http://Top.Mail.Ru
Владимирская епархия против творчества Венедикта Ерофеева: причины, реакция экспертов на заявление | Ямал-Медиа
05 сентября 2025, 15:33 (обновлено: 05 сентября 2025, 15:48)

«Москва — Петушки»: почему епархия выступила против Венедикта Ерофеева и его метафоры поиска рая

Владимирская епархия призвала прекратить «романтизацию» творчества Венедикта Ерофеева. Поводом стало планируемое открытие музея писателя в Петушках и сохраняющийся интерес к его произведениям. Церковь видит в них «деструктивный заряд», в то время как эксперты указывают на необходимость признать их место в истории русской литературы.

Заявление Владимирской епархии о творчестве Венедикта Ерофеева

Владимирская епархия посчитала себя обязанной дать «содержательную оценку» произведениям Венедикта Ерофеева. Выразить свою позицию представители церкви решили в связи с «отмечающейся в последнее время тенденцией к возвеличиванию и героизации» писателя и его творчества.

В своем заявлении епархия призвала СМИ, деятелей культуры и педагогов воздержаться от романтизации и героизации Венедикта Ерофеева и его творчества, несущего, по глубокому убеждению авторов, «деструктивный заряд, пагубный для личности и общества».

Фото: ShapikMedia/Shutterstock/Fotodom
Фото: ShapikMedia/Shutterstock/Fotodom

В обоснование своей позиции представители церкви привели пять ключевых пунктов:

  1. В произведениях писателя искажен «светлый образ русского человека», который представлен в «примитивном, убогом» состоянии, а главной чертой его становится «перманентное алкогольное опьянение».
  2. Тексты Венедикта Ерофеева глубоко пессимистичны, деструктивны и направлены не на созидание, а на разрушение. Они культивируют «уныние, отчаяние и насмешку над институтами общества и государства» и не способствуют консолидации граждан.
  3. Автор пропагандирует порок, а именно «страсть винопития». Кроме того, произведения «насыщены сквернословием», что попирает нормы морали.
  4. В текстах писателя «бытие Бога подвергается насмешливому сомнению через уничижительные и богохульные образы».
  5. Произведения Ерофеева «пронизаны идеей бесцельности, тщетности и экзистенциального тупика», и в них не прослеживается «положительный идеал и надежда на спасение».

Строго говоря, второй и пятый пункты можно было бы объединить, сократив таким образом список претензий. Впрочем, даже при таком раскладе выходит, что Венедикт Ерофеев пропагандировал как минимум уныние — то есть смертный грех. Не говоря уже о прочем.

Тем не менее, как справедливо заметил редактор владимирской «Зебры ТВ» Петр Фокин, во многих произведениях русских классиков герои «пьют и предаются другим грехам». «Вон Раскольников аж двойное убийство совершил. И ничего», — пишет он. Почему же Венедикт Ерофеев оказался «крайним»? Чем его экзистенциальная пустота оказалась страшнее неумолимого топора в руках Раскольникова?

Фото: Ya_Sveta/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ya_Sveta/Shutterstock/Fotodom

В пресс-службе Владимирской епархии «Зебре ТВ» пояснили, что к митрополиту Владимирскому и Суздальскому Никандру обратились верующие Петушинского района. Прихожан беспокоит, что недалеко от храма святителя Афанасия (Сахарова) должен появиться «Музей Ерофеева». Кроме того, в городе строят «Тропу Ерофеева», которая должна привести людей к одноименной экспозиции. Опасаются жители района и появления табличек с цитатами из произведений писателя, что, по их мнению, может негативно сказаться на воспитании подрастающего поколения.

Напомним, книга «Москва — Петушки» представляет собой путешествие-исповедь лирического героя Венедикта Ерофеева. Он отправляется на электричке из столицы в город Петушки к своей женщине и ребенку. Дорога становится метафорой поиска рая. Все это время Веничка проводит за распитием алкоголя и разговорами с попутчиками, излагая свои экзистенциальные и зачастую ироничные размышления о смысле жизни, истории и культуре.

Писатель Венедикт Ерофеев

Венедикт Ерофеев родился 24 октября 1938 года в поселке гидростроителей Нива-3 в Карелии. Его отец, начальник железнодорожной станции, был репрессирован и отбывал срок в лагере. Мать занималась домом и воспитанием пятерых детей. Веничка был младшим.

Детство писателя прошло в основном в детском доме в Кировске на Кольском полуострове. Он окончил школу с золотой медалью, но высшее образование так и не получил. В разное время Венедикт учился в четырех вузах, включая МГУ, но отовсюду был отчислен (однажды это произошло из-за того, что он распространял среди студентов Библию).

