Мошенники переключились на маркетплейсы. Как уберечь свои деньги и не получить «мусор»
Эксперт по безопасности Баклушин: мошенники стали чаще звонить, чтобы «подтвердить доставку» на маркетплейсах
Подделки и мусор в коробке
Маркетплейсы постоянно совершенствуют свои методы борьбы с мошенниками. Зачастую они действительно работают. Однако аферисты наживаются на человеческой невнимательности. Самой популярной схемой на маркетплейсах является подмена товара. Селлеры (продавцы — прим.ред.) иногда продают не оригинальные товары, а их реплики. Причем сейчас с подделками сталкиваются даже бюджетные марки с отличными отзывами.
Также нередко бывают случаи, когда в посылках покупатели обнаруживают мусор, бумагу и камни. Самая безопасная схема, когда товар хранится на складе маркетплейса, а затем его доставляют в пункт выдачи заказов. Тогда маркетплейс полностью отвечает за товар на всех этапах. Однако иногда случается, что один исполнитель сортирует, другой упаковывает, а третий везет. То есть, чем больше звеньев в цепи, тем выше соблазн у исполнителей подменить товар на что-то другое.
Эксперты советуют читать негативные отзывы о магазине и товарах. Когда покупатели жалуются, что получили от продавца некачественный или поддельный товар, то у следующих клиентов не должно остаться иллюзий, что им достанется качественная вещь. Кроме того, следует проверять все вещи при получении. Бороться с подделками помогает проверка маркировки товаров через приложение «Честный знак».
Злоумышленники пользуются тем, что люди доверяют маркетплейсу, поэтому они перестают быть бдительными, расслабляются, и в итоге действуют по указке мошенников. Если предпринимаются попытки перевести покупателя за пределы площадки, где находится магазин, то это является явным признаком того, что его собираются обмануть, написала «Российская газета».
«Проверка оформления заказа»
Руководитель направления аудитов и соответствия требованиям информационной безопасности компании УЦСБ Евгений Баклушин рассказал телеканалу «360», какие еще уловки придумывают мошенники на маркетплейсах.
Жертв могут приманивать при помощи объявлений о пользующихся популярностью товаров, которые распродают с большими скидками. После оформления заказа мошенники перезванивают клиентам и выспрашивают персональную информацию: номер телефона, логин и пароль от личного кабинета. Когда злоумышленники получают доступ к аккаунту, они отменяют заказ и получают сумму возврата на свои карты. По словам эксперта, бывали случаи, когда и сами продавцы становились жертвами, так как им говорили о неких проблемах с карточками или товарами, а затем тоже выманивали данные.
Баклушин отметил, что люди уже привыкли к обману с «заблокированными счетами» и «специалистами банка». Теперь мошенники чаще используют маркетплейсы, и могут позвонить, представляясь сотрудником торговой площадки.
Звонки от мошенников, так как не попадают под привычный шаблон с мошенническим схемами, и мы принимаем звонок, ничего не подозревая.
Евгений Баклушин
руководитель направления аудитов и соответствия требованиям информационной безопасности компании УЦСБ
Сбросить звонок и завершить сеанс
Специалист по безопасности призвал никогда и никому не сообщать коды из СМС, свои логины и пароли. Если вдруг позвонят представители маркетплейса, то лучше сбросить звонок и перезвонить на официальный номер поддержки, сказал эксперт. По словам Баклушина, лучше всего для покупок в интернете завести отдельную карту и пополнять ее непосредственно перед оплатой. Он добавил, что полезными будут и приложения-антиспам от проверенных разработчиков.
А тем, кто стал жертвой мошенников, эксперт посоветовал зайти в личный кабинет с доверенного устройства и завершить все действующие сеансы, изменить пароль к личному кабинету, а также к электронной почте. Если в приложении маркетплейса нет функции завершения сеанса, то после смены пароля надо позвонить в техподдержку и попросить специалистов сделать это. Кроме того, необходимо постоянно следить за банковскими операциями по своей карте, привязанной к личному кабинету на маркетплейсе.
Дешевая электроника неизвестных производителей тоже может быть опасна для покупателей. Гаджеты могут иметь предустановленные вирусы, предупреждают эксперты. Подробнее>>
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».