http://Top.Mail.Ru
Студенты смогут преподавать в школах: почему вводят закон, мнение эксперта | Ямал-Медиа
28 мая 2025, 08:38 (обновлено: 28 мая 2025, 09:19)

Между двух скамей: студентам предлагают разрешить преподавать в школах

О дополнительном доходе мечтает, пожалуй, большинство студентов. Кто-то находит подработку не по специальности, а кто-то целенаправленно ищет место, которое будет соответствовать его будущему диплому, чтобы поднабраться опыта и обзавестись связями. Депутаты предлагают разрешить студентам преподавать в школах.

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, согласно которому студентам, успешно освоившим программу профессиональной переподготовки по дисциплинам педагогической направленности, будет разрешено преподавать в школах. Сейчас это право есть только у студентов педвузов. Об этом пишет «Парламентская газета».

Кто сможет преподавать в школах

По закону преподавать в школах по основным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся в вузах по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. Депутаты предлагают разрешить преподавать студентам любых вузов, успешно освоившим соответствующую программу профессиональной переподготовки. Соответствие образовательной программы вуза определит работодатель.

Фото: ESB Professional/Shutterstock/Fotodom
Фото: ESB Professional/Shutterstock/Fotodom

Авторы инициативы рассчитывают, что ее принятие поможет сократить кадровый дефицит в школах и расширит возможности трудоустройства молодежи во время обучения.

На начало 2024—2025 учебного года дефицит учителей в школах составил около 1,8% от общего числа педагогов, что составляет почти 19 тысяч вакансий — такие данные приводит Минпросвещения. Сложившаяся ситуация, по мнению депутатов, увеличивает нагрузку на действующих педагогов и влияет на качество образования в целом.

Как в вузах оценивают возможность студентов преподавать в школах

«Я сам был педагогом и скажу, что когда вы выходите из стен университета и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием — это требует очень серьёзной подготовки, в том числе и психологической. И такая возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких определённых занятий по своему предметному направлению, под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым педагогическим опытом. — это действительно помогает. Прежде всего здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов», — заявлял еще в 2020 году министр просвещения Сергей Кравцов.

Фото: Pixel-Shot/Shutterstock/Fotodom
Фото: Pixel-Shot/Shutterstock/Fotodom

Напомним, 8 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который дал возможность студентам старших курсов, учащимся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать в школах при условии, что они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.

Университетская среда тут же откликнулась на законодательные изменения. Как отметил ректор МПГУ Алексей Лубков, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов. Нынешнее содержание образования, по его мнению, это попытка соединить фундаментальную подготовку и практикоориентированную направленность всего образовательного процесса. Если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе — это надо только приветствовать.

Ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев тогда назвал поправки правильными и давно ожидаемыми. Он сказал, что работа студента в образовательном учреждении повышает качество подготовки будущих специалистов. Выпускники с практическим опытом в приоритете у работодателей. К тому же право преподавать позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который может быть направлен и на оплату обучения.

Фото: Undrey/Shutterstock/Fotodom
Фото: Undrey/Shutterstock/Fotodom

Важно и то, что студенты могут работать по своей будущей специальности, а не заниматься деятельностью, не имеющей ничего общего со школой. Также студентам необходимо дать возможность легально работать с точки зрения решения кадровых проблем в отрасли образования. Зачастую большая нагрузка в сфере образования не устраивает опытных педагогов, а для студента такое трудоустройство, наоборот, важно, потому что ему приходится отдавать львиную долю времени учебе. Но главное — студент привнесет в школу энергию молодого специалиста, который недавно окунулся в новые технологии образовательного процесса и постоянно консультируется с преподавателями в высшей школе, считает Алексей Герасев.

«Допуск к преподаванию студентов позволит развивать наставничество в школах. А это — одна из задач национального проекта «Образование», — уверена ректор Липецкого государственного педагогического университета Нина Федина.

Не навреди: чем может заняться студент во время учебы в вузе

Нужно, чтобы студенты-старшекурсники не преподавали, а занимались внеклассной работой с учащимися. Раньше это называлось институт вожатых. В Советский период были вожатые- производственники, вожатые из числа студентов-старшекурсников. Они проходили педагогическую практику в школах, пояснил в беседе с «Ямал-Медиа» руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук (РАЕН) Сергей Комков.

«Преподавать студентам немного рановато. Они еще многих аспектов педагогических подходов и методики не знают, а вот в качестве вожатых или в качестве наставников студенты старших курсов для проведения внеклассной и внеурочной работы педагогической и патриотической направленности вполне могли бы выступать. То есть проводить какие-то мероприятия педагогической направленности и беседы, организовывать экскурсии, вместе с ребятами ходить в походы, приглашать ветеранов боевых действий и проводить такие встречи вместе со школьниками. Это вполне под силу студентам старших курсов, а вести полноценные уроки я бы как опытный директор школы, опытный учитель и педагог с многолетним стажем пока бы не стал доверять».

Сергей Комков

руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук (РАЕН)

Эксперт отмечает: студент, которого поставят вести уроки в так называемом сложном классе, например там, где есть много мигрантов, может растеряться и просто не будет понимать, как ему общаться с ребятами. Такой старшекурсник вообще может задуматься о том, хочет ли он работать в будущем в школе и вообще становиться педагогом.

Фото: thirawatana phaisalratana/Shutterstock/Fotodom
Фото: thirawatana phaisalratana/Shutterstock/Fotodom

«Всегда существовала особая система построения педагогической практики в вузах. Прежде чем запускать студента на такую педагогическую практику, все элементы его деятельности отрабатывались, продумывались и проговаривались между вузовскими педагогами и руководителями школ, куда направлялись студенты, поэтому никаких вопросов не возникало. Очень редко были какие-то конфликтные ситуации», — заключил Сергей Комков.

Ранее мы писали о том, что в вузах пройдет перераспределение бюджетных мест.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...