Писатель Венедикт Ерофеев. 1976 — 1979 гг. Фото: Владимир Сычев/Архив Владимира Сычева/russiainphoto.ru
Писатель Венедикт Ерофеев. 1976 — 1979 гг. Фото: Владимир Сычев/Архив Владимира Сычева/russiainphoto.ru

Писатель сменил множество профессий — от грузчика и бурильщика до сторожа вытрезвителя и монтажника. Вплоть до женитьбы на Галине Носовой в 1976 году он жил в разных городах без прописки, а затем уже стал официально москвичом. Еще ранее он был женат на Валентине Зимаковой, у них родился сын Венедикт.

За три года до смерти Ерофеев познакомился с Натальей Шмельковой, которая стала его последней любовью. Тем не менее, от жены Галины писатель не ушел.

Первое произведение «Записки психопата» Венедикт написал в 17 лет, но опубликовано оно было лишь в 2000 году. Долгое время оно считалось утерянным. Мировую известность Ерофееву принесла поэма в прозе «Москва — Петушки», законченная в 1970 году и сначала изданная за границей. В Советском Союзе ее впервые напечатали в журнале «Трезвость и культура» в 1987 году. Творчество писателя относят к постмодернизму, направление отличается склонностью к сюрреализму, иронии, гротеску и интеллектуальной провокации. Его цель — избавление от ложных установок и авторитетов.

Реакции экспертов на заявление Владимирской епархии

В Союзе писателей России заступаться за Венедикта Ерофеева не стали. Секретарь правления организации Андрей Воронцов сообщил НСН, что автор поэмы «Москва — Петушки» показывает только самую грязную и темную сторону жизни, поэтому абсолютно нормальным представляется желание РПЦ предупредить граждан о том, что не стоит обольщаться этой картиной мира.

«Есть люди, которые сами по себе имеют представление о литературе, о жизни, но ничего позитивного из-под их пера не выходит, потому что нет такой цели. Это юношеское воззрение на мир, в основе которого лежит отрицание и рвота от всего этого мира. Поэтому, конечно же, нельзя сравнить это произведение с работами Горького, Гоголя. Это плод, рожденный тяжело больным сознанием», — отметил Воронцов.

Фото: lumofoto/Shutterstock/Fotodom
Фото: lumofoto/Shutterstock/Fotodom

Иной точки зрения придерживается церковный и общественный деятель, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, его доводы приводит «Коммерсант». По словам журналиста, великие тексты никогда не имели и не имеют единой интерпретации. «Споры вокруг Толстого, Достоевского, Пушкина или Шекспира не утихают и спустя столетия, и это нормально. Творчество Венедикта Ерофеева — из того же ряда», — пишет он.

Легойда согласен с тем, что романтизировать героя произведения «Москва — Петушки» не нужно. В этом образе нет примера для подражания, более того, попытки представить Веничку в таком ключе искажали бы в том числе смысл поэмы, подчеркивает журналист. С этой точки зрения эксперт понимает беспокойство общественности по поводу того, что фигуру писателя хотят сделать «брендом» города Петушки.

При этом Владимир Легойда указал, что книга давно стала художественным феноменом. Он отметил, что поэма не столько о пьянстве, сколько о человеческой судьбе. «Текст глубоко трагичен. Он вызывает у читателя сострадание и ужас перед бездной, в которую падает человек, и одновременно заставляет задуматься о главном — что значит быть человеком», — написал он. Журналист считает, что произведение Ерофеева звучит как болезненный, противоречивый, но честный поиск.

Кировск, Кольский полуостров. Фото: umikem/Shutterstock/Fotodom
Кировск, Кольский полуостров. Фото: umikem/Shutterstock/Fotodom

Любая религия закономерно отстаивает систему традиционных ценностей и зачастую вступает в противоречие с тенденциями в искусстве и литературе, отметил в беседе с «Ямал-Медиа» религиовед Юрий Табак. «Достаточно вспомнить отлучение Льва Толстого от церкви или существование в католичестве так называемого списка запрещенных книг. Похожие механизмы действовали и в других религиях. В иудаизме, например, могли подвергнуть херему (исключению из общины — Прим. ред)», — рассказал эксперт.

По словам Юрия Табака, сформированные несколько столетий назад религиозные системы хотя и корректируются со временем, но в любом случае отстают от быстрой трансформации общества. Ситуация с заявлением Владимирской епархии о творчестве Венедикта Ерофеева полностью укладывается в эту логику, считает религиовед.

«Почему реакция епархии появилась именно сейчас, могу лишь предположить. Возможно, это связано с общей тенденцией к публичному позиционированию традиционных ценностей и необходимостью церкви четко обозначить свои смысловые границы в современном культурном поле», — заключил Юрий Табак.

Ранее мы рассказали о биографии, творчестве и тайнах поэта Серебряного века Иннокентия Анненского.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...