Марлен Хуциев: однолюб в жизни и гений в кино
4 октября отмечается 100 лет со дня рождения режиссера Марлена Хуциева
Скромное, казалось бы, количество выпущенных работ не смущало великого режиссера. Он был уверен в том, что все сделал правильно. Каждый свой проект Хуциев вынашивал годами, мысленно доводил до совершенства, а затем успешно воплощал на экране.
Биография Марлена Хуциева
Будущий режиссер родился 4 октября 1925 года в Тифлисе, который позднее был переименован в Тбилиси. Родители мальчика были грузинами по национальности. Они старались быть созвучными современности и назвали сына Марленом. Это имя — производное от фамилий главных идеологов коммунизма Карла Маркса и Владимира Ленина.
Отец режиссера, Мартын Леванович, был преданным сторонником идей социализма. Он вступил в ряды большевиков еще до революции, а затем участвовал в Гражданской войне. В мирное время он устроился работать в наркомат по делам торговли.
Мать Марлена Хуциева, Нина Утенелишвили, была актрисой дворянского происхождения. После развода родителей трехлетний Марлен переехал с ней в Москву, где она выступала в театре. Мальчик часто был предоставлен сам себе, поэтому вскоре отец вернул его в Грузию. Там до семи лет ребенок воспитывался в его новой семье.
В 1937 году отец был репрессирован и расстрелян. После этого Марлен снова оказался в Москве у матери. Уже в первом классе проявились его художественные способности — он увлекался рисованием и другими видами искусства.
В юности Марлен планировал стать художником. Он начал готовиться к поступлению в художественную академию и даже записался на специальные подготовительные курсы. Но в учебное заведение Хуциева не приняли. Расстроившись, он решил временно поработать на киностудии помощником декоратора. Однако творческий процесс захватил Хуциева с головой.
После войны Марлен отправился в столицу, чтобы поступить во ВГИК. Туда он прошел без труда. Хуциева зачислили на режиссерский курс Игоря Савченко, автора знаменитых шедевров о Тарасе Шевченко и Богдане Хмельницком.
В качестве режиссера Марлен Хуциев заявил о себе с малоизвестной картиной «Градостроители», которую он снял в 1950 году совместно с Феликсом Миронером.
Карьера Хуциева
Всесоюзную популярность Хуциеву принес фильм «Весна на Заречной улице» с Николаем Рыбниковым и Ниной Ивановой, который он снял в 1956 году на Одесской киностудии. Режиссеру удалось гармонично соединить любовную историю и актуальную производственную тему.
«Весна на Заречной улице» открыла еще одну звезду советского кинематографа — Петра Тодоровского, который был оператором картины. В 1970 году он снова принял участие в проекте Хуциева, на этот раз в качестве актера в военной киноленте «Был месяц май».
Спустя два года после выхода первого шедевра Марлен Мартынович представил зрителям новую работу, которая стала не менее популярной — фильм «Два Федора». К слову, с него стартовала актерская карьера Василия Шукшина, сыгравшего главного героя.
В 1965 году Марлен Хуциев устроился работать на «Мосфильм». В 1966 году вместе с 25 деятелями искусств и науки режиссер подписал открытое письмо генсеку Брежневу против реабилитации Сталина. Он решился на такой поступок в том числе и по личным мотивам — в память о расстрелянном отце.
В том же году на экраны вышел «Июльский дождь», наброски к этому фильму Хуциев начал делать еще во время съемок «Заставы Ильича» (1964). Критики обвинили его в претенциозности, чрезмерном эстетизме и слабой драматургии. Лента долго пылилась на полке. В первый год «Июльский дождь» посмотрело всего три миллиона зрителей.
Марлен Мартынович не обошел вниманием тему Великой Отечественной войны, сняв драму «Был месяц май». В 1971 году шедевр получил награду международного фестиваля телевизионных фильмов в Праге.
В начале 1990-х в российском кинематографе наступили тяжелые времена. Среди большого числа жестоких и мрачных фильмов ярко выделилась лента-притча «Бесконечность» Марлена Хуциева.
После «Весны на Заречной улице» Марлена Хуциева приняли в Союз кинематографистов СССР. С 1965 по 1986 год он был секретарем правления этой организации. Мастер кинематографа занимал и другие высокие посты, преподавал во ВГИКе.
Фильмы Марлена Хуциева
Фильмография Хуциева включает немного картин, но каждая из них стала шедевром, полюбившимся миллионам людей:
- «Градостроители» (1950);
- «Весна на Заречной улице» (1956);
- «Два Федора» (1958);
- «Застава Ильича» (1964);
- «Июльский дождь» (1966);
- «Был месяц май» (1970);
- «Алый парус Парижа» (1971);
- «И все-таки я верю…» (1974);
- «Послесловие» (1983);
- «Бесконечность» (1991);
- «Люди 1941 года» (2001).
Незавершенной осталась картина «Невечерняя».
«Весна на Заречной улице»
В 2026 году будет отмечаться 70-летие картины «Весна на Заречной улице». Она принесла Марлену Хуциеву огромную популярность. Но идея фильма пришла не сразу. После ВГИКа Марлен работал помощником режиссера на Одесской киностудии и искал материал для собственной картины. Его однокурсник и друг Феликс Миронер еще в студенческие годы написал пьесу о любви молодого сталевара к учительнице вечерней школы. Эта пьеса никуда не пошла, поэтому друзья решили сделать по ней киносценарий.
