Музыкальная пауза: почему песни иноагентов хотят запретить для исполнения
Песни иноагентов: крымская история
Государственный совет Крыма запретит уличным музыкантам исполнять песни артистов, которые признаны Минюстом иноагентами, а также «граждан иных государств, совершающих в отношении России недружественные действия». Об этом сообщил спикер госсовета Владимир Константинов в своем телеграм-канале.
«Уличным артистам, которые желают выступать на открытых площадках городов, рекомендуется отказывать в согласовании проведения творческих выступлений, если их программа содержит произведения, созданные лицами из числа указанных категорий», — пояснил Константинов. Свою рекомендацию он объяснил необходимостью «очистить наше культурное пространство от предателей и расчистить его для тех талантов, которые в трудную минуту остались со своей страной».
В эфире телеканала «Россия 24» Константинов рассказал о предлагаемом запрете: «Суть в том, что нам нужно запретить им зарабатывать здесь, находясь при этом на враждебных для нас территориях, которые хотят уничтожить нашу страну, и получить деньги отсюда».
По его словам, после анализа творческих произведений иноагентов эксперты не нашли в них никакой ценности. Напротив, они являются бесполезными и вредными. В случае введения запрета на такие композиции «мы ничего не потеряем, а серьезно выиграем».
Ранее в Севастополе отменили показы спектаклей театра Вахтангова. Причиной тому послужило то, что два из них были поставлены режиссером Римасом Туминасом, который открыто выступал против проведения СВО.
А в октябре прошлого года российские музыкальные платформы «Яндекс Музыка», «VK Музыка», «МТС Музыка» и «Звук» начали маркировать музыкантов, которые внесены в реестр иноагентов. Александр Хинштейн, возглавлявший тогда комитет Госдумы по информполитике, заявлял о том, что не планируется совсем запрещать песни артистов. Однако Дума работает над законопроектом, который позволит отключить монетизацию на российских стримингах для исполнителей-иноагентов, подчеркнул он.
Напомним, Минюст тогда заявил, что законодательство России не запрещает слушать музыку исполнителей, которые внесены в список иностранных агентов.
Запрет песен иноагентов: за и против
Осенью 2023 года ВЦИОМ сообщал, что около 61% россиян считали иноагентов предателями, работающими за деньги против России. При этом на вопрос о том, изменится ли их отношение, если такой статус получит их любимый артист, 47% респондентов ответили, что перестанут смотреть его выступления. Еще 42% опрошенных заявили, что отношения к звезде не поменяют, а 2% участников опроса — что начнут интересоваться творчеством знаменитости еще больше.
Политолог Алексей Нечаев также считает, что иноагенты не должны зарабатывать в России. По его мнению, «если какие-то исполнители отвернулись от народа, то в таком случае народ имеет право на отчуждение их песен в свою, народную, собственность», пишет «Взгляд».
«С одной стороны, мы возмущаемся, когда уличным музыкантам в Одессе и Львове запрещают исполнять хиты русских артистов. А с другой — предлагаем запретить уличным музыкантам в Крыму исполнять, скажем, песню «Полковнику никто не пишет» из фильма «Брат-2» из-за того, что участники группы «Би-2»* признаны иноагентами. И признаны обоснованно. Но при чем здесь песня?» — добавляет эксперт.
Он уверен, что российским парламентариям не стоит копировать практику украинских депутатов из Рады, поскольку это повлечет за собой дополнительную рекламу иноагентов, но не их творчества. Кроме того, возможны различные конфликты в публичной сфере.
«Представим ситуацию: участник СВО приехал в отпуск и попросил уличного музыканта исполнить «запрещенную» песню, но получил отказ. Окружающие снимают это на видео, которое спустя время тиражируется в соцсетях, а затем СМИ публикуют новости с таким заголовком: «Ялтинский музыкант отказал участнику СВО в исполнении песни из «Брата-2». Это же скандал на ровном месте с неприятными для всех последствиями», — говорит Нечаев.
Однако в том же фильме и многих других есть немало песен, которые «связаны с важными историческими и личными воспоминаниями россиян. Как быть с этим пластом нашей культуры?» — рассуждает Нечаев.
Запрет на исполнение известных песен уличными музыкантами — это не по-русски, а по-украински, поскольку именно на Украине все запрещают, заявил политолог Павел Данилин. Он предлагает другой вариант: песни иноагентов могут и дальше звучать на улицах, но платить им ничего не надо. Но запрет на издание книг — это уже вопрос роялти и пропаганды, так что по поводу книг решение о запрете было правильным, уверен политолог. Он также добавил, что необходимо разделять культурную, научную и пропагандистскую деятельность.
