«Люди хотят быть в кадре»: на Ямале молодой режиссер будет создавать свой Голливуд
Надымвуд: в ямальском городе появится своя киностудия
Надым — город будущего
– «Судьба из будущего» — фантастический, мистический и одновременно музыкальный сериал. Это дебютный жанр?
– Этот проект мы снимали параллельно с моим первым полным метром, фильмом «Как я стал». Кстати, мы совершили первое кинотурне по Ямалу с этим фильмом. Была идея снять сериал в Надыме, искали новые трендовые форматы. Я хочу снимать то, что интересно молодым. В тот момент хайповым считался формат клип-сериалов — это несколько музыкальных клипов, связанных сквозным сюжетом. Главная фишка — показать Надым будущего так, как его никто никогда не показывал. Использовались 3D-графика, спецэффекты.
– «Судьба из будущего» — чистый хайтек или все-таки love story?
– Однозначно история любви и жертвы ради любимого человека. Город будущего — пока что фон, так как бюджет не позволял большего. Но в дальнейшем мы намерены раскрывать этот мир. Не раскрывая сюжет, скажу, что фильм еще и про абьюз, насилие, культ прессинга, доминирования над своей второй половиной, когда оскорбления, запреты, рукоприкладство становятся нормой. Лично для меня это дикость. И главная идея фильма — показать, что могут и должны быть другие отношения. Любимый человек — не вещь, не игрушка. Если ты этого не поймешь, ты можешь потерять того, кого любишь. Сериал больше об этом.
Особенный продукт: коллаборация с музыкантами
– Клиповый сериал, снятый в стиле хайтек-фэнтези — вы не боялись, что он не зайдет?
– Были такие опасения. Это ведь не кино в традиционном понимании. Формат клипов и коротких музыкальных видео, элемент мюзикла — короче, специфический продукт. Но мы не прогадали. Вайб, шумиха после премьеры превзошла все ожидания. Мы убили двух зайцев этим проектом. Во-первых, поддержали наши надымские музыкальные лейблы, авторскую музыку местных исполнителей, дали им возможность вынести свое творчество на широкую аудиторию. Хочу сказать, что в свою очередь надымские музыканты и лейблы тоже нас поддержали. Благодаря им наш творческий продукт стал особенным. Это была коллаборация. Во-вторых, поддержали узких специалистов в регионе — нужны были 3D-дизайнеры, декораторы, мастера по костюмам. Мы дали им возможность раскрыться в совершенно новом для них проекте и получить неоценимый опыт.
Второй сезон первого надымского сериала: сроки, содержание
– Когда выйдет второй сезон?
– В Надыме скоро начнутся работы по созданию арт-резиденции — еще одного нового для нашего города культурного кластера. Кино как его направление открывается по инициативе администрации Надымского района и будет основным. Я буду играть роль резидента по созданию кино, режиссера, актера и, возможно, иногда продюсера. На открытии кластера и представим второй сезон.
Будет продолжение истории с лихим сюжетом и новыми съемочными фишками. А в это время Infinitix production начинает заниматься еще и обучением по направлениям: фото, кино, режиссура, сценарное мастерство. Мы продолжаем развивать систему создания кинематографа в маленьком городе.
Кино, которое будет лечить и развивать
– Не так давно было модно снимать фильмы в режиме реального времени, минимум макияжа и ретуши, спальные районы, маргиналы и шпана в трениках... Хоррор, фильм «Репортаж», например, экзорцизм в прямом эфире. Вам интересны реалити и хоррор?
– Снимать хорроры не хочу, не то время. Инфополе разрывается, нервы, напряжение, ковид, СВО, масса негатива вокруг. Людям нужны светлые, позитивные, теплые эмоции, нужны успокоение и гармония. Мы хотим снимать кино, которое будет лечить, а не калечить, успокаивать, а не нервировать, развивать и освещать разные стороны жизни Надыма. В фильме «Как я стал» открывали местных талантливых актеров, звездочек. В «Судьбе из будущего» — авторскую музыку, надымские музыкальные лейблы. Пока мы полностью сконцентрированы на съемках второго сезона «Судьбы из будущего». Сделаем — дальше будет видно.
Что касается экспериментов с формами… Знаете, я хочу найти что-то уникальное в нашей местной эстетике, айдентике Надыма. Китайское или индийское кино явно отличается от остальных, имеет свое лицо, это узнаваемые бренды. Вот это для меня главное сейчас.