Директору киностудии он показался сомнительным: главный герой слишком легкомысленный, он прогуливал, выпивал, залезал в окна и думал, скорее, о любви, чем о работе, что совершенно не красило передовика производства. Хуциев смог убедить руководителя, что фильмы должны отражать настоящую жизнь, которая даже у передовиков бывает и за рамками рабочего времени.
Все участники съемочной группы были примерно одного возраста, хорошо понимали друг друга, поэтому работа давалась легко и весело, несмотря на то, что съемки растянулись на три года. Оператор Петр Тодоровский из-за постоянных вечеринок называл фильм «Без сна на Заречной улице».
Снимали фильм о сталеварах в Запорожье, где были знаменитые на весь СССР металлургические комбинаты. Перед началом работы Николая Рыбникова отправили учиться варить сталь. Его наставником стал 23-летний сталевар Григорий Пометун, который к тому времени уже имел звание почетного металлурга. Актер провел у мартеновских печей полторы недели, работая полноценный рабочий день. Рыбников подружился со своим «учителем», и после съемок они общались много лет.
В Запорожье съемочная группа приехала поздней осенью, чтобы снять несколько сцен со снегопадом, но в городе было сухо. Тогда режиссер решил отправиться в Новосибирск, где снега уже было много. Как только операторы и осветители вместе с техникой уехали, чтобы подготовить новую съемочную площадку, в Запорожье выпал снег. Хуциев отменил переезд остальной съемочной группы, какое-то время пришлось работать без специального оборудования. Чтобы снять метель, в парке сгребли весь снег и кидали его лопатами на крутящийся винт специально пригнанного самолета-«кукурузника».
Название улицы придумал автор сценария Феликс Миронер. После того, как фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей, Заречные улицы появились сначала в Запорожье и Одессе, потом в Москве. Сегодня такая улица есть более чем в 30 городах бывшего СССР. В Запорожье установили два памятника сталевару Саше Савченко и один учительнице Татьяне Сергеевне.
«Заставы Ильича»
Судьба «Заставы Ильича» оказалась непростой. Изначально фильм назывался «Мне двадцать лет», а соавтором Хуциева выступил советский сценарист Геннадий Шпаликов. Картина столкнулась с жесточайшей цензурой. Ее долго не выпускали в прокат. Молодых шестидесятников критики встретили в штыки. Одним из первых работу разнес Никита Хрущев. Тогда глава государства заявил, что даже среди положительных персонажей картины нет никого, кто бы «олицетворял нашу замечательную молодежь». Генсек был уверен, что в период «развернутого строительства коммунизма» изображение духовных метаний среди молодого поколения в кино недопустимо.
Не понравились Хрущеву и стихи Рождественского, Окуджавы, Ахмадулиной, Вознесенского и Евтушенко, вкрапленные в виде документальных кадров.
С поправками и пересъемками картина с названием «Мне двадцать лет» вышла спустя шесть лет после начала работы и стала одним из символов «оттепели». Оригинальную версию «Заставы Ильича» показали лишь перед распадом Советского Союза — в 1988 году.
«Бесконечность»
«Бесконечность» стала последним художественным фильмом автора, затем последовало еще несколько документальных проектов. После того как Марлен Мартынович перестал снимать, он продолжил преподавательскую деятельность.
Последний проект Хуциева — документальная лента «Невечерняя». Работа над ней длилась почти восемь лет. Денег на съемки не хватало, режиссеру приходилось обивать пороги чиновничьих кабинетов в поисках финансирования. Об этом он рассказал в интервью, после чего к нему обратился спонсор с предложением помочь довести дело до конца. Когда в 2018-м фильм был готов к выпуску, режиссер сказал, что объявит имя мецената на премьерном показе, но сделать этого не успел.
Награды и достижения
За заслуги в области советского киноискусства в 1977 году Марлену Хуциеву было присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1986 — народного артиста СССР.
Марлен Хуциев был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, орденом Почета, орденом Дружбы и «Знаком Почета». Он также получил Государственную премию Российской Федерации.
В 2005 году Хуциев получил кинопремию «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
Личная жизнь режиссера
Хуциев предпочитал не обсуждать свою личную жизнь на публике. Его единственной спутницей жизни стала выпускница ВГИКа Ирина Соловьева. Она родила режиссеру единственного сына Игоря.
Молодые люди познакомились в студенческие годы и не расставались всю оставшуюся жизнь. Ирина Семеновна работала в сценарной коллегии на киностудии имени М. Горького. Однако ее главным призванием стала забота о супруге и сыне.
Игорь Хуциев продолжил дело своего именитого отца. Он окончил ВГИК, стал режиссером и сценаристом. Последний фильм режиссера «Невечерняя» создавался с его участием. У Игоря Марленовича есть дочь Нина, которая отучилась в МГУ на отделении китайской филологии.
Причина смерти Марлена Хуциева
В начале весны 2019 года Марлена Хуциева госпитализировали в Боткинскую больницу с подозрением на желудочно-кишечное кровотечение. К сожалению, диагноз подтвердился. Режиссер ушел из жизни 19 марта этого же года в больничной палате. На момент смерти гению кинематографа было 93 года. Он пережил свою супругу всего на два месяца.
По словам сына режиссера, к концу 2025 года будет закончен фильм Хуциева «Невечерняя», который предложат к показу на одном из международных фестивалей, пишет «АиФ».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».