Лекарство против дивана. Мототурист-экстремал рассказал о поездках по Полярному Уралу
На обеих руках Александра набиты татуировки, изображающие горы. На левой — летний пейзаж, пики Полярного Урала и мотоциклы, на правой — зимний: заснеженные вершины, сноубайки, собаки.
Эти изображения отражают его увлечение: он изучает удивительные и прекрасные места Ямала, прежде всего — Полярный Урал, его туристическую жемчужину, которая восхищает даже искушенных путешественников.
Раньше Александр путешествовал пешком, но через некоторое время открыл для себя мототуризм. И не просто передвижение на мотоцикле по дорогам, а эндуро (от англ. endure — терпеть, выдерживать. Езда на мотоциклах по бездорожью — прим. ред.).
По словам Александра, это расширило границы его путешествий примерно втрое.
Мотопутешествия — не только возможность преодолеть за день большее расстояние, скорость и драйв. Это еще и совершенно другие нагрузки. Нужно быть фанатом езды на мотоцикле, чтобы отправиться на нем в горы, считает Александр. Люди, которые этого не пробовали, часто думают, что это просто. Мол, что здесь такого — сидишь и едешь.
Это совершенно не так, начиная с того, что по бездорожью мотоциклисты едут в положении стоя: по камням сидя проехать не получится, слишком большие нагрузки на спину. Все колебания мотоцикла необходимо «отрабатывать» и постоянно держать баланс, иначе запросто можно упасть. И так — часами, поэтому физическая подготовка эндуриста должна быть отменной. К примеру, от Харпа до Нефритовой долины ехать на мотоцикле примерно полтора часа, если налегке и без длительных остановок.
Райдерам эндуро нужна не только хорошая физическая форма, но и соответствующая экипировка — шлем, перчатки, налокотники, наколенники, защита плеч и груди. Своих стальных коней они стараются сильно не нагружать: если речь идет об однодневном или двухдневном маршруте, берут с собой лишь немного еды, воды, спальник и самые необходимые инструменты.
Иногда райдеры выбираются на маршруты с внедорожниками, в таких случаях вещей с собой можно взять значительно больше. Но не стоит забывать, что машина в горах может сломаться.
Однажды по пути из Нефритового ущелья с компанией Александра произошел именно такой случай. Дальше мотоциклистам пришлось везти огромные рюкзаки с зимними спальниками, палатками и теплыми вещами (конец августа, горы) на себе до Харпа.
Путешествия в горы, на Полярный Урал — доступны, это не удел «избранных» с отличной физической формой, мотоциклами и «космической» экипировкой, считает Александр.
Есть достаточно простые и легкие маршруты, по которым ходят и пожилые люди, и семьи с детьми.
Даже просто доехать поездом до Соби и остановиться там на пару ночей в мини-гостинице — это уже будет отличной «перезагрузкой», отвлечением от проблем и рутины.
В группе, которую Александр ведет во «ВКонтакте», — около двухсот подписчиков, активны человек пятьдесят. Когда он задумывает очередную поездку, то обязательно пишет туда ее дату и маршрут. Отзываются многие, но едут единицы.
Чаще всего приезжают надымчане, поскольку они ближе. Впрочем, близость эта весьма относительная: вернувшись с работы в пятницу вечером, им надо выехать из города и всю ночь провести за рулем, чтобы субботним утром оказаться на Полярном Урале. А по окончании маршрута проделать все это в обратном направлении, рискуя опоздать на работу.
Для салехардцев горы гораздо доступнее, и Александр искренне недоумевает, почему они этим не пользуются.
Пресловутое «работа, дети» — это, считает мотопутешественник, не объяснение, а лишь попытка оправдаться. У него самого тоже есть работа и дети. Вопрос исключительно в желании, способности преодолеть главное препятствие на пути к вершинам, и не только горным, — собственную лень.
А ведь ягоды, растущие в горах, — крупнее и вкуснее. Северное сияние там можно увидеть раньше, чем на равнине и в городах, еще летом. Фантастические виды завораживают, а кристально чистая вода из горных речек и тающих ледников намного свежее и приятнее водопроводной.
Самые актуальные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».