Главная роль: не сбежать, не слиться
– В своих картинах вы играете главные роли. Герои — это ваши альтер-эго или просто работа по сценарию?
– Надо мной часто шутят, мол, стал режиссером, чтобы сниматься в фильмах. Не берут в актеры — снимай свое, ставь себя на все топовые роли...
Почему я играю в своих фильмах? Куча людей задействована, локации, команда, декорации, бюджет, график. А тут звонит актер на главную роль и говорит, что играть не сможет. Например, в «Судьбе из будущего» на главную роль был приглашен знаменитый надымский певец (имя не назову, пусть будет инкогнито, кому надо — тот знает), но ему не позволил график, в последний момент отказался. Пришлось мне играть самому. Я занимался музыкой, танцами, поэтому смог сыграть так, как было необходимо по сюжету музыкального сериала. Такая же ситуация вышла с фильмом «Как я стал».
А вообще, это дурная история, когда режиссер — и сценарист, и исполнитель главной роли в своем кино. Быть в 15 разных амплуа я больше не хочу. Но зарекаться не буду, в жизни все бывает!
Я часто получаю сообщения в «ВК»: «Минин снимает только своих друзей и себя любимого». Мол, местная киномафия. Но это неправда, снимаются обычные люди, любители и непрофессиональные актеры. Меня узнают на улицах, в магазинах, подходят, иногда жалуются, почему снимаю одних и тех же, спрашивают, как поучаствовать. Готовы деньги платить, только бы их сняли!
– В одном интервью вы говорили, что фильм «Как я стал» — знаковая для вас работа. Почему — масштаб проекта, съемок? Финальный успех?
– Да, это мой первый полнометражный фильм. Я там особо и не играл, это действительно мое альтер-эго, только очень давнее. Сейчас я совсем другой. Вообще, в моем кино нет хороших или плохих персонажей. Есть просто люди. Они ошибаются, безумствуют, а иногда творят добро. Но на дурном примере этих персонажей можно показать, как делать не надо. Есть мораль, обязательно! И глубокие смыслы тоже, без этого я не работаю!
Первый кинопроект Надыма с миллионным бюджетом
– Кто находит средства для реализации проектов?
– Картина «Как я стал» полностью снята на мои деньги. Дальнейшее развитие — показы, тур по Ямалу — оплачивала администрация Надымского района. У «Судьбы из будущего» продюсер Эльвира Половинко, директор музыкального лейбла «Джаст Саунд», мой давний друг и партнер. Очень помогла администрация. По инициативе главы района Дмитрия Жаромских был организован конкурс грантов, и мы выиграли миллион рублей. Это первый в истории Надыма кинопроект с таким бюджетом. И он окупился! В отрасли появились рабочие места, люди получали зарплату, чему я очень рад.
По поводу продюсеров — у любого медийного человека, звезды есть тень. Это ключевая персона, которая проделывает громадную работу, пиарит, раскручивает, договаривается. Но ее мало кто знает. Звезда сияет ярче и ярче, вот и звездная болезнь в самом разгаре. Но если человек-тень уйдет, не факт, что звезда не погаснет. Так что роль продюсера очень большая.
Высокое искусство надо навязывать!
– Как, по-вашему, кино все еще способно воспитывать, формировать взгляды, прививать ценности?
– Безусловно, кино — мощнейший инструмент, который формирует пласты идей, воздействует на широкую аудиторию, воспитывает. В советское время или в «Золотой век» Голливуда киноделы, режиссеры, сценаристы предлагали зрителю продукт, а он делал выбор, принимать его или нет. Сегодня люди говорят, что они хотят видеть, а создатели фильмов подстраиваются. Это неправильно. Зритель не знает, чего он хочет. В США, например, дошли до откровенной «шизы», культуры отмены — это кошмар, крах искусства. Что касается воспитания — не хочу никого обидеть, но наше современное кино — не про воспитание.
– Новые смыслы в кино сейчас появляются?
