Михаил Козаков: 14 октября создателю «Покровских ворот» исполнилось бы 90 лет
Биография Михаила Козакова
Детство и юность
Михаил Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде, в семье известного драматурга и писателя Михаила Эммануиловича Козакова. Мама, Зоя Александровна Никитина, работала редактором «Издательства писателей в Ленинграде».
Во время войны Мишу эвакуировали в Молотовскую область (сейчас Пермский край). До окончания боевых действий он жил в деревне Черной Краснокамского района. После войны Михаил поступил в Ленинградское хореографическое училище, а затем и в Школу-студию МХАТ, где получил классическое актерское образование. Учителя отмечали его яркий талант и редкое умение вживаться в образы, которые он воплощал.
Начало актерской карьеры
После окончания МХАТа актер начал работать в Театре имени Маяковского, где прослужил с 1956 по 1959 год. Уже в начале своей карьеры он привлек внимание критиков и зрителей благодаря своей харизматичности и глубине исполнения. На этой сцене Козаков сыграл Гамлета. Ему было тогда 22 года.
«Мне не хотелось идти во МХАТ, несмотря на предопределенность моей актерской судьбы в его стенах, а может быть, именно в силу этой предопределенности», — так потом объяснил Козаков.
После он играл в «Современнике» (1959—1970), МХАТе (1971—1972), Театре на Малой Бронной (1972—1981) и «Ленкоме».
Больших успехов Козаков добился и на режиссерском поприще («Безымянная звезда», «Покровские ворота», «Фауст» и другие фильмы). А еще у актера проявился талант к чтению стихов. Наряду со Смоктуновским, Юрским, Марковым и другими мастерами художественного чтения он принял участие в записи серии пластинок «Страницы русской поэзии XVIII—XX вв.»
Эмиграция в Израиль и возвращение в Россию
Летом 1991 года Михаила Козакова пригласили за границу, предложив высокооплачиваемую работу. Вместе с семьей он эмигрировал в Тель-Авив. Там он на протяжении четырех лет играл в камерном театре, а также создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля.
«Эмигрировав в Израиль, Козаков тут же написал книгу, где заявил: он уехал, когда в России наступило время Рудинштейнов, Ярмольников и Кобзонов. Потом, в трудное для себя время, Миша приехал обратно, героически сообщив, что бросил Израиль, и позвонил, извинялся», — рассказал об этом времени в жизни Козакова продюсер Марк Рудинштейн.
В 1996 году Козаков вернулся на родину, где организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова». До 2010 года актер выступал с моноспектаклями.
Личная жизнь Михаила Козакова: брак, развод, дети
Михаил Козаков — человек сложной и насыщенной личной жизни. Он был женат пять раз и стал отцом пятерых детей.
Первой женой актера стала Грета Таар, художник по костюмам на Центральном телевидении. В этом браке у Козакова родились дочь Катерина и сын Кирилл. Вторая жена, художник-реставратор Медея Берелашвили, подарила ему дочь Манану.
Третьей женой Михаила Козакова стала литератор и переводчица Регина Быкова. Их брак продлился более 17 лет.
В 1988 году артист женился на выпускнице ГИТИСа актрисе Анне Ямпольской, которая родила ему сына Михаила и дочь Зою.
Последней супругой Козакова была историк Надежда Седова.
Фильмография Михаила Козакова
Фильмография Михаила Козакова насчитывает более 200 работ в кино и на телевидении. Но сам себя он считал театральным актером. В его мемуарах театр занимает основное место: о нем он пишет с восхищением, а вот о работе в кино лишь рассказывает байки, причем часто грустные. И, хотя для него экран был не главным в жизни, зрителям Козаков запомнился именно по ролям в художественных фильмах.
«Убийство на улице Данте», 1956
Этот фильм вышел на экраны еще до окончания Козаковым обучения в Школе-студии МХАТ. По воспоминаниям самого актера, в ленту его «сосватала» Галина Волчек, которая училась на курс старше, ее отец был оператором этой картины. Помогло и то, что режиссер Михаил Ромм знал Козакова-старшего.
«Михаил Ильич сказал мне: «Я не сомневаюсь в том, что ты сыграешь первую половину роли, ту, где Шарль — милый, обаятельный мальчик, но вот сможешь ли ты сыграть убийцу?», — писал в своих мемуарах Козаков.
Козаков смог, получив признание зрителя и вес в кинокругах.
«Человек-амфибия», 1961
Лентой, которая закрепила успех Козакова-киноактера, стал фильм «Человек-амфибия». Там он сыграл злодея Педро Зуриту. Это была небольшая роль, но зрители колоритного персонажа запомнили.
Козаков потом вспоминал о встрече с публикой, где поклонница поделилась историей: она спросила у своих подруг, кто более привлекателен — Козаков или Коренев, который сыграл Ихтиандра. Образ «красавца-злодея» с того времени стал неотъемлемой частью его репутации, даже несмотря на разнообразие театральных ролей.
«Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975
Участие в этой картине — попытка уйти от образа «злодея-красавца». В ленте Козаков исполнил роль комедийного персонажа, полковника Фрэнсиса Чеснея. Позже он призвался, что играть подобных лиц ему особенно нравилось.
«Я потом играл не без успеха, например в фильмах «Соломенная шляпка» и «Здравствуйте, я ваша тетя!», роли идиотов, которые я, признаться, вообще очень люблю», — писал Козаков.
Интересно, что благодаря его роли в «Здравствуйте, я ваша тетя» в нашей культуре закрепилась популярная фраза: «Я старый солдат и не знаю слов любви».
