Монастыринг: приведет ли молодежь к вере один из самых обсуждаемых трендов
Можно ли говорить о тренде «монастыринга»
На просторах интернета уже пару дней гуляет новость о том, что молодежь стала все чаще отправляться в обители, чтобы поправить свое психологическое здоровье. Измотанные жизнью зумеры поселяются в монастырях на три-четыре недели. За проживание и питание они не платят, но усердно работают и регулярно посещают службы — становятся трудниками. Взамен они получает душевное спокойствие и внутреннее очищение без походов к психологам.
Действительно ли трудничество входит в моду или пока рано делать выводы? Православный священник Павел Островский считает, что паломничество существовало всегда, поэтому нельзя говорить о рождении нового явления. Он предположил, что кто-то из побывавших на послушаниях молодых людей в шутку назвал это «монастырингом», а потом новость завирусилась.
Батюшка вспомнил, что и сам раньше ездил с молодежью на автобусах по монастырям: «Это было и весело, и полезно». Павел Островский в целом позитивно оценил сообщения о монастыринге: «В любом случае надо пробовать подобные идеи — вдруг выстрелит».
Информация о том, что юноши и девушки стремятся уединиться на время в святых местах, появлялась и ранее. Паломнические поездки тогда называли православными ретритами, но термин «монастыринг», судя по всему, окажется популярнее.
В Госдуме монастыринг одобрили
Депутат Виталий Милонов считает, что монастыринг следует поддерживать. Нужно говорить о нем и «даже сделать какую-нибудь передачу хорошую, шоу, как это там происходит». Слова парламентария приводит 360.ru.
В соцсетях оценили зумеров-трудников
О зумерах-трудниках высказались пользователи соцсетей. Один из комментаторов рассказал о своем опыте пребывания в обители в 2017 году: «В монастыре на самом деле очень приятно пожить… Особенно мне повезло, потому что жил я там в канун Рождества, и всё вокруг было в таком предвкушении праздника. Мы наряжали храм и готовили его к ночной рождественской службе».
Другой пользователь считает, что «уйти в монастырь от всех проблем, работать за еду и не испытывать давления (кроме как в виде физической усталости) — не такая уж и плохая перспектива». С другой стороны, он высказал опасение, что бегство от проблем не поможет изменить жизнь.
В шутку пользователи также предлагали другие тренды, например «казарминг», когда «кормят, поят, а ты несешь службу». А кто-то допустил, что в монастырях «классный нетворкинг».
Что скажет церковь о монастыринге
Священники оценивают монастыринг в основном положительно. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе сказал, что появившуюся тенденцию «можно только приветствовать». Он подчеркнул: «Даже если изначально этот интерес является поверхностным, многие, побывав в монастыре, раскрывают глубину и красоту православия».
Свою оценку явлению в беседе с «Ямал-Медиа» дал священник Николай Конюхов. По его словам, возможность пожить в монастыре, получив духовное утешение, существовала всегда, и это нельзя назвать новым трендом. Однако он считает, что такие поездки дают хорошую возможность побыть вне информационной среды, провести дни в созерцании и богомыслии.
«Современный ритм не позволяет людям даже задуматься о смысле жизни. Если человек ищет духовной перезагрузки и готов к тому же потрудиться во славу Божию, что же здесь плохого? Прежде всего это смена обстановки, погружение во что-то новое, с первого взгляда далекое и загадочное, но интересное и в то же время родное».
Николай Конюхов
священник, клирик храма Живоначальной троицы у Салтыкова моста
Современная молодежь в большинстве своем мало уделяет времени религии, отмечает священник. Побывав в монастыре, человек не только открывает для себя нечто новое, но и приобщается к Богу. Батюшка обратил внимание и на психологический эффект от трудничества.
«Человек, когда трудится, погружается в медитативное состояние, которое в свою очередь помогает обрести гармонию с собой и найти решение жизненных проблем. С другой стороны, монастырь — это место, где люди приобщаются к Богу, а не отделение психотерапии для всех желающих. Поэтому здесь нужен индивидуальный подход в каждом конкретном случае».
Николай Конюхов
священник, клирик храма Живоначальной троицы у Салтыкова моста
Психологи о монастыринге
Чаще всего в монастырь уходят люди, которые задумываются о своей душе. Другие ожидают открытия «тайн» веры, более глубокого ее понимания. Такими рассуждениями поделилась с «Ямал-Медиа» психолог Ольга Ушакова.
«В молодости мы ищем ответ, кто я. Ищем дело жизни. В итоге мы оставляем то, что пронесем потом через всю свою жизнь».
Ольга Ушакова
психолог
В современном мире человеку зачастую не хватает безопасности, веры в себя, внутренней опоры. Получат ли это молодые люди в монастыре, зависит от того, с какими людьми они там встретятся, полагает психолог. Важно, чтобы монах мог внимательно выслушать трудника, дать советы.
Проповеди, разговоры священника с прихожанами храмов — это давняя традиция, напомнила Ольга Ушакова. Чем больше будет пространств для диалога, тем безопаснее мы будем себя чувствовать, отмечает специалист.
Психолог Богдан Петренко полагает, что в монастыри и храмы люди поначалу идут из интереса. Там они проникаются атмосферой, погружаются в состояние медитации и начинают ощущать умиротворение.
«Если молодой человек раньше не сталкивался со строгими церковными правилами, он может ощутить дискомфорт. Но в действительности это не так страшно, поскольку люди там всегда поддержат и подскажут».
Богдан Петренко
психолог
Мнением о православных ретритах поделилась с «Ямал-Медиа» и психолог Анастасия Валуева. Она не первая из наших собеседников, кто отмечает, что монастыринг — это не новое явление. По ее словам, молодежь и раньше выбирала монастыри или религиозные общины для решения психологических проблем и поиска Бога.
К такому шагу юношей и девушек подталкивает эмоциональная перегруженность, высокий уровень стресса, постоянное информационное давление, рассуждает эксперт. Кроме того, людям, причем не только молодым, важно найти смысл жизни, а в монастыре они могут найти наставника. На решение пожить в обители может повлиять и усталость от потребительского общества, отмечает психолог.
«Монастырь может быть тем местом, где человек получает возможность восстановить эмоциональное состояние через молчание, уединение и религиозные практики».
Анастасия Валуева
психолог, гипнотерапевт, эксперт по работе с подсознанием
Среди преимуществ пребывания в обители психолог также назвала возможность сосредоточиться на своих мыслях и чувствах и обрести внутренний баланс. Не стоит забывать и о развитии самодисциплины. А физическая активность способствует высвобождению эндорфинов, что влияет на снижение уровня тревожности и стресса. Анастасия Валуева также обратила внимание на то, что труд на земле помогает восстановить связь с миром и может иметь терапевтический эффект.
В то же время монастыринг сопряжен с психологическими рисками, подчеркивает специалист. Она привела следующие возможные проблемы:
- Сложности адаптации. В монастырях действуют строгие правила, включая ранние подъемы, ограничения в питании, отсутствие развлечений.
- Изоляция. Монастырская жизнь предполагает, что значительную часть времени человек будет проводить в одиночестве и молчании, а это может усилить уже существующие психологические проблемы.
- Недостаток профессиональной психологической и медицинской помощи. Людям с серьезными психическими расстройствами может потребоваться медикаментозное лечение.
Монастыринг может быть полезным методом восстановления и поиска внутреннего равновесия, но важно учитывать индивидуальные потребности и риски, пришла к выводу Анастасия Валуева.
Тем временем вице-спикер Госдумы Борис Чернышов предложил переименовать Хэллоуин в «Ночь таинственных историй».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».