http://Top.Mail.Ru
Михаил Козаков: биография, личная жизнь, эмиграция и лучшие фильмы | Ямал-Медиа
14 октября 2024, 05:51 (обновлено: 14 октября 2024, 06:37)

Михаил Козаков: 14 октября создателю «Покровских ворот» исполнилось бы 90 лет

Михаил Михайлович Козаков — знаменитый советский и российский актер театра и кино, режиссер и сценарист. Его карьера охватывает более пяти десятилетий, а работы оставили неизгладимый след в истории отечественного кинематографа. 14 октября ему исполнилось бы 90 лет. Путь Козакова от Гамлета до режиссера «Покровских ворот» — в материале «Ямал-Медиа».

Биография Михаила Козакова

Детство и юность

Михаил Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде, в семье известного драматурга и писателя Михаила Эммануиловича Козакова. Мама, Зоя Александровна Никитина, работала редактором «Издательства писателей в Ленинграде».

Во время войны Мишу эвакуировали в Молотовскую область (сейчас Пермский край). До окончания боевых действий он жил в деревне Черной Краснокамского района. После войны Михаил поступил в Ленинградское хореографическое училище, а затем и в Школу-студию МХАТ, где получил классическое актерское образование. Учителя отмечали его яркий талант и редкое умение вживаться в образы, которые он воплощал.

Начало актерской карьеры

После окончания МХАТа актер начал работать в Театре имени Маяковского, где прослужил с 1956 по 1959 год. Уже в начале своей карьеры он привлек внимание критиков и зрителей благодаря своей харизматичности и глубине исполнения. На этой сцене Козаков сыграл Гамлета. Ему было тогда 22 года.

«Мне не хотелось идти во МХАТ, несмотря на предопределенность моей актерской судьбы в его стенах, а может быть, именно в силу этой предопределенности», — так потом объяснил Козаков.

После он играл в «Современнике» (1959—1970), МХАТе (1971—1972), Театре на Малой Бронной (1972—1981) и «Ленкоме».

Труппа «Современника» в начале 1960-х. Фото: Театр «Современник»/russiainphoto.ru
Труппа «Современника» в начале 1960-х. Фото: Театр «Современник»/russiainphoto.ru

Больших успехов Козаков добился и на режиссерском поприще («Безымянная звезда», «Покровские ворота», «Фауст» и другие фильмы). А еще у актера проявился талант к чтению стихов. Наряду со Смоктуновским, Юрским, Марковым и другими мастерами художественного чтения он принял участие в записи серии пластинок «Страницы русской поэзии XVIII—XX вв.»

Эмиграция в Израиль и возвращение в Россию

Летом 1991 года Михаила Козакова пригласили за границу, предложив высокооплачиваемую работу. Вместе с семьей он эмигрировал в Тель-Авив. Там он на протяжении четырех лет играл в камерном театре, а также создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля.

«Эмигрировав в Израиль, Козаков тут же написал книгу, где заявил: он уехал, когда в России наступило время Рудинштейнов, Ярмольников и Кобзонов. Потом, в трудное для себя время, Миша приехал обратно, героически сообщив, что бросил Израиль, и позвонил, извинялся», — рассказал об этом времени в жизни Козакова продюсер Марк Рудинштейн.

До 2010 года Козаков выступал с моноспектаклями. Фото: Parilov/Shutterstock/Fotodom
До 2010 года Козаков выступал с моноспектаклями. Фото: Parilov/Shutterstock/Fotodom

В 1996 году Козаков вернулся на родину, где организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова». До 2010 года актер выступал с моноспектаклями.

Личная жизнь Михаила Козакова: брак, развод, дети

Михаил Козаков — человек сложной и насыщенной личной жизни. Он был женат пять раз и стал отцом пятерых детей.

Первой женой актера стала Грета Таар, художник по костюмам на Центральном телевидении. В этом браке у Козакова родились дочь Катерина и сын Кирилл. Вторая жена, художник-реставратор Медея Берелашвили, подарила ему дочь Манану.

Третьей женой Михаила Козакова стала литератор и переводчица Регина Быкова. Их брак продлился более 17 лет.

В 1988 году артист женился на выпускнице ГИТИСа актрисе Анне Ямпольской, которая родила ему сына Михаила и дочь Зою.

