсер «Аврора»: мнения экспертов
Песня про символ революции была написана в 1973 году (музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Матусовского).
Музыкальная композиция впервые прозвучала в советском кукольном мультипликационном фильме Романа Качанова «Аврора» (киностудия «Союзмультфильм», 1973). Первым исполнителем песни была актриса Мария Виноградова, которая спела с мужским хором.
Позже песню исполнял Большой детский хор Гостелерадио. Затем произведение стало одним из неофициальных гимнов Ленинграда. В известной версии, которую исполнял Эдуард Хиль, слова немного подкорректировали, а революционные мотивы заменили на тему Великой Отечественной войны.
«Песня имеет куплетную форму, и куплет-рефрен (припев) предсказуем, а потому мелодия легко усваивается абсолютным большинством. Предсказуемость формы дает исполнителю иллюзию участия и тем легко формирует симпатию», — отметил в беседе с «Ямал-Медиа» музыкант, композитор Андрей Богословский.
«Стихи написаны четким дактилем, в каждые две стопы умещается простенькая, понятная с ходу мысль. В музыке — то же самое. Мелодии куплета и рефрена ритмически идентичны, собственно и та, и другая — это один секвенированный незатейливый мотив в триольном метре. Гармония куплета — классический образчик задачи по гармонии первого курса музучилища. Гармония рефрена — тоже простая секвенция. Простое по содержанию произведение выполнено как минимум грамотно, в безукоризненной, чуть скуповатой манере оркестровки, логично и стройно поддерживающий хор».
Андрей Богословский
музыкант, композитор
В советское время каждый от мала до велика знал о революционной истории крейсера «Аврора» и его легендарном залпе для штурма Зимнего дворца. Но не многие знали, что крейсер участвовал в русско-японской и Великой Отечественной войнах. Поэтому создание мультфильма привело к новому витку интереса к «Авроре», и песня тоже стала популярной как среди детской, так и взрослой аудитории, рассказал «Ямал-Медиа» создатель фолк-бард-рок группа «СолнцелунА», участник шоу «Голос» Андрей Кутузов.
«Песня достаточно проста для исполнения. В ней нет «акробатических» вокальных скачков. Имеет простое куплетное строение без припевов. И в то же время мелодическая линия не банальная и гармоническая основа изобилует разными аккордами. В словах песни «Аврора» много красивых и сильных образов — легендарный крейсер предстает живым существом со своей душой и историей. А лиричная музыка усиливает и дополняет глубину текста. В настоящее время «Аврора» входит в репертуар многих исполнителей. На просторах многих онлайн-хостингов можно найти исполнителей этого вокального произведения. Хотя преимущественно сейчас ее исполняют дети».
Андрей Кутузов
создатель фолк-бард-рок группа «СолнцелунА», участник шоу «Голос»
По мнению Андрея Кутузова, до сих пор эта песня не утрачивает своей актуальности, особенно благодаря версии, которую исполнял Хиль, где упоминание Октябрьской революции заменили на упоминание героев Великой отечественной войны.
«Авторы песни — Шаинский и Матусовский, и их имена — как знак качества советского песенного творчества. Уверен, еще долго будет популярна песня композитора Владимира Шаинского — про голубой вагон из мультика про Чебурашку. Кстати, автором музыки «Мы начинаем КВН» также является Шаинский. Михаил Матусовский — советский поэт-лирик, автор слов к песням «Подмосковные вечера», «Старый клен» и многим другим. Остается только позавидовать тому, какие глубокие песни раньше сочинялись для любой аудитории. Хочется надеяться, что современные авторы возьмут за образец лучшие произведения советских классиков», — говорит Андрей Кутузов.
«Мне эта песня нравится, она по канонам сделана с повторяющимися мотивами и с гармонией, которая русскому человеку очень близка», — отметила в беседе с «Ямал-Медиа» музыкант, певица, музыкальный продюсер Екатерина Смирнова.