– В искусстве, как и в мире, все циклично. Была прекрасная эпоха советского кино. Сейчас мы переживаем спад, моральную деградацию. В искусстве те же тенденции, что и в обществе. Поэтому выбор невелик: либо ты делаешь проекты, которые будут образовывать и воспитывать, либо «Бабушку легкого поведения». Жестко, да, но по-другому не скажешь. Причина, на мой взгляд, в низком уровне образования и в том, что высокое искусство не навязывается. А если хочешь воспитывать общество — придется это делать так или иначе. И не надо смотреть, окупается кино или нет. Фильмы Быкова, Лунгина вряд ли окупались. У Мусоргского и Даргомыжского нет 100 миллионов просмотров в Ютубе. Ну у них и цели иные.
– Зато у блогеров миллионы просмотров. Как вы относитесь к тому же Моргенштерну*?
– Выскажу непопулярное мнение. Моргенштерн* несет дурные смыслы, безусловно. Но он сделал одну важную вещь — вывел уровень съемки музыкальных клипов, клип-сериалов на новый, почти голливудский уровень. За профессионализм его команды не стыдно. Другой вопрос — содержание: оно спорное и отвратительное. Ну так возьмите и сделайте правильное наполнение! Да только альтернативы что-то не видно на горизонте…Что до остальных…. Инстасамка — полный треш. Тут вот уже конкретно стыдно. Поет адово, это полная копирка, бездарность, ничего оригинального и ничего хорошего не несет.
Надым станет центром ямальского кино
– Каковы перспективы развития кино на Ямале? Появится ли Надымвуд — по аналогии с Голливудом и Болливудом?
– Надым обязательно станет центром кино на Ямале в ближайшем будущем. Через пару лет здесь будет киноцентр, Мекка русского Севера, в проектах будут участвовать и московские, и питерские мастера. Более пяти лет мы снимали кино в маленьких городах, и это дает плоды, создает реальные рабочие места — сериал тому доказательство.
– Молодежь вовлечена в это дело? И как молодым ребятам развиваться вместе с индустрией?
– Мне кажется, каждый подросток мечтает снять фильм или сняться в фильме. Так что молодым это интересно в первую очередь. Люди хотят быть в кадре, ощущать себя звездами. Наша цель — помочь им найти себя, дать работу, раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал. Мы вкладываем много собственных средств в развитие местного кинопрома, разрабатываем возможности получения финансов на свое кино, проводим обучение.
– Вдобавок ко всему вы сами занимаетесь художественной фотографией, поете, танцуете. Это не перетягивает, не уводит вас от кино?
– Я жестко прочерчиваю линию между хобби и профессией. Мое дело — снимать кино, остальное — баловство, фан, тусовка. Я свободный художник и холодный философ, как говорил Остап Бендер. Хочу — фоткаю, хочу — снимаю, хочу — играю в кино. Это творчество, и здесь не должно быть бюрократических ограничений и глупого формализма. Оно формирует идеалы, никого не оскорбляет, несет разумное, доброе, вечное и никому не мешает. Все остальное — мое дело.
Перспективы надымского кинематографа
– Многие талантливые люди уезжают из регионов в мегаполисы, а вы сознательно остаетесь в своем родном городе. Где родился, там и пригодился?
– Говорят, что в Москве вся сила, все кино и все «бабки», что Надым я перерос. Не буду лицемерить, если шанс дадут — рискну. Но только если это будет действительно большой вызов. А так… Бросать все ради туманных перспектив? Мое дело здесь — это мой ребенок. А разве можно бросить ребенка? У нас была мечта снимать кино в маленьком городке с населением 50 тысяч человек, да еще и крупнобюджетное (для Надыма). Вокруг говорили, что это невозможно. Никто не верил в успех. А мы взяли и сделали.
– А реальные карьерные перспективы просматриваются?
– Они есть, и вполне внятные. Через пару лет будет создан центр кино на Ямале. Плюс здесь богатый материал для креатива. Например, уникальная ямальская культурная и социальная айдентика, своеобразная и на Большой земле практически неизвестная. На молодежь давит комплекс глубинки, ничтожности, маленького человека в маленьком городе. Мы хотим эту тенденцию сломать, показать здешнюю уникальную атмосферу, ментальность, таланты, особый жизненный уклад. Дать понять молодым ребятам, что они не на обочине жизни — просто в другой геоклиматической плоскости!
Герои будущих фильмов — герои Ямала
– Есть мысль снять байопик про выдающихся людей Ямала?
– Да, есть варианты сценариев, связанных с зарождением Ямала. Один из героев — Стрижов. Фильм будет о том, как развивался Север, строились города, сколько сил отдали герои Ямала на благое дело. Люди с Большой земли толком не знают, что за «инопланетяне» живут здесь среди вечной мерзлоты, в тяжелейшем климате. И при этом все оптимисты, добрые, светлые, трудолюбивые.
