Любил море и грезил о небе: 200 лет назад родился пионер авиации Александр Можайский
Со дня рождения пионера авиации Александра Можайского прошло 200 лет
Морская и гражданская служба Можайского
Александр Можайский родился в Выборгской губернии 21 марта 1825 года в семье потомственного моряка, будущего адмирала русского флота Федора Тимофеевича Можайского. Александр пошел по стопам отца, как и все его братья: он учился в Морском кадетском корпусе, а после его окончания служил на флоте.
Александр Можайский участвовал в дальнем походе Кронштадт — Япония, занимался гидрографическими исследованиями во время специальной российской миссии в Хиву и Бухару, служил на разных судах.
В связи с сокращением штата офицеров морского флота Александра Можайского в 1862 году перевели на гражданскую службу. В начале 1863 года он был назначен помощником мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Жил Александр Федорович с семьей в селе Котельниково, которое в честь него позже переименуют в Можайское. К этому времени он уже два года был женат на Любови Кузьминой. В конце 1865 года в семье родился второй сын, а через месяц из-за осложнений после родов супруга умерла. Можайский остался один с двумя малолетними детьми. Также в 1866 году скончался его отец.
В 1868 году Александр Можайский служил в «Обществе северного пароходства» в Санкт-Петербурге, через год перевелся в «Русское общество пароходства и торговли» в Одессе, с 1873 года занимал должность мирового судьи Брацлавского уезда Подольской губернии, проживая в имении Вороновица. Осенью 1876 года Можайский переехал в Санкт-Петербург. С 1879 до 1882 года он вновь служил на флоте, но уже в качестве преподавателя курса практики в Морском кадетском корпусе.
Эксперименты Александра Можайского
Еще во время службы на флоте Можайский с интересом наблюдал за чайками. Он пытался понять, как они держатся в воздухе и летают. Всерьез о создании летательного аппарата Александр Можайский задумался в 1856 году, когда ему был 31 год.
Но только через семь лет, когда жил в Котельниково, он продолжил наблюдения за полетами птиц и начал изучать их анатомию. Можайский отстреливал пернатых и скупал их у местных жителей. На каждую птицу исследователь заводил карточку, где указывал параметры и вес, а также высоту полета. После смерти супруги и отца Можайский все силы направил на создание летательных аппаратов.
В годы жизни в имении Вороновица в Подольской губернии изобретателю удалось создать летательный аппарат, разгоняемый с помощью конной тяги. У буксируемого планера-змея были фюзеляж, крылья и шасси. Его привязывали к тройке лошадей, которая мчалась, и за ней летел сидящий в люльке человек. Свидетелями этих полетов на высоте около двух метров были местные крестьяне. Они опасались экспериментов барина, считали, что он связан с нечистой силой.
Когда в 1876 году Можайский переехал в Санкт-Петербург, он стал проводить опыты с моделями летательных аппаратов. У них уже были двигатели или на основе пружины или резинового шнура. Одна из моделей взлетала после разбега на своем шасси и довольно устойчиво летела. В то же время Можайский проводил расчетные опыты с использованием специальной аэродинамической тележки. В молодые годы он с отличием окончил Морской шляхетский корпус, и полученные технические знания пригодились ему при проведении экспериментов.
Постройка первого в России натурного самолета
В конце 1876 года Можайский представил проект своего летательного аппарата в Военное министерство. Комиссия выделила ему 3 тысячи рублей на проведение научных исследований. Можайский развил бурную деятельность по выполнению программы. Своей энергией и энтузиазмом он заражал всех, кто участвовал в проекте, — от механиков до слесарей. Сам Можайский никогда не называл свое изобретение самолетом, в его чертежах машина обозначена как «воздухоплавательный снаряд».
В 1878 году конструктор был уверен, что пора переходить к более масштабным работам, включавшим в себя постройку натурного самолета. По его оценке, на эти цели требовалось около 19 тысяч рублей. Длина каждого крыла летательного аппарата должна была составить 15 аршин, ширина — 20 аршин, для вращения винта Можайский предлагал поставить двигатели внутреннего сгорания системы Брайтона. Изучив проект, комиссия отказала в выделении средств.
Несмотря на это Александр Можайский продолжил работы по постройке самолета на собственные средства и пожертвования меценатов. Конструктор сам разработал облегченные паровые двигатели и по чертежам заказал их в Лондоне. В 1881 году на поле под Санкт-Петербургом ему разрешили начать сборку самолета. В первоначальную свою модель Можайский внес ряд изменений, в том числе максимально облегчил конструкцию, поменял расположение винтов. Весной 1882 года постройка была завершена. Испытания проходили в течение нескольких летних сезонов. Документов о них не сохранилось. В одних источниках сообщается, что самолет так и не взлетел, в других — кратковременно оторвался от земли. Есть еще версия, что в 1885 году при разгоне летательный аппарат накренился и сломал крыло.
Можайский планировал увеличить мощность силовой установки аппарата, он понимал, что ее недостаточно для устойчивого горизонтального полета. Но из-за отсутствия денег не успел это сделать до своей кончины. Весной 1890 года Александр Федорович простудился и заболел воспалением легких. Ослабленный организм с болезнью не справился, он скончался в ночь на 1 апреля в Санкт-Петербурге. Изобретателя похоронили на Смоленском кладбище.
Судьба самолета после его смерти точно не известна. Военное министерство отказалось покупать его у сыновей Можайского. По одной из версий, «воздухоплавательный снаряд» продали на аукционе.
Значимость исследований Александра Можайского
Несмотря на то, что Можайскому не удалось подняться в небо, его эксперименты повлияли на развитие отечественного авиастроения. Его самолет стал первым в России и одним из первых в мире, предназначенных для полета человека. Можайский внес вклад в создание инженерных методов аэродинамических расчетов, подробно описал физику и технику взлета самолета. Формулой Можайского называют выведенное им уравнение.
С 1955 года имя Александра Можайского носит Военно-космическая академия в Санкт-Петербурге. Изобретатель, который пытался создать первый летательный аппарат с человеком на борту, вдохновлял на творчество литераторов и кинематографистов. В 1950 году поэт Сергей Васильев опубликовал поэму «Первый в мире», посвященную изобретению Можайского. В этом же году вышел фильм «Жуковский» режиссера Всеволода Пудовкина об основоположнике современной аэродинамики Николае Егоровиче Жуковском. В картине есть эпизод об испытаниях самолета Можайского. Для съемок изготовили макет по размеру вдвое меньше настоящего аппарата.