Космическая оттепель: 50 лет со дня стыковки «Союз — Аполлон»
Как появилась идея советско-америкснской стыковки
История программы «Союз — Аполлон» (ЭПАС — «Экспериментальный Полет Аполлон — Союз») началась задолго до самого полета. Идея совместной миссии возникла еще в конце 1960-х. Определенным поводом послужила научно-фантастическая повесть американского писателя Мартина Кэйдина «В плену у орбиты» (1964), описывающая спасение американского астронавта советским космонавтом. К изданию на русском языке написал предисловие второй космонавт планеты Герман Титов, который активно поддерживал идею сотрудничества супердержав.
Реальные переговоры начались в 1970 году с переписки между президентом АН СССР Мстиславом Келдышем и директором НАСА Томасом Пейном. 26–27 октября 1970 года в Москве состоялась первая рабочая встреча советских и американских специалистов, на которой обсуждались вопросы совместимости систем сближения и стыковки космических кораблей.
Окончательное соглашение было достигнуто 24 мая 1972 года: тогда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали «Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Третий пункт документа предусматривал проведение в 1975 году совместного полета с осуществлением стыковки и переходом членов экипажей из одного корабля в другой.
Как создавали совместимые корабли
Реализация проекта потребовала решения множества сложных задач. Пилотируемая техника двух стран создавалась по разным стандартам и изначально была несовместима.
Главное отличие заключалось в составе атмосферы и давлении внутри кораблей. В «Союзе» поддерживалась атмосфера, близкая к земной, с давлением около 760 мм ртутного столба. В «Аполлоне» астронавты дышали чистым кислородом при пониженном давлении — примерно 280 мм ртутного столба. Просто так перейти из одной среды в другую было невозможно.
Для решения этой проблемы инженеры создали специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который установили на «Аполлон». В нем после стыковки параметры давления атмосферы постепенно сближались с параметрами на советском корабле. В «Союзе» тоже пришлось изменить условия — давление снизили до 520 мм ртутного столба, повысив содержание кислорода до 40%.
Еще одной инновацией стала разработка универсального стыковочного узла — андрогинно-периферийного агрегата стыковки (АПАС-75). Его создал советский конструктор Владимир Сыромятников. Особенность этой системы заключалась в том, что она не имела традиционного разделения на «активную» и «пассивную» части (на жаргоне инженеров — «папу» и «маму»). Обе половины были одинаковыми, что позволяло любому из кораблей выполнять активную роль при стыковке.
Также для советских космонавтов были созданы новые костюмы из специальной термостойкой ткани «Лола», которая не воспламенялась в обогащенной кислородом атмосфере американского корабля.
Кто были космонавты, участвовавшие в программе
Экипажи для совместного полета формировались с особой тщательностью. В основной состав «Союза-19» вошли командир Алексей Леонов и бортинженер Валерий Кубасов.
Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос в 1965 году, был выбран неслучайно. По словам самого космонавта, на его кандидатуре остановились из-за опыта действий в критических ситуациях, а также благодаря коммуникабельности и чувству юмора — качествам, необходимым для международной миссии.
Американский экипаж «Аполлона» — командир Томас Стаффорд, пилот командного модуля Вэнс Бранд и пилот стыковочного модуля Дональд Слейтон.
Томас Стаффорд был ветераном космических полетов, для которого миссия «Союз — Аполлон» стала четвертой. Для Вэнса Бранда и Дональда Слейтона это был первый полет в космос. Примечательно, что Слейтон входил еще в первый отряд астронавтов США, но из-за проблем со здоровьем его долго не призывали для полетов.
Подготовка экипажей длилась два года. За это время космонавты и астронавты изучали язык партнеров, знакомились не только с устройством и работой кораблей друг друга, но также с культурой и традициями стран-участниц. В ходе совместных тренировок даже сложился своеобразный смешанный язык общения, который в шутку называли «рустоном» (от слов «русский» и «Хьюстон»).
Хроника стыковки: как проходил совместный полет «Союз — Аполлон»
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал «Союз-19». Через семь с половиной часов, в 22:50 по московскому времени, с мыса Канаверал взлетел «Аполлон».
Первые сутки полета экипажи посвятили подготовке к стыковке и устранению обнаруженных неисправностей: на «Союзе-19» была проблема с телевизионной системой, а на «Аполлоне» — ошибка в сборке стыковочного механизма. Оба экипажа успешно справились с ремонтом.
17 июля в 15:00 по московскому времени «Аполлон» начал серию маневров сближения с «Союзом-19». Через час расстояние между кораблями сократилось до 410 километров, и экипажи установили прямую радиосвязь. К 18:00 корабли находились уже в 60 километрах друг от друга, а через 50 минут «Аполлон» подошел к «Союзу-19» на расстояние 50 метров.
