Крепкой брони и хорошей проходимости: как в России отмечают День танкиста
Когда отмечается День танкиста в 2025 году
В России День танкиста отмечают каждое второе воскресенье сентября. Этот праздник посвящен военнослужащим и специалистам, которые работают в танковых войсках и поддерживают их деятельность. В 2025 году День танкиста будет праздноваться 14 сентября.
История праздника
Бронированные военные машины начали разрабатывать в начале XX века в разных странах. В Российской империи этим занялся Василий Менделеев — сын знаменитого химика Дмитрия Менделеева. С 1911 по 1915 год он работал над проектом тяжелой бронированной машины. Все работы Василий вел по собственной инициативе, в свободное время. Военное руководство и власти не поддержали его идею. Тем не менее, Менделеев стал первым в России и одним из первых в мире, кто предложил проект сверхтяжелого танка.
Первой страной, которая применила танки, была Англия. Это произошло в 1916 году во время Первой Мировой войны в Битве на Сомме. Так ей удалось прорвать оцепление противника с минимальными потерями для собственной армии. После этого другие страны также решили изменить подход к ведению войн.
Отечественное танкостроение появилось уже в СССР. Днем рождения первого русского танка считается 31 августа 1920 года. В этот день в цехах Нижнего Тагила завершили производство первого советского танка «Борец за свободу товарищ Ленин» — модификации французского Renault FT 17 (несколько таких машин стали трофеями Красной армии). С 1928 года в СССР началось серийное производство танков МС-1 («малый сопровождения»). Эти машины впервые участвовали в боевых действиях в ноябре 1929 года во время конфликта на КВЖД.
Тридцатые годы прошлого столетия стали эпохой расцвета отечественного танкостроения. К началу Великой Отечественной войны СССР был полностью обеспечен танками. У нашей страны их было значительно больше, чем у любой другой. Однако потери лета 1941 года были настолько значительными, что в экстренном порядке был создан легкий танк для сопровождения пехоты Т-60.
Танки Т-34
Знаменитые танки Т-34 выпускали еще с 1940 года. Однако неприятным сюрпризом для вермахта они стали только во время битвы за Москву. После поражения советских механизированных корпусов и танковых дивизий к концу лета 1941 года оставшиеся Т-34 были объединены в танковые бригады. Эти подразделения начали применять тактику засад, что стало неожиданным и эффективным решением против немецких войск.
В Курской битве Т-34 сыграл ключевую роль в отражении наступления вермахта, но понес большие потери, что показало необходимость модернизации. В августе 1943 года решили установить на танк более мощное орудие — так появился Т-34-85 с увеличенной башней, пятым членом экипажа, усиленной броней и 85-мм пушкой. С 1944 года он стал основным танком, участвовал в крупных наступлениях и способствовал победе над вермахтом. В 1945 году Т-34-85 окончательно стал основным танком Красной армии. Самым результативным танкистом на нем был капитан Владимир Бочковский, уничтоживший 36 вражеских машин.
Т-34-85 выпускали в СССР до 1950 года, затем производство шло в Чехословакии и Польше. Всего было произведено 65 910 танков, что делает Т-34 самым массовым танком. После войны Т-34-85 поставлялся в другие страны и участвовал в различных конфликтах, включая Корейскую и Шестидневную войны, а также гражданскую войну в Йемене.
Как появился День танкиста
За время своего существования танковые войска несколько раз меняли свое название. В 1920-х годах это были броневые силы, с 1930 года — мотомеханизированные войска, с 1934 года — автобронетанковые войска, с декабря 1942 года — бронетанковые и механизированные войска, с 1954 года — бронетанковые войска, с 1960 года — танковые войска.
Быстрое развитие отечественного танкостроения оказало огромное влияние на исход Второй Мировой войны. В 1946 на Красной площади прошел парад с участием танковой дивизии. В этом же году был учрежден праздник День танкиста. Однако в Советском союзе его отмечали 11 сентября. Эта дата была дань памяти российским танковым войскам и их успехам во время Восточно-Карпатской операции 1944 года.
В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена новая дата — второе воскресенье сентября. Позднее праздник был закреплен Президентом РФ в 2006 году. Так, на протяжении долгих лет профессиональный праздник танкистов отмечается во второе воскресенье сентября.
День танкиста — это международный праздник, который отмечают в России и в бывших союзных республиках. В этот день поздравления принимают служащие танковых войск, а также танкостроители, инженеры и техники.
В России офицеров-танкситов готовит Казанское высшее танковое командное училище. За все время существования училища 43 его выпускника стали Героями Советского Союза, трое удостоены звания Героя Социалистического Труда, еще 15 стали Героями России.
Традиции праздника
В советское время праздник отмечали торжественными парадами танковых колонн и салютами. Сегодня в России в День танкиста продолжают чествовать военных. Руководители танковых дивизий и воинских частей поздравляют личный состав и вручают награды отличившимся военнослужащим.
В городах с военно-техническими заводами и воинскими частями проходят парады, концерты и фестивали. Традиционно завершает праздничный день красочный фейерверк.