Политолог Алексей Мартынов подчеркнул, что многие из тех, кто «заслуженно получил статут иноагента, продолжают получать авторские отчисления от российского потребителя». Но пока непонятно, как из базовых основ авторского права вычленить категорию музыкантов-иноагентов. Если музыка такого артиста звучит в ресторанах, на концертах, пляжах, в радиоэфире, то и за нее должны идти отчисления в Российское авторское общество. На уровне права возникает коллизия. Юридическая сторона вопроса требует не эмоционального, а четкого определения, говорит Мартынов.
По его словам, эмоции могут привести к тому, что Россия повторит украинский опыт, и это может привести, например, к запрету произведений Рихарда Вагнера только потому, что он был любимым композитором Адольфа Гитлера, хотя композитор умер еще до рождения фюрера. Мартынов задается вопросом, как быть с тем же любимым многими фильмом «Брат-2», где звучит музыка группы «Би-2»*, а сами музыканты появляются в кадре. Ведь фильм создавался, когда солист группы не был иноагентом и основные хиты группы относятся к прошлому. И что делать с этим прошлым, пока неясно, резюмирует политолог.
Существующее требование маркировки в целом справляется со своей задачей, но для аудиопродукции ее применение проблематично. «Представьте — звучит какая-то песня, а перед исполнением металлический голос говорит, что «данное произведение создано иноагентом», — размышляет политолог Александр Асафов. Он считает, что если исполнители не принесли извинений, не раскаялись публично, не помогают ни армии, ни оказавшимся в трудной ситуации из-за украинских атак жителям новых российских, а также приграничных регионов, то запрет был бы справедливым.
«Мы не можем быть нейтральными к людям, буквально изрыгающим ненависть в наш адрес. Мы должны выносить оценку и как-то предупреждать слушателей, кто исполнитель. В конце концов, в данном случае должна быть не только правовая, но и общественная оценка», — уверен Асафов и настаивает на том, что с трансляцией артистов-иноагентов надо что-то делать, поскольку их творчество так или иначе содержит элементы их позиции.
В беседе с изданием «Подъем» зампред комитета ГД по законодательству и госстроительству, член комиссии по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России Юрий Синельщиков отметил, что запрещать надо антироссийские и антирусские песни, однако само нахождение исполнителя в реестре иноагентов ничего не говорит о его творчестве. В список могут включать, к примеру, тех, кто получает средства из-за рубежа. Такие люди «представляют некую потенциальную опасность», но фактически могут не совершать никаких правонарушений.
Продюсер Иосиф Пригожин отметил, что не понимает логику запрета. Он уверен, что если начать ограничивать все, что можно трактовать двусмысленно, то даже песня Виктора Цоя с известной фразой «Перемен!» попадет под запрет. Цензура в творчестве — нерациональна. К тому же есть более важные задачи, говорит продюсер.
Монетизировать нельзя, запретить пока тоже: мнение экспертов
Произведения иностранных агентов подлежат маркировке. Например, при продаже диска, записанного музыкантом-иноагентом, он запаковывается в непрозрачную упаковку, на него ставится соответствующая маркировка. Аналогично обстоят дела, с текстами или видео в соцсетях рассказал «Ямал-Медиа» музыкальный журналист, юрист, специалист по авторским правам Павел Сурков. По его словам, это уже наработанная практика. Однако если запретить продажу совсем, пока непонятно, каким образом будет производиться изъятие продукции. Только книжные магазины порой отказываются продавать книги иностранных агентов.
«Если вы будете им что-то перечислять, то вы, по сути, тоже сами можете стать иностранным агентом. Так что здесь работает некоторым образом коммерческий механизм. Плюс сейчас возникают соответствующие ограничения по ведению иноагентами преподавательской деятельности. Но относительно того, как их продукция будет изъята из товарооборота, не очень понятно, кто и как это будет регулировать и контролировать», — пояснил Павел Сурков.
Негативное отношение россиян к творчеству иноагентов возникает из-за недопонимания происходящего. «Принят федеральный закон о монетизации их творчества и вывода средств ими заработанных денег. Контент, созданный иноагентами, никто национализировать или поменять авторство не может», — рассказал «Ямал-Медиа» музыкальный критик, медиаэксперт Павел Рудченко.
Это интеллектуальная собственность, но зарабатывать на таком контенте у иноагентов не получится, пока статус не будет снят. «Их сборы будут накапливаться на определенных счетах, и когда они избавятся своего статуса иноагента, смогут монетизировать средства. Вывод денег из России невозможен. Композиции иноагентов маркируются. Но подписчик сам решает слушать ему их или нет», — заключил эксперт.
Ранее мы писали о том, что журналист Караулов* получал деньги от иностранных источников через счет супруги.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
* Включены Минюстом в реестр иностранных агентов.