Последней супругой Козакова была историк Надежда Седова.

Фильмография Михаила Козакова

Фильмография Михаила Козакова насчитывает более 200 работ в кино и на телевидении. Но сам себя он считал театральным актером. В его мемуарах театр занимает основное место: о нем он пишет с восхищением, а вот о работе в кино лишь рассказывает байки, причем часто грустные. И, хотя для него экран был не главным в жизни, зрителям Козаков запомнился именно по ролям в художественных фильмах.

«Убийство на улице Данте», 1956

Этот фильм вышел на экраны еще до окончания Козаковым обучения в Школе-студии МХАТ. По воспоминаниям самого актера, в ленту его «сосватала» Галина Волчек, которая училась на курс старше, ее отец был оператором этой картины. Помогло и то, что режиссер Михаил Ромм знал Козакова-старшего.

Галина Волчек, Михаил Козаков на крыльце Школы-студии МХАТ. Фото: театр «Современник»/russiainphoto.ru
Галина Волчек, Михаил Козаков на крыльце Школы-студии МХАТ. Фото: театр «Современник»/russiainphoto.ru

«Михаил Ильич сказал мне: «Я не сомневаюсь в том, что ты сыграешь первую половину роли, ту, где Шарль — милый, обаятельный мальчик, но вот сможешь ли ты сыграть убийцу?», — писал в своих мемуарах Козаков.

Козаков смог, получив признание зрителя и вес в кинокругах.

«Человек-амфибия», 1961

Лентой, которая закрепила успех Козакова-киноактера, стал фильм «Человек-амфибия». Там он сыграл злодея Педро Зуриту. Это была небольшая роль, но зрители колоритного персонажа запомнили.

Козаков потом вспоминал о встрече с публикой, где поклонница поделилась историей: она спросила у своих подруг, кто более привлекателен — Козаков или Коренев, который сыграл Ихтиандра. Образ «красавца-злодея» с того времени стал неотъемлемой частью его репутации, даже несмотря на разнообразие театральных ролей.

«Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975

Участие в этой картине — попытка уйти от образа «злодея-красавца». В ленте Козаков исполнил роль комедийного персонажа, полковника Фрэнсиса Чеснея. Позже он призвался, что играть подобных лиц ему особенно нравилось.

«Я потом играл не без успеха, например в фильмах «Соломенная шляпка» и «Здравствуйте, я ваша тетя!», роли идиотов, которые я, признаться, вообще очень люблю», — писал Козаков.

Интересно, что благодаря его роли в «Здравствуйте, я ваша тетя» в нашей культуре закрепилась популярная фраза: «Я старый солдат и не знаю слов любви».

«20 декабря», 1980

В начале 1980-х Козаков исполнил роль Феликса Дзержинского в трех кинокартинах подряд: «Синдикат 2», «Государственная граница» и «20 декабря». Фильмы раскрывали темы становления ЧК.

Тема оказалась непростой для Козакова. В своих мемуарах он упоминает, что в 1956 году, после успеха фильма «Убийство на улице Данте», был вовлечен в сотрудничество с КГБ. Единственное задание пришло в 1958 году — он должен был установить связь с американкой Колетт Шварценбах, но не справился с ним. Затем контакты с КГБ практически сошли на нет.

За работу в фильме «20 декабря» Козаков был награжден Госпремией РСФСР имени братьев Васильевых, совместно с режиссером Григорием Никулиным и актером Владимиром Головиным, сыгравшим Савинкова, а также получил две награды от КГБ с памятными дипломами, подписанными Андроповым и Чебриковым.

Позднее, переехав в Израиль в конце 1980-х, Козаков вспоминал, как в августе 1991-го в Москве, увидев снос памятника «Железному Феликсу» на Лубянке, ощутил удушье.

«Товарищ Дзержинский показался мне похожим на товарища Гулливера, которого мучают товарищи лилипуты. Возможно, мое мнение частично ошибочно и является следствием мании товарища Дзержинского», — писал он.

«Покровские ворота», 1983

Это единственный фильм, о котором Козаков в мемуарах рассказывает достаточно подробно, но это легко объяснимо: сначала был спектакль по пьесе Леонида Зорина, который он поставил в 1974-м как режиссер в Театре на Малой Бронной. Тогда постановка ни у критики, ни у труппы восторга не вызвала.