В 19:09 17 июля 1975 года произошло касание кораблей, а через три минуты — полная стыковка. Как вспоминал потом Алексей Леонов, в этот исторический момент корабли пролетали над Эльбой — местом, где тридцатью годами ранее встретились советские и американские войска, завершая разгром нацистской Германии.
После проверки герметичности стыка и трехчасовой подготовки, в 22:19, был открыт переходной люк. Первый шаг навстречу сделал командир «Аполлона» Томас Стаффорд, который, протиснувшись в узкий переходный тоннель, протянул руку Леонову. «Открываю люк и вижу перед собой улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Три года мы к этому шли. Я взял его за руку и втащил к себе в корабль», — рассказывал позднее советский космонавт.
Это историческое рукопожатие транслировалось в прямом эфире на весь мир. Леонов приветствовал Стаффорда по-английски: «Очень рад вас видеть», а Стаффорд ответил по-русски: «Очень, очень рад вас видеть. Привет, Алексей!»
За время совместного полета, продолжавшегося 43 часа 54 минуты, состоялось четыре перехода между кораблями. Космонавты и астронавты обменялись сувенирами, флагами своих стран, подписали сертификаты о первой международной стыковке. Стаффорд и Слейтон в сопровождении Леонова перешли в орбитальный отсек «Союза», где состоялся символический обед. Во время него Леонов подарил американцам тюбики с надписью «Московская водка», но на самом деле в них был борщ. Шутка получила широкое распространение в прессе и так понравилась американской аудитории, что бизнесмен Арманд Хаммер, занимавшийся импортом «Столичной» в США, попросил заменить ее название на «Московская».
Экипажи провели совместную пресс-конференцию для журналистов из центров управления полетами в Москве и Хьюстоне, выполнили научные эксперименты по космическому материаловедению, изучению биологических объектов, провели фото- и киносъемку.
19 июля в 15:03 корабли расстыковались. Когда «Аполлон» отошел от «Союза-19» на 200 метров, был проведен эксперимент «Искусственное солнечное затмение», во время которого американский корабль заслонял Солнце, а экипаж советского корабля фотографировал солнечную корону. Затем состоялась повторная «тестовая» стыковка, при которой активную роль играл уже «Союз-19». Через 2 часа 52 минуты корабли окончательно расстыковались и продолжили автономные полеты.
21 июля «Союз-19» успешно приземлился в Казахстане, в 54 километрах от города Аркалыка. Спустя четыре дня «Аполлон» приводнился в Тихом океане, в 600 километрах от Гавайских островов.
Цели программы «Союз — Аполлон»
Научно-техническое значение программы «Союз — Аполлон» трудно переоценить. Впервые была отработана технология спасения космонавтов в случае аварии на орбите, созданы и испытаны новые системы стыковки, которые впоследствии стали стандартом для международных космических проектов.
Уникальный андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС), разработанный для программы, с некоторыми модификациями использовался позже при стыковках американских шаттлов с российской станцией «Мир», а затем и на Международной космической станции.
Во время полета были проведены важные научные эксперименты. В частности, космонавты и астронавты использовали «универсальную печь» для экспериментов по космической металлургии. «Образцы, которые мы привезли из космоса, изучаются в институтах. Окончательные выводы можно сделать чуть позже, но уже сейчас ясно, что после нашего полета родилась космическая металлургия», — сообщил тогда Валерий Кубасов.
Эксперимент «Искусственное солнечное затмение» позволил получить уникальные данные о структуре солнечной короны. Также были проведены исследования микробного обмена между членами экипажей, изучение влияния невесомости и космического излучения на основные биоритмы человека.
Культурное и символическое значение «рукопожатия в космосе»
«Союз — Аполлон» стал уникальным примером сотрудничества двух принципиально разных стран — СССР и США, продемонстрировав возможность совместной работы для решения общих задач.
Интерес к полету во всем мире был огромным. Миллионы людей следили за трансляцией исторической стыковки. Томас Стаффорд так оценивал значение экспедиции на космической пресс-конференции: «Вчера, когда я в первый раз открыл люк и сказал «хелло» Валерию и Алексею, я подумал, что, открывая люки в космосе, мы открываем новую эру в истории человечества. Я уверен, что у этой эры хорошее будущее».
«По-разному складывались отношения между нашими странами за минувшие четверть века. Были и охлаждения в отношениях, но ни разу — подчеркиваю, ни разу — ни один из участников программы «Союз — Аполлон» не сказал ни единого недоброго слова о другой стороне», — отмечал Алексей Леонов в 2000 году.
Полет оставил след и в массовой культуре. Московская фабрика «Ява» несколько десятилетий производила сигареты «Союз — Аполлон». Были выпущены духи «ЭПАС», созданные совместно американской фирмой Revlon и советской фабрикой «Новая заря».
На территории музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге в 2021 году был открыт памятный знак «Рукопожатие в космосе» работы скульптора Игоря Бурганова.
Ранее мы рассказали, как астронавт NASA Николь Айерс сделала фото редких молний с борта МКС.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».