Минобрнауки предлагает изменить перечень предметов для поступления в вузы
Поступление в вуз в 2025 году: изменения
В Минобрнауки пояснили, что одиннадцатиклассники до 1 февраля 2025 года должны определиться с предметами, по которым будут сдавать ЕГЭ. Высшим учебным заведениям необходимо опубликовать перечень вступительных испытаний до 20 января 2025 года.
Согласно обновленному перечню испытаний, вузы смогут требовать от абитуриентов, поступающих на технические специальности, результаты ЕГЭ по физике, а не по популярным ныне профильной математике и информатике. При этом могут быть исключения: внутреннее испытание вуза для детей из приграничных районов Курской и Белгородской областей.
К примеру, в Иркутском госуниверситете поступающие на специальность «Гидрометеорология» со следующего года могут сдавать русский язык, географию и физику. До этого вместо последней дисциплины в списке значились профильная математика или биология, пишет «Парламентская газета».
Хорошо, что чиновники сообщили об этом сейчас, а не накануне ЕГЭ; впереди еще год — выпускники успеют подготовиться, отметила член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова.
«Основная цель нового приказа — обеспечить прием на все направления подготовки и специальности наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов. Ведь им предстоит в будущем решать задачи обеспечения технологического лидерства, экономического и социального развития нашей страны», — заявил замминистра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев. Его слова в телеграм-канале привела пресс-служба ведомства.
Как определяются вступительные экзамены
Традиционно вступительные экзамены-1 одинаковы для всех — это испытание по русскому языку. Для вступительных экзаменов-2 министерство устанавливает профильный предмет или предлагает учебному заведению выбрать из нескольких вариантов. Для вступительных экзаменов-3 из списка предметов, предоставленных ведомством, вуз может сам выбрать нужный экзамен или оставить выбор на усмотрение абитуриента. Многим высшим учебным заведениям достаточно трех испытаний, но некоторые устанавливают четвертое, также из министерского перечня, пишет «Коммерсант».
В пояснительной записке Минобрнауки отмечается, что существующий перечень вступительных испытаний нуждается в актуализации. В его новой редакции вузы получат больше свободы при формировании списка экзаменов для поступающих на технические направления.
Сегодня физика является обязательным вступительным испытанием-2 только для пяти направлений, связанных с фундаментальной наукой. Министерство предлагает расширить вариативность, чтобы вузы могли установить эту дисциплину в качестве второго экзамена еще для 138 специальностей. Замещение может произойти за счет профильной математики, которая в этой ситуации станет вступительным испытанием-3.
«Думаю, что в самих вузах приветствуется идея, что современный выпускник школы должен на высоком уровне владеть физикой, а именно основой естествознания, и понимать суть явлений и процессов, разбираться в причинно-следственных связях. Но здесь возник другой вопрос — нехватка специалистов, которые могли бы обеспечить серьезную подготовку выпускников школы к владению физикой перед поступлением в университет», — отметила в интервью «Ямал-Медиа» эксперт по религии, доктор педагогических наук, профессор РЭУ имени Г. В.Плеханова Наталия Фоминых.
То же самое происходит в самих университетах. Физика на протяжении нескольких лет оставалась достаточно непопулярной дисциплиной ввиду сложности для изучения. Поэтому восполнить эту недостающую потребность в специалистах, самих физиках, — сейчас первостепенная задача как в школах, так и в вузах, уверена Фоминых.
Почему отдается предпочтение физике
В министерстве считают, что роль физики при поступлении на инженерные специальности удастся увеличить. Конкуренция между физикой и профильной математикой давно стало объектом споров в вузовском сообществе.
В 2019 году ЕГЭ по физике выбрали 149 тысяч выпускников, а экзамен по информатике — 80 тысяч. В 2024 году экзамен по физике предпочла 91 тысяча учеников, а информатику — 123 тысячи. Однако физика необходима для учебы на технических специальностях. Преподаватели вузов заявляют, что их не устраивает уровень подготовки первокурсников.
Физика — это лидер современного естествознания и фундамент всех дальнейших научно-технических исследований и научно-технического прогресса, отметила Наталия Фоминых.
«Занимаясь этой наукой, человек совершенствуется во всех существующих сферах. Он учится правильно рассчитывать силы, использовать весь свой умственный потенциал, а в процессе решения физических задач устанавливается прочная связь в нашем сознании между причинами и следствиями. Находится решение для важных бытовых вопросов, которые мы начинаем понимать, поскольку понимаем суть происходящего вокруг. Достаточно легко осуществить анализ текущих условий с целью их изменения и усовершенствования».
Наталия Фоминых
эксперт по религии, доктор педагогических наук, профессор РЭУ имени Г.В.Плеханова
Вполне возможно, что в будущем к физике добавятся еще какие-то обязательные дисциплины, считает наша собеседница. Она уверена, что жизнь меняется, и сегодня, когда еще присутствует система неопределенности, предсказать завтрашний день трудно.
«Безусловно, такие изменения возможны, и какие это будут дисциплины, покажут только результаты ЕГЭ, а затем результаты подготовки специалиста в вузе. Социальный заказ общества формирует заказ на специалистов, на подготовку профессионалов, а соответственно, и на те дисциплины, которые нужны вузам», — отметила Наталия Фоминых.
По ее словам, в стране важно сделать упор на развитие производства и научно-технический прогресс, начать же стоит с самых основ, то есть с физики.
Как рассказал «Коммерсанту» директор образовательных программ департамента управления персоналом «Росатома» Валерий Карезин, сейчас корпорации требуются молодые специалисты с хорошим знанием физики, поскольку именно эта дисциплина формирует профессиональные навыки инженера. При приеме на работу обращается внимание на уровень подготовки по этому предмету.
Поэтому в «Росатоме» заинтересованы, чтобы школьники активнее сдавали на ЕГЭ именно физику, а не информатику. Если новый перечень будет принят, то российский государственный холдинг как работодатель будет рассматривать сотрудничество с теми вузами, которые предпочтут физику в качестве обязательного экзамена.
Что ждет педагогов-профильников
Абитуриентов, поступающих на педагогические направления, также может ожидать новшество. Им обязательно нужно будет сдавать ЕГЭ по профилю подготовки школьных учителей.
В 2024 году для будущих педагогов было два обязательных экзамена: русский язык и обществознание. Еще одно испытание вузы определяли самостоятельно. При этом оно могло не совпадать с будущей специализацией.
Уже давно идет речь о том, что для будущих педагогов предмет, который они выбирают для преподавания, должен быть на ЕГЭ в обязательном порядке. «Как можно быть учителем предмета и не знать этот предмет? Старшеклассник выбирает этот предмет в силу ряда причин, в том числе и потому, что сам его любит и знает», — сказала в интервью «Парламентской газете» Лариса Тутова.
Будущим преподавателям, возможно, уже в 2025 году придется сдавать профильные предметы. Наталия Фоминых считает, что времени для подготовки достаточно.
«Нет ничего невозможного, особенно для педагогов, которые мотивированы, которые поставили себе цель. Сдавать профильные предметы, чтобы не только повысить свой предметный профессиональный уровень, но и развить мотивацию, — это очень хороший путь», — подчеркнула Наталия Фоминых.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».