– Если бы предложили снимать кино к столетию ЯНАО, где бы стали сюжет искать?
– Столетие — очень масштабное событие. Галактическое, я бы сказал. Ямал — это же не один город. Множество городов, разные локации, масса судеб и жизненных линий. Если доверят мне такую работу — возьму реальные исторические события, добавлю вымышленного персонажа в самый круговорот этих событий. И дальше через призму видения мира этим человеком покажу свершения, конфликты, коллизии. Это был бы мегапроект. Но до такого еще надо дожить!
– Кто вас вдохновляет? Тарантино и фон Триер говорят, что их учитель — Тарковский.
– Покажется странным, но меня вдохновляет Майкл Джексон. Из его песен беру сюжеты, сценарии, костюмы. Благодаря ему я захотел стать режиссером. Киношники во мне таких эмоций не вызывают, хоть убей… Я всегда думал: вот человек достиг такого результата, а я сижу тут в Надыме, как идиот, не могу кино снять? Злюсь на себя, а потом иду и делаю. Так что Майкл — мой путеводный знак и главный стимул.
– Есть такая расхожая фраза — «Воруй как художник». В эпоху постмодерна в ход идут копии, симулякры, почти нет своего материала. Кого бы вы хотели процитировать?
– Хочется снять кино, как «Зеленая миля», «12 лет рабства» — сопоставимое по актерскому уровню. Или про выдающегося человека — типа «Ван Гог на пороге вечности». Конкретно сцен, которые скопировать или украсть бы хотел, наверное, нет. Хочу снимать кино, которое меняет жизнь людей. Тупую «ржаку» или стрельбу не снимаю. Мои фильмы, как я уже говорил, – это мои дети. Я их воспитываю и выращиваю именно так, как растят любимых детей: только от меня как от родителя зависит, каким будет ребенок, а я очень серьезно к этому отношусь.
Музыка для надымского кино — только авторская и оригинальная
– Вы были гостем и участником музыкального фестиваля в Надыме «Черная коробка». И там нашли себе партнеров, музыкантов, с которыми работаете по сей день?
– В Надыме огромное количество талантливых людей — по одному на квадратный метр. Музыканты, танцоры, певцы, звукорежи, хореографы, педагоги — все обладатели международных и всероссийских премий. Фестиваль «Черная коробка» открыл мне новых молодых музыкантов, с которыми мы работаем над новыми проектами.
– А что по поводу музыки в ваших киноработах?
– Для обеих картин делал музыку лейбл Just Sound, с ними я с детства знаком, дружим почти всю жизнь.
Крутая вышла коллаборация. Ваня Половинко написал песню, идеально подходящую под проблематику и сюжет фильма. Потом вся команда перекочевала в сериал, полностью поменяв стилистику.
У песни «Беги», саундтрека к первой серии, изначальная стилистика была под гитару, как у бардовской песни, которую у костра поют. Ребята сделали электронное звучание, которое идеально ложилось на футуристическую атмосферу кино. Кстати, весь музыкальный материал у нас авторский и оригинальный. Никаких перепевок, копий и тиражей.
– А молодым музыкантам помогаете?
– Делаем бесплатные клипы для команд, которые находятся на старте карьеры. Такая вот профессиональная благотворительность. Но со временем, я уверен, все окупится, здешняя почва очень благодатная. Вообще, в Надыме рабочие отношения неразрывно связаны с добрососедскими. Вот наш известный музыкант Дмитрий Астафьев мне звонит: «Вовка, споешь у меня?» «Да, спою, какие вопросы?» – иду, выступаю. У нас все проекты так делаются, по звонку. Будешь сниматься? Буду! Пойдешь на концерт? Пойду! Снимешь мне клип? Сниму!
– А что за коллаб у вас был с группой FPF?
– Тут забавная история. Начнем с того, что это супергруппа, звезды Ямала, их все знают. Надо было записать романтическую песню на сцену, где мы проводим время на концерте. Мы пришли к ним на андеграунд-пати в гараж. Играет нужная песня, мы с камерами и хоп — готова важнейшая сцена!
– Чтобы читателям был понятен масштаб — это как Бондарчук приходит с камерами и командой на концерт к Киркорову и там снимает пару сцен. За просто так, по-дружески.