Самые известные российские танки
«Армата»
В 2015 году на параде в честь 70-летия Победы в Москве был представлен новый российский танк Т-14 на базе универсальной боевой платформы «Армата». Специалисты называют его непобедимым. Конструкторы «Уралвагонзавода» при создании этой модели учли все выявленные недостатки в танкостроении и улучшили имеющиеся преимущества. Особое внимание они уделили максимальной защите экипажа: для этого используется прочная броня и отдельная внутренняя капсула. Управление вооружением осуществляется дистанционно, а боекомплект размещён в отдельном модуле. В состав вооружения входят не только стандартные орудия, но и управляемые ракеты классов «земля-земля» и «земля-воздух».
«Армата» может разогнаться до 90 километров в час. Поразить Т-14 достаточно сложно. Система активной защиты «Афганит» засекает любой снаряд за 20 метров до цели и уничтожает его. Стоит отметить, что Т-14 не так тяжел, как боевые машины армии США.
Вездеход Пороховщикова
Предшественника одноместной маневренной танкетки сконструировал летчик Александр Пороховщиков, дед которого был знаменитым актером. Изобретатель представил вездеход публике на год раньше Менделеева-младшего, и его проект признали перспективным. Однако к 1916 году финансирование свернули.
О вездеходе власти вспомнили через год, когда свои танки представили англичане. В русской прессе их называли «лоханями». Пороховщиков усовершенствовал свое изобретение, и у модели «Вездеход №2» вместо одного появилось четыре места для экипажа, многослойная броня и рубка с тремя пулеметами «Максим». Но реализация этого проекта не состоялась. Армейская техническая комиссия решила, что машина неперспективная. До окончания революции страна к танкостроению так и не возвращалась.
Противоядерный Т-55
Т-55 — один из самых массовых танков в истории, созданный на базе Т-54. Это первый танк с противоатомной защитой, состоял на вооружении десятков стран и участвовал во многих конфликтах холодной войны. Модификация Т-55АД первой в мире получила комплекс активной защиты «Дрозд».
Теоретически он мог вести бой на участках, зараженных бактериологическим, химическим и ядерным оружием. Т-55 участвовал в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Европе. Несмотря на устаревание по бронепробиваемости, танк известен надежностью, простотой и до сих пор используется в локальных конфликтах.
Царь-танк
Идея создания российского колесного супертанка принадлежала начальнику опытной лаборатории военного министерства капитану Николаю Николаевичу Лебеденко. Позднее это изобретение получило название «царь-танк». Машина представляла собой огромный боевой аппарат на колесах, напоминающий гигантский артиллерийский лафет с двумя спицевыми колесами диаметром девять метров и задним катком диаметром полтора метра, который обеспечивал управление танком. Вооружение состояло из нескольких пулеметов и двух пушек, размещённых в центральной и боковых рубках. Планировалось, что танк сможет двигаться со скоростью до 17 км/ч.
Однако во время первых испытаний в 1915 году задний каток застрял в мягком грунте, и машина не смогла продолжить движение. Проект остался на стадии опытного образца, но вошел в историю как самый большой танк в мире.
Интересные факты о танках
Самый тяжелый в мире танк — немецкий Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Маус) весит 189 тонн. Он сохранился в единственном экземпляре: в металле были воплощены всего два, а, по некоторым данным, три таких танка.
«Пантеру» (Panzerkampfwagen V Panther) считают лучшим немецким танком Второй мировой войны. Она частично превосходила знаменитых «Тигров» (Panzerkampfwagen VI Ausf.H) по боевым качествам и требовала меньше времени на производство. Однако когда на Курской дуге немцы впервые использовали против СССР сразу 200 «Пантер», 160 из них вышли из строя в первый день, а на девятый их осталось всего 43.
Создание прообраза первого танка приписывают Леонардо да Винчи. Он разработал проект деревянной машины на колесах с бойницами для стрельбы. Однако это изобретение не нашло практического применения и со временем было забыто.
M1 «Абрамс» — основной танк американских сухопутных войск с 1980-х. Он получил название в честь генерала Крейтона Абрамса, который принимал участие в войне во Вьетнаме. В его конструкции впервые были применены такие новшества, как компьютерная система управления огнем, раздельное хранение боекомплекта вне боевого отделения и система активной защиты. М1 Abrams также используется вооруженными силами Египта, Австралии, Марокко и нескольких стран Ближнего Востока. На сегодняшний день он остается одним из самых тяжелых танков в мире — его боевая масса превышает 62 тонны.
В СССР и других странах разрабатывались проекты летающих танков. Наиболее удачные образцы смогли подняться в воздух, но на практике это не применялось.
В начале Великой Отечественной войны из-за ограниченных ресурсов СССР танков не хватало. Поэтому иногда для военных целей задействовали обычные тракторы, обшитые броней. Они шли в бой по ночам, включив фары и сирены, что давало определенный психологический эффект. Такие тракторы прозвали НИ-1, что расшифровывалось как «На испуг».
Ранее мы писали о том, какая трофейная техника была представлена на выставке военной техники в Тюмени.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».