«Настроение в песне поддерживается, и оно может человеку напоминать о том, что крейсер тоже многое сделал, даже если он на покое. И даже если он уже ничего не может, всё равно есть память. И это память о героизме, и тема героизма в этой песне поддерживается элементами марша и барабанной дроби, которая эту эпичность выносит вперед».
Екатерина Смирнова
музыкант, певица, музыкальный продюсер
Песня была написана к пятидесятилетию Октябрьской революции, что указывает на заказной характер, но авторы вложили в нее лиричность: песня исполняется без нажима, неспешно развивается тема. В конце композиции появляются даже элементы вальса, они смягчают некоторую помпезность песни, говорит Екатерина Смирнова.
По ее мнению, популярной песня стала благодаря исполнению Большим детским хором. К тому же она звучала практически повсюду.
«Чтобы песня стала популярной, очень важно ее постоянное звучание где-то рядом. Даже если сначала она не вызывает симпатии, со временем она запоминается благодаря частому воспроизведению».
Екатерина Смирнова
музыкант, певица, музыкальный продюсер
Но сегодня эта песня вряд ли стала бы хитом, считает Екатерина Смирнова. «Вообще сейчас происходит некоторое упрощение и мелодии, и текста — чем его меньше, и чем меньше нот, тем лучше и проще запоминается музыка. Но как ностальгический или исторический трек она может восприниматься», — говорит певица.
Если говорить о критике этой песни, то, пожалуй, можно отметить шаблонность, поскольку это типичный советский патриотический продукт, считает Екатерина Смирнова. Отсутствие сложных гармоний — это достаточно примитивно для профессионалов, но зато очень запоминается. Обычному зрителю такая музыка очень понятна.
«Форма песни, характерная для музыки времен Советского союза, это простая двухчастная форма с повторяющимися строчками. Характерна четкость, запоминаемость, отсутствие сложных модуляций, изменений музыки, изменений мелодии, пример аналогичной формы, всем известные песни «Катюша», «Подмосковные вечера». Диапазон этой песни небольшой, составляет октаву. При подходящей аранжировке, я думаю, что ее может исполнить достаточно большое количество людей», — пояснила наша собеседница.
«А смысловая глубина песни заключается в том, что она выразительно передает историческую память и национальное самосознание русского народа. В словах песни звучит вопрос о будущем России, о пути, который ей предстоит пройти. Крейсер «Аврора» становится символом российской истории и наводит на размышления о прошлом, ошибках и победах, которые сопровождали страну на каждом этапе ее развития».
Екатерина Смирнова
музыкант, певица, музыкальный продюсер
Интересные факты о крейсере «Аврора»
- Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил один из парусных фрегатов типа «Спешный» 23 ноября 1833 года. Этот корабль служил России 28 лет, снискав заслуженную славу. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался более трех с половиной лет. «Аврора» участвовала в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат был участником в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска. В 1855 году «Аврора» помогала эвакуировать жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.
- Смертельно раненого капитана Егорьева еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, офицер скончался на руках у моряка. Вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, поэтому 21 мая 1905 года по морской традиции Егорьева похоронили в море у берегов острова Лусон.
- К началу Октябрьской революции большинство членов экипажа «Авроры» было на стороне большевиков.
- Многочисленные ремонты мало что оставили от первоначального вида крейсера. Поэтому многие специалисты и утверждают, что нынешняя «Аврора» имеет мало общего с тем, чем она была в начале прошлого столетия.
- Крейсер награжден Орденом Боевого Красного Знамени. Кроме того, у него есть Орден Октябрьской революции, что сделало его единственным в нашей стране дважды орденоносным кораблем.
- «Аврора» имеет статус самого долгоживущего военного корабля в отечественном флоте.
Ранее мы рассказали, как затонул паром «Эстония» и почему загадка его крушения не раскрыта спустя 30 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».