– Да, примерно так.
Надымский конкурс красоты помогает местной киноиндустрии
– Вы были в жюри конкурсов красоты. Вам это просто интересно или выбираете актрис?
– Везде, где женщины соревнуются, надо понимать простую вещь — ты будешь виноват при любом раскладе. Всегда будешь неправ, будешь в чьих-то глазах дураком, козлом, безвкусным дятлом, сволочью. Отношусь к этому философски. А актри да, выбираю. Одна девушка очень убедительно, прямо-таки по-актерски выступила, мне понравилось. Когда всем членам жюри давали заключительное слово, я воспользовался моментом и пригласил ее к себе в фильм.
– Кого-то еще из победительниц звали на роли?
– Да, Наташа Малышенко, победительница конкурса «Краса Надыма. Это уже касается съемок «Судьбы из будущего». Опять в последний момент сорвался кандидат на главную женскую роль. И вот я, на удачу, пишу в «ВК» Наташе, мы с ней работали на одном проекте. Пишу: «Наташ, срочно нужна актриса на главную роль, съемки горят!» Она просит прислать сценарий и... соглашается почти сразу. Вот такой у нас город, за это люблю его безмерно.
Постельные сцены по-надымски
– А треш на съемках и вокруг них бывает?
– Куда ж без этого. Пара историй связана с постельными сценами в фильме «Как я стал». Главная героиня Маша (в миру Света) была замужем на тот момент. И вот она изменяет мужу с моим героем. Зрители почему-то решили, что и в реальности та же ситуация. Крики: позор, предательство, пятно на репутации семьи, унизил женщину! Был дикий прессинг. Я даже пару раз получил по шапке от особо инициативных граждан, приходилось разбираться на улице. Только после премьеры мы смогли убедить людей, что это вымысел, фантазия.
Вторая история вообще улет. Мы снимали постельную сцену в фильме «Как я стал», не было нужной локации. А график подстегивает, время позднее, народ волнуется, деньги кап-кап... Я звоню подруге: так и так, выручай — надо срочно снять эпизод. Она соглашается. В районе полуночи открывает дверь, на пороге толпа народу, реквизит, камеры, софиты. Она спрашивает, что снимать будем. Я говорю: слушай, дай свою кровать на пару часиков — нам постельную сцену снять, мы быстро! Она в шоке полном. А тут еще проблема: наш оператор Садиг Аббасов, интеллигентный парень, вдруг говорит: «Володь, извини, но я на это (на секс) смотреть не могу, мне воспитание не позволяет». Я предлагаю: снимай не глядя, раз не можешь!
– Получилось?
– Конечно! Вот такой у нас мастер высшего уровня. Шучу! Смотрел он в камеру. Посмеялись и продолжили работу. И все получилось отлично! Вот так мы работаем с невероятным позитивом, смехом, шутками, отличным настроением.
В чем Владимир Минин согласен с Джонни Деппом
– Всем начинающим операторам на заметку!
– Да! Кстати, еще интересный момент с фотографом Дмитрием Рогожкиным — мировая величина, можете погуглить. Познакомились случайно на одном форуме. Я его по-свойски позвал на съемки. Думал, забудет: он же звезда! А он приехал как раз в тот момент, когда снимали эпизод с концертом FPF, сел скромно в сторонке. Вот так случайно заполучил в фильм мировую знаменитость.
– Джонни Депп как-то сказал, что мы живем в удивительное время, когда люди могут быть собой, но не хотят, потому что должны соответствовать мнению окружающих — а он не хочет так жить, он на другой стороне. А вы на какой?
– Согласен с товарищем Деппом. Я делаю что хочу и живу так, как хочу, как считаю правильным. Далек от пафоса и лицемерия. Я простой парень, где-то могу ступить, сделать глупость, ошибиться, надо мной будут смеяться. Кому-то я страшно неудобен, кто-то, вероятно, считает меня бездельником и клоуном. Но я такой, какой есть. Перед людьми и самим собой я честен. К примеру, мне предлагают снимать коммерческое видео, рекламу. Вышли на меня с просьбой снять ролик о вреде курения. Я отказался. Прямо сказал: как снимать ролик против сигарет, если сам паришь? Это же ложь! Ты сам брось сначала!
Я честен в своем творчестве. И это главное!
______________________
*иностранный агент