http://Top.Mail.Ru
Проверка учителей на компетентность 2024: в чем суть новой методики | Ямал-Медиа
24 июля 2024, 13:12 (обновлено: 24 июля 2024, 14:54)

Контрольные для учителей. Нужна ли школьным педагогам проверка на компетентность

Педагог Комков: учителям нужна не проверка компетенций, а единая тарифная сетка

Осенью Рособрнадзор и Минпросвещения РФ внедрят новую методику оценки качества образования. Теперь внимание уделят не только достижениям учеников, но и компетенциям педагогов — их профессионализму, методической и психологической подготовке. «Ямал-Медиа» выяснил, в каком формате организуют проверку, в чем ее цель и какие ожидаются результаты.

Новая система оценки качества образования: что будет

В новом учебном году школы начнут оценивать с помощью индекса качества общего образования. Об этом сообщил ТАСС глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Индекс будет оцениваться по 69 показателям. Новая методология проанализирует работу школ по трем направлениям.

  1. «Образовательные результаты» — успеваемость учеников по ВПР (4-й класс), ОГЭ (9-й класс) и ЕГЭ (11-й класс).
  2. «Образовательная среда» — безопасность, техническая оснащенность и психологический климат в школах.
  3. «Кадровый потенциал» — компетентность и обеспеченность учителями.

Ранее внимание уделяли только успеваемости учеников, что, по мнению главы ведомства, не давало полной картины. Новый индекс поможет лучше понять условия обучения и выявить проблемы в системе образования. Особое внимание будет уделено подготовке учителей в психологическом и методическом аспектах.

Фото: Drazen Zigic/Shutterstock/Fotodom
Фото: Drazen Zigic/Shutterstock/Fotodom

Глава Рособрнадзора отметил: первые замеры уже показали взаимозависимость уровня подготовки детей, компетенций учителей и качества инфраструктуры.

Кадровый потенциал: грани измерения

В рамках оценки педагогов по блоку «Кадровый потенциал» также рассматриваются три ключевых аспекта, пишет «Мел».

  1. Компетентность: уровень подготовки учителей по основным предметам.
  2. Квалификация: доля педагогов с первой или высшей квалификационной категорией.
  3. Обеспеченность: количество молодых учителей младше 35 лет и занятость преподавателей.

Эти показатели позволят оценить уровень педагогического образования в каждом регионе, условия труда в школах и профессионализм учителей. В Рособрнадзоре отметили, что результаты оценки не будут влиять на увольнения или премии. По словам главы ведомства, это поможет губернаторам и главам регионов и муниципалитетов понять, куда направить усилия и ресурсы, нужна ли переподготовка педагогов и где не хватает кадров.

Проверка учителей на компетентность: в чем цель

Наталья Алтыникова, директор ФГБУ «Росаккредагентство», одного из разработчиков новой системы, заверила, что все данные будут собирать из существующих форм отчетности. Из нового — диагностика компетентности учителей раз в год.

Проверка будет проходить в специально оборудованных компьютерных классах. В заданиях — вопросы на знание предмета, по методикам преподавания, современным технологиям, работе с детьми с ОВЗ. Много писать не придется: большинство вопросов — в тестовом формате.

Фото: Deemerwha studio/Shutterstock/Fotodom
Фото: Deemerwha studio/Shutterstock/Fotodom

«Что важно — новый индекс станет не «еще одной проверкой», а единственным мониторингом, но сначала нужно посмотреть, как он будет работать во всех регионах. Поэтому говорить, что Рособрнадзор вводит еще один мониторинг в новом учебном году, неправильно», — подчеркнула Наталья Алтыникова.

Проверять будут не всех — по 100—150 человек на регион — и только преподавателей обязательных и естественнонаучных предметов. По словам главы «Росаккредагентства», это связано с тем, что в стране не хватает специалистов в инженерии, сельском хозяйстве, медицине. Выпускники реже выбирают эти предметы и хуже их сдают. Нужно понять причины и улучшить естественнонаучное образование.

Мониторинг, по мнению Алтыниковой, даст представление об уровне знаний педагогов и выявит все профессиональные дефициты. Его основная цель — оценка системы подготовки учителей для последующего развития программ повышения квалификации.

Нужен ли мониторинг компетентности учителей: мнение экспертов

Логично оценивать работу школы по результатам учеников, но, к сожалению, эти результаты проявляются не сразу, отметил депутат ГД РФ, член Комитета по просвещению Анатолий Вассерман. Поэтому важно, чтобы учителя использовали правильные методики как с педагогической, так и с психологической точки зрения.

«Дополнительные проверки появились не из-за прихоти бюрократов. Министерство просвещения, Рособрнадзор и комитет Госдумы по просвещению совместно работают над этим вопросом. Мы пришли к выводу, что некоторые сведения необходимы, чтобы заранее оценить, могут ли преподаватели в конкретной школе работать эффективно, причем еще до того, как это станет видно по результатам обучения».

Анатолий Вассерман

депутат Госдумы, член Комитета по просвещению

Руководитель Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков считает, что проверка компетенций вызовет жесткий кадровый голод в школах, где учителя и так работают на полторы-две ставки за мизерную зарплату.

«Учитель и так перегружен до предела. Вместо того чтобы подумать о том, как разгрузить учителя и дать ему возможность заниматься своим прямым делом, его снова пытаются нагрузить дополнительными проверками. Как можно говорить о проверке деятельности в ситуации, когда учитель вместо одной ставки работает на полторы, а иногда и на две с половиной ставки? О каком качестве образования можно говорить в таких условиях?»

Сергей Комков

доктор педагогических наук

Фото: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/Fotodom
Фото: Alexey Smyshlyaev/Shutterstock/Fotodom

Педагог порекомендовал профильным ведомствам заняться разработкой закона о введении единой тарифной сетки для оплаты труда учителей по всей стране за одинаковое количество часов.

«Эта ставка всегда была 18 учебных часов по всем предметам. За них должна быть введена единая оплата труда. В Москве учитель за эту ставку получает зарплату около 100 тысяч рублей и выше. Но стоит отъехать 25—30 километров от Москвы — и зарплаты учителей падают до мизерных сумм. В Тверской области, например, учителя получают сущие копейки. О каком качестве образования можно говорить в таких условиях?»

Сергей Комков

доктор педагогических наук

Эксперт напомнил, что нехватка педагогических кадров по официальным данным уже составляет 14 тысяч человек, по неофициальным — около 30—35 тысяч. «Если на учителей «навесят» всякого рода проверки и оставят им низкие зарплаты, скоро работать в школах будет некому», — заявил он.

Тем временем глава Рособрнадзора также предложил реформировать экзамены в девятом классе.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...