Но спустя несколько лет Зорин переработал пьесу в киносценарий, который одобрили на «Мосфильме», а Козакова назначили режиссером. Но делать из длинной пьесы ленту на 80 минут он не захотел, и проект перебрался на телевидение, где тогда нужны были произведения о Москве.

Актерский состав был утвержден без особых проблем. Сложность возникла с выбором артиста для роли Костика. Было отсеяно 19 кандидатов, прежде чем нашелся студент из Щепкинского училища Олег Меньшиков, который идеально подошел.

Роль Костика к фильме «Покровские ворота» сыграл никому тогда не известный Олег Меньшиков. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Роль Костика к фильме «Покровские ворота» сыграл никому тогда не известный Олег Меньшиков. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Съемки «Покровских ворот» прошли легко, проблемы начались при сдаче готовой картины. На студии некоторые отнеслись к фильму критически, Марк Захаров окрестил ленту «китчем», а глава Гостелерадио Сергей Лапин счел ее «мерзостной». Ситуация усугубилась, когда Елена Коренева вышла замуж за иностранца и уехала. Лента долго добиралась до зрителей, но стала культовой.

«Теперь мои «Покровские ворота» — заезженный до дыр «культовый» фильм», — с горечью писал через много лет Козаков. Но именно этот телемюзикл стал вершиной его режиссерской карьеры.

«Работа — это лекарство от всех бед»: цитаты Михаила Козакова

Михаил Козаков был известен своим остроумным и философским подходом к жизни. Он часто делился своими размышлениями, которые до сих пор находят отклики в сердцах многих людей.

«Искусство — это не то, что ты видишь, а то, что заставляет тебя видеть».

«Настоящий художник всегда ищет пути и если их нет, создает новые».

«Сниматься в рекламе — более честный заработок, чем играть в посредственном спектакле, особенно когда речь идет о хорошей пьесе».

«Работа — это лекарство от всех бед. Я отдыхать не очень умею, не знаю, как это делается, но я сам выбрал себе такой путь».

«Я не привык жаловаться. Если про мои беды кто-то и знает, то только самые-самые близкие люди. И дневник».

«Многое в этой жизни у меня не получалось: или не давали, или сам не смог... Я очень сожалею о том, что натворил в своей жизни. О несправедливости, которую совершал по отношению к своим близким, друзьям».

«Сказать «жалею, что пошел в актеры» — не могу. А сегодня, если бы начинал жизнь сначала (очень бы этого не хотелось), стал бы литературоведом».

«Перед человеком всегда стоял и стоит один вопрос: зачем он родился и есть ли Бог? Это главный вопрос. Он может быть как-то иначе сформулирован, но смысл тот же».

«Я не очень представляю себе Бога, хотя я — христианин, в 16 лет крестился в Ленинграде. Но это совершенно не означает, что для меня нет Магомета или Будды. Есть слово «Бог». И он — един. Дальше начинаются сложности с конфессиями, убеждениями».

«Пока я жив — Бог есть. Меня не будет — и Его не станет».

«Я ничего (материального) не достиг. Но я этого и не хочу. И потому я — счастливый человек».

«Любая настоящая классика созвучна дню сегодняшнему и дню завтрашнему. Вопрос в трактовке»

«Ну, не надо плакать по мне. Я еще вернусь…»

Причина смерти Михаила Козакова

В 2010 году у Михаила Козакова был диагностирован рак легких в неоперабельной форме. Лечение, которое проводилось в Израиле, не помогло. 22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался на 77-м году жизни.

Артист завещал похоронить себя в Москве рядом с отцом. Его могила находится на Введенском кладбище.

«Это был очень красивый и очень своеобразный человек, который прожил красивую, очень непростую, иногда путаную, иногда странную, необъяснимую жизнь. Потому что метания между Израилем и Россией, конечно, они не прибавляли ни здоровья, ни сил творческих, ни вдохновений. Но, тем не менее, такая трагическая, но вместе с тем счастливая судьба была уготована этому красивому, прекрасному, очень одаренному человеку», — так о Михаиле Козакове сказал художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.

Ранее мы рассказали о жизни Юрия Левитана, который долгие годы был «голосом страны».

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...