Лукоморье и Мангазея – чем таинственные места Ямала впечатляют путешественников
«Ямал-Медиа» окунулся в глубины веков, чтобы понять, где находилась эта забытая таинственная территория.
Лукоморье: на юге или на севере?
Справедливости ради надо сказать, что географическому Лукоморью приписывают два совершено разных местоположения.
Так, самые первые упоминания об этом удивительном крае встречаются в древнейшей русской летописи 12 века «Повесть временных лет». И лукоморцами там называют представителей одного из половецких племен, живших в низине Днепра, между Черным и Азовским морями.
Кстати, существуют гипотезы, что и воспетый Александром Пушкиным в поэме «Руслан и Людмиле» знаменитый «дуб зеленый со златой цепью» находился где-то на побережье Азовского моря.
Вообще, само слово «лукоморье» означает «морской залив» или «бухту», поэтому под такое определение в России подходит несколько географических мест. Тем не менее в средние века иностранные картографы Европы обозначали эту территорию только в одной точке нашего государства.
На картах XVI—XVII веков страна под названием Lucomoria прорисована на месте близ Обской губы или же по правому берегу Оби. А это уже территория современного Ямала.
Дипломат Священной Римской империи, путешественник Сигизмунд фон Герберштейн в середине 16 века в своих «Записках о Московии» писал, что с людьми из Лукоморья происходят удивительные и весьма похожие на басню вещи.
«Говорят, будто каждый год и точно 27 ноября, в день, посвященный у русских святому Георгию, они умирают, а на следующую весну оживают наподобие лягушек снова», — приводит описание немецкий барон.
Другой путешественник того же времени, монах-францисканец Андре Теве сообщал во «Всемирной космографии», что по соседству с рекой Обью живут лукоморы, народ, ютящийся в лесах и около моря.
Лукоморье на старинных картах
Где находится Лукоморье, о котором писал Пушкин? Ямальские географы раскопали истину
На Ямале с 2012 года велась целенаправленная работа по поиску конкретного местонахождения таинственной страны.
Представители местного отделения Русского географического общества, собрав и изучив различные архивные документы, определили точные границы Лукоморья.
По их сведениям, это территории Шурышкарского, Приуральского и Надымского районов округа.
Исследователи — бывший тогда в должности председателя отделения Игорь Шароватов и ученый Игорь Кузнецов — провели несколько этнографических экспедиций, в которых участвовали и представители коренных народов Севера.
В 2016 году проект «Лукоморье» стал одним из пяти брендов округа, которые, по мнению ямальцев, отражают самобытность, богатую культуру, историю и природу арктического региона.
Энтузиасты РГО создали сайт, где подробно изложили все особенности этого проекта, результаты экспедиций.
«Сейчас экспедиции не проводятся, но мы до сих пор собираем архивные материалы, — рассказал «ЯМ» заместитель председателя отделения РГО в ЯНАО Игорь Кузнецов. — Недавно нашли еще один источник, подтверждающий наши выводы: на карте российского историка Семена Ремезова обозначено Лукоморье. Обычно все привыкли связывать Лукоморье исключительно со стихами нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, но в историческом плане эта тема гораздо глубже и интереснее».
Мангазея. Как возник «златокипящий» город на Ямале
Ямал хранит еще одну географическую тайну — здесь в нижнем течении реки Таз находился город Мангазея. Это территория нынешнего Красноселькупского района ЯНАО.
Русские люди в конце XVI и начале XVII века активно осваивали Север. Среди них — бесстрашные поморы, которые первыми прокладывали морские пути в эти места.
«Для России было важно закрепиться в заполярной Сибири, — ранее сообщал заведующий сектором археологии и этнографии МВК имени И. С. Шемановского Никита Перцев. — Весь XVI и первую половину XVII века устремления первопроходцев были направлены на реки Обь, Пур и Таз, а отсюда — на Енисей и Лену, земли отдаленные и глухие, богатые мягким золотом — пушниной».
Мангазею, а именно за обилие пушнины она впоследствии получила обозначение «златокипящей», основали в начале 17 столетия. Само же название города произошло от здешнего самодийского рода Монгкаси.
Чуть раньше, в 1597 году, царь Федор I Иоаннович послал в мангазейские земли думного дьяка Федора Дьякова, чтобы «под государскую высокую руку тамошних людей призвать и ясак с них собрать».
Царский посланник вернулся в Москву через два года, когда на троне находился уже Борис Годунов. В столице привезенных Дьяковым мангазейских соболей оценили. После чего Годунов повелел «острог поставить и ясак збирать». Исторические документы свидетельствуют, что из Тобольска со служилыми людьми на реку Таз отправились воеводы Мирон Шаховской и Данило Хрипунов.
Расцвет северного поселения
Так в 1601 году возник острог, затем превратившийся в город-крепость.
Поначалу в Мангазее жили в основном военные из местного гарнизона и служивые люди. Также с осени до весны в населенном пункте находились добытчики зверя. Те из них, кто направлялся на промысел пушнины, шли в Мангазею с запада через Обскую губу, а с востока возвращались с охоты.
Почти через четверть века, с 1625 года, в городе стали появляться постоянные обитатели: семьи военных, казенные служащие, купцы и ремесленники.
Здесь активно развивались ремесла: гончарное, металлообрабатывающее, ювелирное, обувное, портняжное, деревообрабатывающее, косторезное.
В исторических документах есть такой факт: в 1630 году из Мангазеи на Русь вывезли 47 240 соболей на сумму более 94 000 рублей, которая в три раза превысила годичные затраты казны на снабжение города.
Голод и пожар в Мангазее
Благополучие на новой земле длилось недолго. Уже к 1640-м годам ценный соболь в районах между Тазом и Енисеем стал редок. Вместе с ним Мангазею начали покидать и люди, а содержание города для властей оказывалось все более нерентабельным.
Оставшиеся немногочисленные жители начали испытывать голод. Покупать продовольствие, большая часть которого сюда завозилась, им было практически не на что. Известно, что в 1642 году продовольственные караваны в Обской губе постигла катастрофа и город полностью лишился поставок хлеба. Позднее произошел большой пожар и выгоревшая Мангазея не смогла от него оправиться.
По указу царя Алексея Михайловича (Тишайшего) в 1672 году мангазейский гарнизон перевели в Туруханск, а с ним и последние 14 семей некогда многолюдного города.