http://Top.Mail.Ru
Сказкотерапия: что это, методы, применение в психологии для детей и взрослых | Ямал-Медиа
09 февраля 2024, 09:44 (обновлено: 09 февраля 2024, 11:06)

Целебная сказкотерапия: зачем рассказывать детям волшебные истории

Виды сказкотерапии и правила ее использования

Рассказывать сказки — особый талант, ведь он еще и целительный.

Помните, как в детстве мама читала вам увлекательную сказку и головная боль проходила, слезы моментально высыхали?

Добрая и волшебная сказка может утешить, дать пример достойного поведения и хороших поступков. Она еще и лечит физические недуги, если знать и уметь применять приемы сказкотерапии.

«Ямал-Медиа» расскажет, почему и как помогают сказки детям, а порой и взрослым, и что можно исправить с их помощью.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия близка по воздействию к арт-терапии. Но терапия сказкой — это лечение словом. С помощью сказок можно корректировать поведение ребенка, показывать правильные нравственные ориентиры, прививать положительные качества характера и привычки, устранять вредные.

Сказки эффективны в борьбе со страхами и фобиями, с неуверенностью и застенчивостью, с тревогами и неудачами. Сказки помогают малышу узнать, как ведут себя люди в разных ситуациях и преодолеть психотравмирующие события. Они способны развивать в ребенке фантазию, тягу к творчеству, ободрять и вдохновлять.

При умелом обращении со сказкой она становится настоящим волшебством, способным многое поменять в жизни маленького человека.

Сказочные истории могут выступать не только в роли духовных наставников, но даже помогать справляться с проблемами здоровья.

По словам специалистов, сказками можно вылечить даже энурез и расстройства пищевого поведения, гармонизировать психическое состояние, снизить гиперактивность ребенка и побороть его повышенную агрессивность.

С какого возраста применяют метод в психологии

Психотерапевты рекомендуют начать использовать сказкотерапию с четырехлетнего возраста. Именно в четыре года ребенок начинает понимать, что сказка отличается от жизни, что есть выдумка и есть реальность.

Специалисты подчеркивают, что у каждой возрастной аудитории есть своя сказочная специфика. Детям 3—5 лет гораздо ближе и понятнее сказки про животных, чем про людей. Малышам нравится «перевоплощаться» в заек, белочек и мишек, копировать их манеру поведения, ассоциировать себя с ними.

С пяти лет детям уже интересны сказочные персонажи-люди. Им нравятся истории про царей, принцесс, богатырей, Иванушек и прочих сказочных героев, с которыми они начинают себя идентифицировать и через них познавать большой мир.

Детям нравится слушать добрые и веселые сказки. Фото: fizkes/Shutterstock/Fotodom
Детям нравится слушать добрые и веселые сказки. Фото: fizkes/Shutterstock/Fotodom

Виды сказок

По классификации Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой все сказки можно разделить по цели их назначения.

1. Художественные сказки

Они имеют два подвида — народные и авторские.

При помощи таких сказок можно воспитывать в детях высокие нравственные качества — доброту, справедливость, честность, сострадание, поддержку, чувство взаимопомощи, смелость, ответственность, щедрость, благородство.

2. Дидактические сказки

Через такие сказки дети получают новые знания о мире, изучают цифры, буквы и прочее.

3. Диагностические сказки

Посредством этих сказок можно выявить проблемы ребенка и его отношение к окружающему миру. В этом случае обращают внимание на то, какие сказки и каких героев ребенок выделяет для себя. Если он любит, например, сказки про трусливых зайчиков и мышонка, то можно понять, что ребенок боязлив и застенчив, ему нужно побороть тревожность.

4. Психокоррекционные сказки

Через сказку взрослый мягко подает пример правильной модели поведения сказочного героя, которому ребенок захочет подражать. В сказке неверный стиль поведения постепенно замещается на правильный.

5. Медитативные сказки

Эти сказки несут один позитив — в них нет отрицательных героев и неприятных ситуаций. Они рассказываются под спокойную музыку, расслабляют и настраивают на положительные эмоции.

Как работает сказкотерапия

Есть множество способов работы со сказками, и это не только обычное чтение сказок на ночь.

К слову, психологи уточняют, что читать детям сказки нужно и тогда, когда ребенок уже сам научится читать. Родители могут делать это с правильной интонацией и акцентами на нужных эпизодах, обсуждая затем с детьми поступки героев, их характеры и выбор пути решения проблем.

Совместное обсуждение сказок очень сближает детей и родителей. Фото: Oksana Kuzmina/Shutterstock/Fotodom
Совместное обсуждение сказок очень сближает детей и родителей. Фото: Oksana Kuzmina/Shutterstock/Fotodom

Можно читать готовые сказки, а можно придумывать их самим или вовлекать ребенка в процесс придумывания сказки.

Сказку можно разыграть в виде театрального представления с участием детей или с помощью кукол.

С помощью сказки можно решить множество чисто бытовых проблем. Например, если ребенок не хочет чистить зубы, можно сочинить сказку о злом и страшном кариесе и доброй зубной щетке.

Дети не любят поучений и запретов, тем более наказаний, в сказке же нет прямых указаний, общение между ребенком и взрослым происходит на равных, поэтому правила усваиваются проще.

Ребенок легко усваивает информацию, если она изложена в виде увлекательной истории. Дети с помощью сказок сами понимают хорошие действия героев и делают верные выводы.

Терапевтической сказкой, например, можно справиться с истериками и капризами ребенка. Нужно самим придумать сюжет, где персонаж (пусть это будет симпатичная зверушка) не плачет, а просто подходит и обнимает родителей.

Персонаж, который нравится ребенку, станет для него образцом поведения. Поэтому стоит наделить героя теми качествами, которые вы хотели бы развить у ребенка, или найти сказку с таким персонажем.

В сказках история может начаться с нарушения каких-то запретов, а поступки героев имеют сильные разрушительные последствия. По ходу сказки герой их исправляет. Чем сильнее разрушения и сказочнее приключения героя, тем более сильное впечатление сказка производит на ребенка, заставляя его сторониться негативных действий.

Сказки позволяют детям почувствовать себя на месте персонажа в трудной ситуации, при этом находясь в полной безопасности. Они дают примеры, как выходить из конфликтов, как дружить и дорожить отношениями.

Дети во время сказок проживают весь спектр эмоций — от злости и гнева до веселья и радости, любви и нежности. Так ребенок может лучше понять себя и свои чувства, научиться преодолевать свои проблемы.

Для большего воздействия сказки лучше сочинять вместе с ребенком. Можно при этом использовать иллюстрации — самим нарисовать персонажей и место действия. Хорошо, если персонажи будут соответствовать членам семьи — мама, папа, сын, дочь.

Читая сказку, можно задавать ребенку вопросы: «А что ты думаешь, было дальше?», «Как бы ты поступил?», «В чем был не прав герой?» и тому подобное.

Можно пофантазировать и изменить сюжет знакомой сказки, создать ее продолжение, как захочется ребенку.

Добрые сказки, воспевающие красоту мира и чувств, помогают детям обрести внутреннюю гармонию, стать чуткими и заботливыми к окружающему их миру, а впоследствии и преображать этот мир в лучшую сторону.


Загрузка...