«20 декабря», 1980
В начале 1980-х Козаков исполнил роль Феликса Дзержинского в трех кинокартинах подряд: «Синдикат 2», «Государственная граница» и «20 декабря». Фильмы раскрывали темы становления ЧК.
Тема оказалась непростой для Козакова. В своих мемуарах он упоминает, что в 1956 году, после успеха фильма «Убийство на улице Данте», был вовлечен в сотрудничество с КГБ. Единственное задание пришло в 1958 году — он должен был установить связь с американкой Колетт Шварценбах, но не справился с ним. Затем контакты с КГБ практически сошли на нет.
За работу в фильме «20 декабря» Козаков был награжден Госпремией РСФСР имени братьев Васильевых, совместно с режиссером Григорием Никулиным и актером Владимиром Головиным, сыгравшим Савинкова, а также получил две награды от КГБ с памятными дипломами, подписанными Андроповым и Чебриковым.
Позднее, переехав в Израиль в конце 1980-х, Козаков вспоминал, как в августе 1991-го в Москве, увидев снос памятника «Железному Феликсу» на Лубянке, ощутил удушье.
«Товарищ Дзержинский показался мне похожим на товарища Гулливера, которого мучают товарищи лилипуты. Возможно, мое мнение частично ошибочно и является следствием мании товарища Дзержинского», — писал он.
«Покровские ворота», 1983
Это единственный фильм, о котором Козаков в мемуарах рассказывает достаточно подробно, но это легко объяснимо: сначала был спектакль по пьесе Леонида Зорина, который он поставил в 1974-м как режиссер в Театре на Малой Бронной. Тогда постановка ни у критики, ни у труппы восторга не вызвала.
Но спустя несколько лет Зорин переработал пьесу в киносценарий, который одобрили на «Мосфильме», а Козакова назначили режиссером. Но делать из длинной пьесы ленту на 80 минут он не захотел, и проект перебрался на телевидение, где тогда нужны были произведения о Москве.
Актерский состав был утвержден без особых проблем. Сложность возникла с выбором артиста для роли Костика. Было отсеяно 19 кандидатов, прежде чем нашелся студент из Щепкинского училища Олег Меньшиков, который идеально подошел.
Съемки «Покровских ворот» прошли легко, проблемы начались при сдаче готовой картины. На студии некоторые отнеслись к фильму критически, Марк Захаров окрестил ленту «китчем», а глава Гостелерадио Сергей Лапин счел ее «мерзостной». Ситуация усугубилась, когда Елена Коренева вышла замуж за иностранца и уехала. Лента долго добиралась до зрителей, но стала культовой.
«Теперь мои «Покровские ворота» — заезженный до дыр «культовый» фильм», — с горечью писал через много лет Козаков. Но именно этот телемюзикл стал вершиной его режиссерской карьеры.
«Работа — это лекарство от всех бед»: цитаты Михаила Козакова
Михаил Козаков был известен своим остроумным и философским подходом к жизни. Он часто делился своими размышлениями, которые до сих пор находят отклики в сердцах многих людей.
«Искусство — это не то, что ты видишь, а то, что заставляет тебя видеть».
«Настоящий художник всегда ищет пути и если их нет, создает новые».
«Сниматься в рекламе — более честный заработок, чем играть в посредственном спектакле, особенно когда речь идет о хорошей пьесе».
«Работа — это лекарство от всех бед. Я отдыхать не очень умею, не знаю, как это делается, но я сам выбрал себе такой путь».
«Я не привык жаловаться. Если про мои беды кто-то и знает, то только самые-самые близкие люди. И дневник».
«Многое в этой жизни у меня не получалось: или не давали, или сам не смог... Я очень сожалею о том, что натворил в своей жизни. О несправедливости, которую совершал по отношению к своим близким, друзьям».
«Сказать «жалею, что пошел в актеры» — не могу. А сегодня, если бы начинал жизнь сначала (очень бы этого не хотелось), стал бы литературоведом».
«Перед человеком всегда стоял и стоит один вопрос: зачем он родился и есть ли Бог? Это главный вопрос. Он может быть как-то иначе сформулирован, но смысл тот же».
«Я не очень представляю себе Бога, хотя я — христианин, в 16 лет крестился в Ленинграде. Но это совершенно не означает, что для меня нет Магомета или Будды. Есть слово «Бог». И он — един. Дальше начинаются сложности с конфессиями, убеждениями».
«Пока я жив — Бог есть. Меня не будет — и Его не станет».
«Я ничего (материального) не достиг. Но я этого и не хочу. И потому я — счастливый человек».
«Любая настоящая классика созвучна дню сегодняшнему и дню завтрашнему. Вопрос в трактовке»
«Ну, не надо плакать по мне. Я еще вернусь…»
Причина смерти Михаила Козакова
В 2010 году у Михаила Козакова был диагностирован рак легких в неоперабельной форме. Лечение, которое проводилось в Израиле, не помогло. 22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался на 77-м году жизни.
Артист завещал похоронить себя в Москве рядом с отцом. Его могила находится на Введенском кладбище.
«Это был очень красивый и очень своеобразный человек, который прожил красивую, очень непростую, иногда путаную, иногда странную, необъяснимую жизнь. Потому что метания между Израилем и Россией, конечно, они не прибавляли ни здоровья, ни сил творческих, ни вдохновений. Но, тем не менее, такая трагическая, но вместе с тем счастливая судьба была уготована этому красивому, прекрасному, очень одаренному человеку», — так о Михаиле Козакове сказал художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.
Ранее мы рассказали о жизни Юрия Левитана, который долгие годы был «голосом страны».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».